Представленный конспект занятия «Звук и буква Б» предназначен для коррекционно-педагогической работы с детьми подготовительной группы, имеющих фонетико-фонематическое нарушение. Занятие комплексное, охватывает разделы работы с детьми по произношению, обучению грамоте и развитию связной речи. Занятие проводится в игровой форме.
Тема: «Звук и буква Б»
Цель:
1. Закрепить правильное произношение звука.
2. Знакомство с буквой «Б»
3. Звуко-слоговой анализ слов - бант, банты.
4. Упражнения с разрезной азбукой: составление слов «бант», «банты» по следам анализа.
5. Печатание этих слов.
6. Упражнение в употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –ок, — ек, -ик.
7. Развивать фонематическое восприятие.
Оборудование:
- предметные картинки – бант, банка, губы, зубы, батон, ботинки, будильник, бусы, альбом, хобот, банан, автобус, собака, бублики, барсук, бумага, буква, кабан…;
- наборы для составления схем;
- тетради;
- карандаши;
- разрезная азбука.
Ход занятия:
1. Оргмомент.
Назвать по порядку звуки в слове, которое я скажу ( дом, кот, рак, мак, гусь, ночь, дым, кит).
2. Знакомство с темой:
– игра «Четвертый лишний»
собака, медведь, заяц, волк
пальто, куртка, платье, ботинки
самосвал, автобус, грузовик, фургон
сливы, яблоки, батон, айва
- игра «Запомни – назови»
собака, ботинки, автобус, батон
- Какой одинаковый звук есть во всех этих словах?
3. Произнесение, характеристика звука [Б]: согласный, твердый, звонкий, губной. Знакомство с буквой Б.
4. Фонематическое восприятие. Выделение звука [Б]
- из ряда звуков: П, Б, В, Т, Б, П, Ф, Б
- из ряда слогов: ПА, БА, БЫ, ПЭ, БУ, ПО
- из ряда слов (отобрать картинки со звуком [Б])
- определить позицию звука [Б] в слове.
5. Деление слов на слоги – игра «Телеграф»
6. Упражнения с разрезной азбукой:
а) звуко-слоговой анализ слов: бант, банты
б) составление схемы слов: бант, банты
в) выкладывание этих слов из букв разрезной азбуки.
7. Печатание слов: бант, банты.
8. Закрепление употребления уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных -ок, -ек, -ик. Игра «Назови ласково»:
бант – бантик хвост - ноготь –
бинт - куст - пень –
билет - лист - огонь –
хобот - мост - день –
соболь - дом - коготь –
9. Чтение рассказа М. Юдиной «Дружба»
- назвать слова из рассказа со звуком [Б]
- Разгадывание кроссворда (загадки)
10. Итог. Произнесение, характеристика звука [Б]
Припоминание картинок на этот звук.
Игра на развитие внимания «Что изменилось?» (с картинками).
Кривошеева Ирина Владимировна
учитель-логопед МБДОУ №1
г. Курганинска Краснодарского края
Интересное комплексное занятие для детей подготовительной группы. Органичное сочетание связной речи, грамоты и произношения. Вроде бы все просто, в комплексе и результативно. Спасибо.