Конспект фронтального логопедического занятия с использованием ИКТ (компьютерная презентация).
Тема: «Дифференциация звуков С-З»
Цели:
- Закрепить умение дифференцировать близкие по акустическим признакам звуки «с — з» на материале слогов, слов различной слоговой структуры, фраз и предложений.
- Упражняться в написании слов с аппозиционными звуками «с — з».
- Развивать внимание и память и мышление
- Активизировать и расширять словарный запас детей.
Оборудование:
Мультимедиа, мяч, тетради, цветные ручки, символы: «глухой звук», «звонкий звук».
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед предлагает детям отгадать загадки и назвать первый звук в словах-отгадках:
Все лето стояли,
Зимы ожидали.
Дождались поры –
Помчались с горы.
(санки)
От дождя спасает, а сам намокает.
Хотя намокает, но не промокает.
(зонт)
Дети отгадывают (санки, зонт) и называют 1-й звук в словах — «С» и «З».
Логопед предлагает детям вспомнить, чем отличаются звуки «С-З».
2. Развитие фонематического восприятия.
Логопед называет слоги и предлагает детям показать символ звонкого звука «колокольчик», если услышат слог со звуком «з» и символ глухого звука «перечеркнутый колокольчик», если услышат слоги со звуком «с»:
ас, зу, асы, ис, зо, ыза, вса, уз, зна, ста, со, ску, зме, оза, вза, узу, осо.
(слайд №1)
Логопед предлагает детям назвать картинки и выбрать «лишнюю» в каждом ряду:
- забор, сом, роза, заяц
- сумка, стул, зонт, лиса
Дети объясняют свой выбор.
3. Работа со словами.
(слайд №3)
Логопед предлагает детям записать слова, вставляя пропущенные буквы «з» или «с» в тетради, в два столбика.
ва-а
кра-ки
пе-ок
гла-а
берё-а
мо-тик
я-ык
бу-ы
4. Работа со словосочетаниями и предложениями.
(слайд №4)
Логопед рассказывает детям, что в компьютер попал «вирус» и в словах появились ошибки:
У Кати новый зарафан.
В небе летит замолет.
Во двор въехал грусовик.
В вазе стояла мимоса.
Детям предлагается исправить ошибки и записать получившиеся предложения.
5. Динамическая пауза.
«Пальчиковая гимнастика».
Соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждую стихотворную строчку (ладони не касаются друг друга).
На базар ходили мы, (мизинцы)
Много груш там и хурмы, (безымянные)
Есть лимоны, апельсины, (средние)
Дыни, сливы, мандарины, ( указательные)
Но купили мы арбуз – (большие)
Это самый вкусный груз! (Пальцы сжимаются в кулак, а большой поднимается вверх)
Игра с мячом «закончи предложение».
(слайд №5)
Логопед бросает ребенку мяч, проговаривая начало предложения, ребенок называет подходящее слово (выбирает из предложенных картинок) возвращая логопеду мяч.
В магазин привезли сладкие…….
В зоопарке ребята видели………..
Кролику дали сочную……………
Соне подарили новые……………
Зоя и Саша на лугу пасли………..
В саду распустились красивые…..
(зебра, арбузы, коза, капуста, санки, розы).
(слайд №6)
Логопед предлагает детям подобрать к прилагательным:
- сливовый, полосатая, железный, спелые, золотой, солнечный, морозный подходящие существительные:
- сок, зебра, замок, абрикосы, браслет, свет, воздух.
Назвать получившиеся словосочетания.
С данными словосочетаниями дети придумывают предложения.
6. Работа с текстом.
(слайд №7)
Дети получили «зашифрованное» послание. Логопед предлагает прочитать текст, заменяя значки звуками «з» и «с». Дети записывают предложения, в которых встречаются слова со звуками «с» и «з». Подчеркивают буквы занятия.
Перед –арей на бере-у -ели тетерева.
Бе- бере-ы тетеревам -иму не пере-имовать.
Поля -а-ыпаны -негом, не найти -ерна.
А на ветках берё-ы -ерьги.
Их и едят тетерева.
7. Итог. Рефлексия.
Презентация «Дифференциация звуков С-З»
Скачать презентацию
Фадеева Юлия Михайловна,
учитель-логопед ГБОУ СОШ № 922