Конспект фронтального логопедического занятия «Смягчающий и разделительный мягкий знак»

Конспект фронтального логопедического занятия
в 3 классе по теме:
«Смягчающий и разделительный мягкий  знак»
Лексическая тема: «Дикие животные»

Цели:

1. Дифференцировать понятия разделительный и смягчающий Ь, развивать языковой анализ, расширять словарь существительных, притяжательных прилагательных.

2. Совершенствовать фонематическое восприятие.

3. Воспитывать мотивации к исправлению речевых ошибок, речевому общению.

Ход занятия.

1.    Речевая зарядка:

-    ень, -ень, -ень — На севере живет олень.
-    ось, -ось, -ось — В лесу живёт лось.
-    едь, -едь, -едь — Сладкоежка наш медведь.

2.    Организационный момент.

-    Назовите, какое сегодня число, месяц и день недели?

-    А какой был месяц перед январём?

-    А какой наступит месяц после января?

-    Какое сейчас время дня?

-    А сколько сейчас время?

-    Занятие у нас сегодня необычное, мы на логопедическом занятии не группой, а целым классом, и у нас гости. Будем очень внимательны и терпеливы друг к другу, не будем мешать и перебивать товарища по парте, а отвечать, когда спросит учитель, если ответ короткий, можно ответить сидя. В конце занятия нас ждёт подарок от лесного сладкоежки — это посылка. Что там? Секрет.

3. Фонетическая зарядка.

- А сейчас игра «Внимательно слушай и повторяй за мной звуки и слоги».

С, СЯ, СЬЯ, СЁ, СЬЁ, СЮ, СЬЮ, СИ, СЬИ, СЕ, СЬЕ,
Л, ЛЯ, ЛЬЯ, ЛЕ, ЛЬЕ, ЛЮ, ЛЬЮ, ЛИ, ЛЬИ, ЛЕ, ЛЬЕ.

- Молодцы! Ваши ушки хорошо слушали и слышали.

4.    Объявление темы занятия.

-    Сегодня на занятии мы будем закреплять умение различать смягчающий и разделительный Ь знак в словах и коротких предложениях на письме. Нужно внимательно слушать, говорить, что слышишь и объяснить, что пишешь. Работать с предметными картинками.

5.    Назовите, кто это? (На доске вывешены предметные картинки: медведь, волк, олень, лиса, лось).

-    (Это медведь! Лось, олень, рысь, белка, волк, заяц, лиса). Правильно.

-    А как назвать эти предметы двумя словами? (Дикие животные).

-    Вы сейчас говорили слова, называющие диких животных. А в каких из этих слов на конце слышится мягкий согласный звук? (в словах медведь, лось, олень, рысь). Правильно.

-    Назовите мягкий согласный на конце на конце слова «лось» (сь, сь, дь, нь). Правильно.

6.    Работа с деформированными словами.

-    Внимание на доску. Вот так написал слова называющие диких животных Незнайка. Давайте прочитаем. (лос, рыс, олен, медвед). Как звучит согласный на конце этих слов, твёрдо или мягко? (Твёрдо).

-    А какой хитрый знак, который не произносится, а в слово часто просится,  напишем мы в конце этих слов? (Смягчающий мягкий знак). Объясни. (В этом слове я напишу смягчающий Ь знак, потому что согласный звук на конце слова пишется мягко.) Иди,  напиши. Давайте теперь прочитаем эти слова (читают все дети).

- Вот теперь как это слово произносится, так и читается. Молодцы, ребята. Помогли Незнайке.

7. Работа с предложением с деформированными словами.

- А вот другой Незнайка написал предложение и не может понять, почему слова в нём такие непонятные. Прочитайте, как написал Незнайка.

Детеныши лвицы и лва — ловкие, силные лвята.

- Назови слово, в котором Незнайка допустил ошибку. (Он допустил   ошибку в слове львицы). Какую ошибку? (Он не написал смягчающий Ь знак).

- Иди скажи, что ты напишешь в слове и почему? (Я напишу смягчающий Ь знак, потому что звук л’ в слове произносится мягко).

- Исправляй так, как учит тебя учитель исправлять твои ошибки.

Далее подробный разбор слов льва, сильные, львята, после вопросов:

-  А в каком слове ещё допущена ошибка?

8.    Физпауза.

9.    Пальчиковая гимнастика «Бурёнушка».

10.    Работа в тетради.

-    Запишем число, месяц, день недели.

-    Сейчас зима и очень холодно, но лесным зверям не страшен мороз, так как они одеты в теплые шубы. У волка шуба чья? (волчья.)

-    Кто напишет это слово на доске? Скажи, что ты напишешь в слове «волчья»? (В слове «волчья» напишу разделительный Ь знак, потому что согласный звук Ч и гласный звук Я произносятся раздельно).

-    Скажи это слово по слогам. А теперь напиши это слово по слогам. А вы, ребята, тоже записывайте это слово по слогам в тетрадь.

Далее разбор и запись слов: ли-сья, за-я-чья, мед-ве-жья, о-ле-нья, бе-ли-чья.

11. Самостоятельная работа с деформированными предложениями (по опорным картам).

-    Смотрите в карточку, следите, я читаю предложения. Записывайте эти предложения в тетради с новой строки и вставляйте пропущенный смягчающий и разделительный мягкий знак там, где это нужно.

Далее ребята работают самостоятельно.

Опорная карта.

Ребята увидели лис…ю нору.
Мы прочитали рассказ про л…ва.
На снегу мы заметили волч…и  следы.
По лесу бежал быстроногий лос…

12.    Итог занятия.

-    С заданием справились почти все. А вот и посылка из леса от сладкоежки.

-    Угадали от кого? (От медведя).

-    Что мы ему скажем? (Спасибо).

-    Спасибо и вам, ребята. Занятие окончено.

Сорокина Н. И., учитель-логопед
высшей квалификационной категории.
Криковцова М. П., учитель-логопед
первой квалификационной категории.

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (3 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: ,

Сейчас читают:

Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог» Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог»
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок» Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок»
Трудности формирования навыков чтения и письма у детей дошкольного возраста Трудности формирования навыков чтения и письма у детей дошкольного возраста
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему: «Домашние животные и их детеныши» Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему: «Домашние животные и их детеныши»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.