Представляю Вашему вниманию конспект группового логопедического занятия для учащихся 1 класса, имеющих общее недоразвитие речи.
Занятие направлено на развитие умения успешно соотносить звук с буквой, а также на развитие фонематического восприятия, слухового и зрительного внимания, звукобуквенного и слогового анализа и синтеза.
Для реализации поставленной цели была проведена сравнительная характеристика дифференцируемых звуков.
Тема: «Дифференциация согласных К – Г в устной и письменной речи».
Цель: учить различать звуки [к] — [г] изолированно, в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
- закреплять навыки правильного звукопроизношения;
- уточнить артикуляцию звуков [к] – [г];
- учить давать сравнительную характеристику звуков [к] — [г];
- учить правильному, осознанному чтению;
- учить дифференцировать буквы К — Г в письменной речи;
- развивать навыки согласования и управления слов;
- развивать навыки звукобуквенного и слогового анализа и синтеза;
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать зрительное и слуховое внимание;
- развивать общую моторику;
- воспитывать активность и самостоятельность учащихся на занятии;
- воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.
Здоровьеразвивающий компонент:
- создание благоприятной психологической атмосферы в группе;
- снятие утомления с мышц туловища, плечевого пояса и рук (игра «Доскажи словечко»).
Оборудование: карточки с буквами К и Г (на каждого ребёнка), рабочие тетради, ручки, простые карандаши, набор звуковых схем, мяч.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
II. Подведение к теме занятия.
- Отгадайте слово по первым звукам названий картинок. (Книга)
- Составьте звуковую схему слова книга, назовите согласные, твёрдые звуки в слове книга. ([к] — [г]).
- Вы догадались, какие звуки сегодня на занятии мы будем учиться различать? (Звуки [к] — [г])
- Тема нашего занятия: «Дифференциация согласных К — Г в устной и письменной речи».
III. Основная часть.
1. Уточнение нормы артикуляции изучаемых звуков (работа с зеркалами).
- Посмотрите в зеркало и скажите, как мы произносим звук [к].
- В каком положении у нас губы? Где находится язык? Положите руку на горло и скажите, работают голосовые связки или нет?
- Давайте дадим характеристику звуку [к]. (Звук [к] – согласный, глухой, твёрдый.)
- Посмотрите в зеркало и скажите, как мы произносим звук [г].
- В каком положении у нас губы? Где находится язык? Положите руку на горло и скажите, работают голосовые связки или нет?
- Давайте дадим характеристику звуку [г]. (Звук [г] – согласный, звонкий, твёрдый.)
2. Сравнительная характеристика изучаемых звуков, определение сходства и различия.
- Что общего у звуков [к] — [г]? (Они согласные и твёрдые.)
- В чём разница? (Звук [к] – глухой, а звук [г] – звонкий.)
- Какой буквой на письме обозначается звук [к]? (Буквой К).
- Какой буквой на письме обозначается звук [г]? (Буквой Г).
3. Работа по развитию фонематического восприятия.
- Сейчас я буду произносить различные звуки. Когда вы услышите звук [к], поднимите карточку с буквой К, а когда услышите звук [г], поднимите карточку с буквой Г.
Звуки: д, к, м, г, з, к, т, г, б ,г, с ,к, х ,м, к, з.
4. Развитие слухового внимания.
- Повторите за мной слоги.
Ка – га – га, го – ко – ко, ку – гу – ку, гы – гы — кы, гэ – кэ – гэ, га – гу – ку, ка – ко – го, гу – гу – ка.
5. Различение звуков [к] — [г] в словах.
- Я вам буду называть различные слова. Когда вы услышите слово со звуком [к], напишите букву К, а когда услышите слово со звуком [г], напишите букву Г.
Слова: белка, горох, река, огурец, кора, гора, музыка, магазин.
Проверка.
6. Физкультминутка.
Игра «Доскажи словечко».
- Я буду произносить начало слова, а вы должны догадаться, какого слога не хватает: КА или ГА.
Слова: дос(ка), ре(ка), но(га), ро(га), вил(ка), доро(га), бел(ка), кни(га), раду(га), бан(ка), бере(га), сум(ка).
7. Развитие зрительного внимания и звукобуквенного анализа и синтеза на уровне слова.
- Запишите слова, заменяя геометрические фигуры соответствующими буквами.
Слова: голуби, капуста, грузовик, крокодил, груша, клубника, виноград, яблоко, гвоздика.
Проверка.
8. Дифференциация звуков занятия на уровне словосочетания (работа с карточками).
- Соедините слово из первого столбика с подходящим по смыслу словом из второго столбика, чтобы получилось словосочетание. Подчеркните букву К одной чертой, а Г – двумя чертами.
Словосочетания: дорогой подарок, маленькая букашка, громкий гудок, горячее молоко, гречневая каша.
9. Работа по дифференциации звуков занятия на уровне предложения.
- Прочитайте предложения, вставляя пропущенные буквы К – Г.
Предложения:
- Собака грызёт большую кость.
- Коля забил в ворота гол.
- Галя купила интересную книгу.
- Запишите предложения. Подчеркните букву К – одной чертой, а букву Г – двумя чертами.
Проверка.
IV. Итог занятия.
- Какие звуки и буквы мы учились различать на занятии? (Звуки [ к ] — [ г ], буквы К – Г.)
- Что у них общего? Чем они отличаются?
- Какое задание вам понравилось больше всего?
- Все были молодцы.
Володина Виктория Владимировна,
учитель-логопед,
ГБОУ СОШ №2108 «Альфа»,
г. Москва