Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: Автоматизация звука [Р]

Цели:

  • Развитие фонематического слуха.
  • Закрепление навыков фонематического анализа.
  • Выработка резкого направленного выдоха.
  • Автоматизация твердого звука «Р» в открытых слогах.
  • Закрепление навыка звуко-буквенного анализа и синтеза.
  • Уточнение и расширение словаря.
  • Развитие высших психических функций и навыков самоконтроля.

Оборудование:

Зеркало, доска, предметные картинки (корова, зебра, волк, рысь), карточки- игры: «вертолет», «грузовик», схемы для звукового анализа – «домики», карточки –буквы, мяч, фломастеры.

Ход логопедического занятия

1. Организационный момент.

Логопед предлагает ребенку отгадать загадки и выбрать картинку-отгадку из предложенных: корова, волк, зебра, рысь
и расположить картинки на доске в соответствии с инструкцией:

в верхнем правом углу,
в нижнем левом углу,
в нижнем правом углу,
в верхнем левом углу.

Загадки:

Лесники ее котят взять домой не захотят,
Ей не скажешь: «Киска, брысь!»
Потому, что это …
(Рысь)

Среди двора стоит копна: спереди вилы, а сзади – метла.
(Корова)

Зубовато, серовато. По полю рыщет, телят, овец ищет.
(Волк)

Разрисована лошадка, словно школьная тетрадка.
(Зебра)

2. Сообщение темы занятия.

- Сегодня мы продолжим учиться произносить твердый звук «Р» и слоги с этим звуком.

3. Развитие фонематического восприятия.

Логопед дает задание ребенку:

- Хлопнуть в ладоши 1 раз, когда он услышит звук «Р»:

а, у, р, ш, р, з, р, л, щ, а, о, р, ж, р.

- Хлопнуть 2 раза, когда он услышит слог со звуком «Р»:

ва, ра, по, ку, ру, ма, лы, ры, фо, зы, ро, ры.

- Хлопнуть 3 раза, если в слове есть звук «Р»:

лампа, рама, салют, замок, радуга, стол, коробка, шапка, комары.

Логопед предлагает ребенку послушать названия предметов и найти для слов свои «домики» (по месту расположения звука «Р» в словах — начало, середина, конец слова).

Картинки:

Ручка, помидор, сыр, мухомор, барабан, зебра, карандаш, ромашка, рыба.

Ребенок располагает картинки под соответствующими схемами.

4. Артикуляционная гимнастика.

1) Логопед предлагает ребенку вспомнить, какие упражнения помогали ему учиться произносить звук «р» и выбрать среди карточек-символов подходящие (заборчик, чашечка, грибочек, качели, барабан).

2) Выполнение перед зеркалом упражнений артикуляционной гимнастики:

Статических: «заборчик», «чашечка», «иголочка».

Динамических: «лошадка», «качели», «грибочек», «маляр», «болтушка», «почистим зубки».

Упражнения по формированию резкого направленного выдоха – «фокус».

5. Автоматизация звука «Р».

1) Логопед вместе с ребенком уточняет характеристику звука и его артикуляцию:

  • губы в улыбке,
  • язык поднят за верхние зубы,
  • воздушная струя – сильная, направленная на кончик языка,
  • звук твердый.

2) Автоматизация навыка произношения звука «р» изолированно (с опорой на кинестетический анализатор).

Логопед предлагает ребенку произносить звук «р» используя картинки-игры:

«Вертолет»

Логопед:

- Отправляется в полет винтокрылый вертолет! Ни разгона, ни разбега , раскрутили винт – и в небо!.

- Давай поможем пилоту завести вертолет.

(Ребенок произносит длительно звук «Р» и обводит пальчиком круги и спирали, рисует спирали фломастером самостоятельно).

«Грузовик»

Логопед:

- Грузовик огромный, труженик большой, грузы многотонные возит день-деньской.

- Покажи, по каким дорожкам проехал грузовик.

(Ребенок произносит длительно звук «Р», проводя пальчиком по шероховатым поверхностям дорожек).

3) Автоматизация навыка произношения звука «р» в прямых открытых слогах.

В кузове грузовика находятся карточки с буквами – А, О, У, Ы.

Логопед предлагает ребенку поставить их на «дорожках» по которым проедет грузовик. Ребенок, двигаясь по «дорожке» к букве, произносит слоги:

РА, РО, РУ, РЫ.

Логопед просит ребенка проговаривать слоги:

перед зеркалом,
с закрытыми глазами:

ра, ра, ра ры,ры,ры ра,ру,ры,ро
ро, ро, ро ру,ру,ру ро,ры,ру,ра

4) Проговаривание слоговых рядов с выделением ударного слога

Игра «Волшебный молоточек»:

ра – ра – ра ро – ро – ро ры – ры – ры ру – ру — ру
ра – ра –ра ро – ро – ро ры – ры – ры ру – ру — ру
ра – ра- ра ро – ро – ро ры – ры – ры ру — ру — ру

6. Динамическая пауза.

Логопед предлагает ребенку выложить на полу из веревочек разной длины «лесенку», располагая веревочки от самой длинной к самой короткой.

Логопед просит ребенка запомнить слоговой ряд и «прошагать» по лесенке вверх и вниз проговаривая слоги:

Ра – ры — ры – ра
Ро –ро – ру – ра
Ры – ро – ру- ры
Ра – ро – ро – ра
Ры – ры – ру – ра

7. Игра с мячом «Доскажи словечко».

Логопед бросает ребенку мяч и называет начало слова, возвращая мяч, ребенок заканчивает слово, добавляя нужный слог (ра, ро, ры, ру):

«Вот слова со слогом «ра»: ко – ра, жа – ра, но – ра, иг – ра.
«Вот слова со слогом «ры»: ку – ры, го – ры, топо — ры, кома – ры.
«Вот слова со слогом «ро» : вед – ро, мет — ро, пе — ро, доб – ро.
«Вот слова со слогом «ру» : кенгу – ру.
«Мы закончили игру!»

8. Итог занятия.

  • Рефлексия.
  • Задание на дом.

Фадеева Юлия Михайловна,
учитель-логопед,
ГБОУ СОШ № 922 г. Москвы

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: ,

Сейчас читают:

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР на тему: «Звук и буква С» Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР на тему: «Звук и буква С»
Использование наглядности при работе над связной речью с детьми с ОНР III уровня речевого развития Использование наглядности при работе над связной речью с детьми с ОНР III уровня речевого развития
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [ш] в словах Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [ш] в словах
Игра-соревнование «В мире гласных звуков» для детей старшей логопедической группы ДОУ с родителями Игра-соревнование «В мире гласных звуков» для детей старшей логопедической группы ДОУ с родителями

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.