Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: Автоматизация звука [Р]

Цели:

  • Развитие фонематического слуха.
  • Закрепление навыков фонематического анализа.
  • Выработка резкого направленного выдоха.
  • Автоматизация твердого звука «Р» в открытых слогах.
  • Закрепление навыка звуко-буквенного анализа и синтеза.
  • Уточнение и расширение словаря.
  • Развитие высших психических функций и навыков самоконтроля.

Оборудование:

Зеркало, доска, предметные картинки (корова, зебра, волк, рысь), карточки- игры: «вертолет», «грузовик», схемы для звукового анализа – «домики», карточки –буквы, мяч, фломастеры.

Ход логопедического занятия

1. Организационный момент.

Логопед предлагает ребенку отгадать загадки и выбрать картинку-отгадку из предложенных: корова, волк, зебра, рысь
и расположить картинки на доске в соответствии с инструкцией:

в верхнем правом углу,
в нижнем левом углу,
в нижнем правом углу,
в верхнем левом углу.

Загадки:

Лесники ее котят взять домой не захотят,
Ей не скажешь: «Киска, брысь!»
Потому, что это …
(Рысь)

Среди двора стоит копна: спереди вилы, а сзади – метла.
(Корова)

Зубовато, серовато. По полю рыщет, телят, овец ищет.
(Волк)

Разрисована лошадка, словно школьная тетрадка.
(Зебра)

2. Сообщение темы занятия.

- Сегодня мы продолжим учиться произносить твердый звук «Р» и слоги с этим звуком.

3. Развитие фонематического восприятия.

Логопед дает задание ребенку:

- Хлопнуть в ладоши 1 раз, когда он услышит звук «Р»:

а, у, р, ш, р, з, р, л, щ, а, о, р, ж, р.

- Хлопнуть 2 раза, когда он услышит слог со звуком «Р»:

ва, ра, по, ку, ру, ма, лы, ры, фо, зы, ро, ры.

- Хлопнуть 3 раза, если в слове есть звук «Р»:

лампа, рама, салют, замок, радуга, стол, коробка, шапка, комары.

Логопед предлагает ребенку послушать названия предметов и найти для слов свои «домики» (по месту расположения звука «Р» в словах — начало, середина, конец слова).

Картинки:

Ручка, помидор, сыр, мухомор, барабан, зебра, карандаш, ромашка, рыба.

Ребенок располагает картинки под соответствующими схемами.

4. Артикуляционная гимнастика.

1) Логопед предлагает ребенку вспомнить, какие упражнения помогали ему учиться произносить звук «р» и выбрать среди карточек-символов подходящие (заборчик, чашечка, грибочек, качели, барабан).

2) Выполнение перед зеркалом упражнений артикуляционной гимнастики:

Статических: «заборчик», «чашечка», «иголочка».

Динамических: «лошадка», «качели», «грибочек», «маляр», «болтушка», «почистим зубки».

Упражнения по формированию резкого направленного выдоха – «фокус».

5. Автоматизация звука «Р».

1) Логопед вместе с ребенком уточняет характеристику звука и его артикуляцию:

  • губы в улыбке,
  • язык поднят за верхние зубы,
  • воздушная струя – сильная, направленная на кончик языка,
  • звук твердый.

2) Автоматизация навыка произношения звука «р» изолированно (с опорой на кинестетический анализатор).

Логопед предлагает ребенку произносить звук «р» используя картинки-игры:

«Вертолет»

Логопед:

- Отправляется в полет винтокрылый вертолет! Ни разгона, ни разбега , раскрутили винт – и в небо!.

- Давай поможем пилоту завести вертолет.

(Ребенок произносит длительно звук «Р» и обводит пальчиком круги и спирали, рисует спирали фломастером самостоятельно).

«Грузовик»

Логопед:

- Грузовик огромный, труженик большой, грузы многотонные возит день-деньской.

- Покажи, по каким дорожкам проехал грузовик.

(Ребенок произносит длительно звук «Р», проводя пальчиком по шероховатым поверхностям дорожек).

3) Автоматизация навыка произношения звука «р» в прямых открытых слогах.

В кузове грузовика находятся карточки с буквами – А, О, У, Ы.

Логопед предлагает ребенку поставить их на «дорожках» по которым проедет грузовик. Ребенок, двигаясь по «дорожке» к букве, произносит слоги:

РА, РО, РУ, РЫ.

Логопед просит ребенка проговаривать слоги:

перед зеркалом,
с закрытыми глазами:

ра, ра, ра ры,ры,ры ра,ру,ры,ро
ро, ро, ро ру,ру,ру ро,ры,ру,ра

4) Проговаривание слоговых рядов с выделением ударного слога

Игра «Волшебный молоточек»:

ра – ра – ра ро – ро – ро ры – ры – ры ру – ру — ру
ра – ра –ра ро – ро – ро ры – ры – ры ру – ру — ру
ра – ра- ра ро – ро – ро ры – ры – ры ру — ру — ру

6. Динамическая пауза.

Логопед предлагает ребенку выложить на полу из веревочек разной длины «лесенку», располагая веревочки от самой длинной к самой короткой.

Логопед просит ребенка запомнить слоговой ряд и «прошагать» по лесенке вверх и вниз проговаривая слоги:

Ра – ры — ры – ра
Ро –ро – ру – ра
Ры – ро – ру- ры
Ра – ро – ро – ра
Ры – ры – ру – ра

7. Игра с мячом «Доскажи словечко».

Логопед бросает ребенку мяч и называет начало слова, возвращая мяч, ребенок заканчивает слово, добавляя нужный слог (ра, ро, ры, ру):

«Вот слова со слогом «ра»: ко – ра, жа – ра, но – ра, иг – ра.
«Вот слова со слогом «ры»: ку – ры, го – ры, топо — ры, кома – ры.
«Вот слова со слогом «ро» : вед – ро, мет — ро, пе — ро, доб – ро.
«Вот слова со слогом «ру» : кенгу – ру.
«Мы закончили игру!»

8. Итог занятия.

  • Рефлексия.
  • Задание на дом.

Фадеева Юлия Михайловна,
учитель-логопед,
ГБОУ СОШ № 922 г. Москвы

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: ,

Сейчас читают:

Занятие по логоритмике «Веселые овощи» для детей старшего дошкольного возраста Занятие по логоритмике «Веселые овощи» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Транспорт» Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Транспорт»
План-конспект совместного занятия с детьми и родителями старшей возрастной группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей» План-конспект совместного занятия с детьми и родителями старшей возрастной группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей»
План-конспект совместного занятия с детьми и родителями средней группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей» План-конспект совместного занятия с детьми и родителями средней группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.