Конспект занятия «Деление слов на слоги, Перенос слов» предусмотрен для фронтальных занятий с учащимися 2-3 классов, имеющих заключение НЧП, обусловленное НВОНР (1 год обучения).
Конспект занятия на тему: Деление слов на слоги. Перенос.
Цель: Совершенствовать умение детей делить слова для переноса.
Задачи:
1. Дидактические:
- Совершенствовать навыки слогового анализа и синтеза слов.
- Совершенствовать знания детей о правилах переноса слов.
- Упражнять в правильном переносе слов.
2. Коррекционные:
- Совершенствовать навыки анализа и синтеза.
- Развивать мелкую моторику.
- Совершенствовать координацию движений.
- Развивать логическое мышление.
3. Воспитательные:
- Продолжать формировать положительное отношение к занятиям.
- Развивать навык сотрудничества в парах.
Оборудование: картинки, разрезанные на части; карточки с цифрами 1, 2, 3,4 на каждого; ножницы 4 шт.; простые карандаши, цветные ручки; напечатанные слова: берлога, дельфин, густой, пассажиры; конверты с этими словами и листочками в линеечку; схемы слов; правила переноса; карточки с картинками; индивидуальные карточки с предложениями; карточки для графического диктанта.
Ход занятия:
Оргмомент.
Упражнения на координацию движений.
- Покажи левой рукой правое ухо, правой рукой левое ухо. Давайте выполним упражнение «Ухо-нос».
Называние частей тела.
- Покажите, где у вас находится затылок, бедро, голень, локоть.
Составление картинки, разрезанной на части.
- Вам сейчас нужно соединить, собрать картинку. Что вы сейчас делали? (составляли целое из частей). А что больше — часть или целое? (целое).
- Значит, у картинки части – это те детали, из которых вы ее собрали.
Основная часть.
Определение темы занятия.
Работа проводится в парах.
- Сейчас вы объединитесь в пары. Я вам раздам листочки со словами. Но слова эти непростые, в них буквы перепутались. Вы должны их поставить на место и определить, что это за слова.
Одной группе слово согли, второй – пренос.
- Что у вас получилось? (слоги), (перенос).
- Эти слова вам помогут определить, что мы с вами будем делать на занятии? Подумайте. (Делить слова на слоги и для переноса).
2. Деление слов на слоги на слух.
- Давайте попробуем. Я вам буду говорить слова, а вы определять, сколько в слове слогов? А как это определить, сколько в слове слогов на слух? (Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов).
- Давайте поиграем в игру и проверим, как вы умеете слушать. Игра называется «Молчанка». Я называю слово, а вы поднимаете цифру в зависимости от того, сколько в слове слогов.
- Тротуар, носорог, трамвай, ухо, мост, сапог, красивая.
Если кто-то показывает неправильно, то проводится с этим словом следующая работа:
- давайте выделим в слове тротуар гласные звуки, сколько их? (3), какие? (о,у,а);
- а как еще можно проверить сколько в слове слогов? (отхлопать слово);
- давайте отхлопаем (тро-ту-ар).
3. Составление слов из слогов-названий картинок.
- Давайте поиграем в игру «Составь слово». Объединяемся в пары.
- Я вам раздам листочки с картинками. Вам нужно будет составить новое слово. Для этого вам нужно будет разделить слово-название картинки по слогам. Выделить первый слог из каждого названия картинки и составить новое слово.
1 листок:
луна, кошка, колокольчик (лукошко)
снежинка, голубь, виктория (снеговик)
2 листок:
карандаш, радуга, мельница (карамель)
молоток, лошадь, колос (молоко)
4. Деление написанных слов на слоги и подбор слов к схеме.
- Мы с вами делили слова на слоги на слух, составляли новые слова, а теперь давайте попробуем разделить на слоги записанные слова. Ваша задача будет разделить слова на слоги, поставить ударение и найти подходящую схему для этого слова.
Слова: берлога, дельфин, густой, пассажиры.
Дети по одному приглашаются к доске. На доске висят схемы слов.
- «Берлога». Сколько в этом слове слогов? Как определить? (Сколько гласных букв, столько и слогов).
(3 слога, потому что здесь 3 гласные буквы: е, о, а).
- Поставь ударение.
- Подбери подходящую схему. Слово поставь под схемой.
- Для чего мы делим слова на слоги? (Для переноса слов).
- А какие правила переноса вы знаете?
- Слово переносится по слогам.
- Букву «й» нельзя отрывать от предыдущего слога.
- Одну букву нельзя оставлять и переносить.
- «Ь», «ъ» нельзя переносить отдельно на следующую строку.
- Слова с двойной согласной: одну букву оставляем, другую переносим.
Правила вывешиваются на доску в левый верхний угол.
- Теперь давайте разделим эти слова для переноса.
Дети по одному выходят к доске. На местах работают самостоятельно.
- У каждого из вас есть конверт со словами и листочками в линеечку, а также ножницы.
- Давайте разрежем слово «берлога» на слоги. А теперь кто на доске, а кто на листочках покажите, как можно перенести это слово? А по-другому можно? Как?
И так все слова.
5. Закрепление навыков деления слов на слоги и для переноса. Отгадывание ребусов.
- Посмотрите на доску, здесь записаны слова: «мальчик», «дождевые». Разделите сова на слоги и для переноса.
Дети по очереди выходят к доске. На местах работают в тетрадях.
- Открываем тетради, записываем число. В тетрадях делим на слоги и для переноса карандашом.
Дугами делят на слоги, вертикальными палочками для переноса.
- А вот следующие слова зашифрованы. Их сначала надо отгадать.
Ребусы: И100РИЯ, КО100ЧКА, С3Ж, РАС100ЯНИЕ, ОСЕЕЕ, изограф утюг.
- Слово отгадали, запишите, разделите на слоги и для переноса.
6. Физкультминутка.
Поднимает руки класс – это раз.
Повернулась голова – это два.
Руки вверх, вперед смотри – это три.
Руки в стороны пошире, развернули на четыре.
С силой их к бокам прижать – это пять.
Всем ребятам тихо сесть – это шесть.
Офтальмогимнастика: закрыть глаза, расслабиться, открыть глаза, посмотреть прямо, вверх, вниз, на свой нос и на меня.
7. Деление слов на слоги и для переноса в предложении.
Задание на карточках по степени сложности.
- Вам нужно составить правильно предложения. Каждое слово в предложении разделить на слоги и для переноса.
1 карточка. (Ти, де) надели (зи, ре, но, вую) обувь. (Де, ны, е, жур) (би, ра, у, ли) класс.
2 карточка. Точкилас мяткор ихсво цовптен. (У, тель, чи, ца, ни) (ва, ли, пох, ла) (де, ных, жур).
3 карточка. Они (ли, ва, по, ли) цветы и (ме, под, та, ли) пол.
4 карточка. (бя, та, ре) (ках, конь). Составь предложение с этими словами и запиши его.
- Предложения записывайте в тетрадь.
8. Графический диктант.
- Левая часть нарисована, нарисуй правую.
III. Заключительная часть.
Подведение итогов.
- Что мы сегодня с вами учились делать?
- Что вам было непонятно, трудно выполнять?
- Какие задания понравились?
2. Рефлексия.
- В тетрадях нарисуйте кружок. Выберите цвет.
- Ручка зеленого цвета, если вам было все понятно, легко;
- красного цвета – если были трудности при выполнении заданий, ошибки;
- черного цвета – если занятие не понравилось, вам было что-то непонятно и нужна помощь.
3. Прощание.
- Занятие закончено. Спасибо! До свидания!
Куклева Ирина Михайловна,
учитель-логопед,
МБОУ Воротынская СОШ,
р.п. Воротынец Нижегородской области
Спасибо! Очень понравился конспект!