Конспект фронтального занятия «Дом, квартира, мебель»

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР.

Тематический цикл «Дом, квартира, мебель»

Подготовительная группа для детей с ОНР, 2-ой год обучения.

Цель:

Совершенствование произносительной стороны речи , развитие лексико-грамматических средств языка, развитие самостоятельной развернутой фразовой речи.

Задачи:

1. Активизировать в речи детей обобщающее понятие МЕБЕЛЬ, кухонная мебель, гарнитур (спальный, гостиный).

2. Развивать умение выделять существенные признаки предметов, используя в речи названия целого и частей (сиденье, спинка, ножки, подлокотники,..), правильно выстраивая высказывание.

3. Упражнять:

  • В словообразовании, образованных за счет словосложения.
  • В образовании прилагательных с различными значениями соотнесенности.
  • В усвоении категории творительного падежа с предлогом С
  • В усвоении предлога ДЛЯ.
  • В составлении сложноподчиненных предложений.

4. Поощрять использование в речи предложений различной конструкции, простых, распространенных, с пространственными предлогами, сложноподчиненных.

5. Развивать связную речь и правильно употреблять существительные в родительном падеже множественного числа.

6. Развивать у детей способность к сосредоточению.

7. Развивать умение войти в общий ритм и темп работы и удерживать его в течении занятия

Оборудование: ИКТ (презентация):


 
Скачать
Пропедевтическая работа:

  • Наработка воспитателями необходимого словаря по теме.
  • Разучивание пальчиковой игры «В нашей комнате ….»
  • Просмотр компьютерных презентаций «Жилище», «Мебель»
  • Экскурсия по улицам города, рассматривание зданий вокруг детского сада
  • Игры со строительным материалом, сюжетно- ролевые игры «Дом», конструирование из бумаги предметов мебели.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

- Проходит тот, кто справится с игрой.

Игра «Слова слушай, не зевай, что какое называй»:

дом из кирпича — …,
дом из бревен — …,
дом из блоков — …,
крыша из железа — …,
шкаф из дерева — …,
диван обтянутый кожей — …,
стул из пластмассы — …,
Столешница из стекла — …,
кресло обтянутое кожей — …,
дом в деревне — …,
дом в городе — …

II. Основная часть.

Части занятия, слайды Деятельность логопеда Деятельность и предполагаемые ответы  детей
I.Организационный момент

Пальчиковая игра

Давайте подготовим наши язычки и ручки к работе.

Много мебели в квартире

1-2-3-4 — много мебели в квартире.
В шкаф повесим мы рубашку.
А в буфет поставим чашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали, на кровати мы лежали.
А потом мы с котом посидели за столом.
Чай с вареньем дружно пили.

Выполняют упражнения.
II

(слайд 1,2)

Вот и наш веселый друг Незнайка  пришел  в гости к нам «Знайкам» со множеством вопросов. Встречаем его.

Кто мы с вами – знайки или незнайки — сейчас проверим. Правильно отвечаем- «знайку» получаем.

Живым существам очень трудно без дома.
Жилье нужно птицам, зверям, насекомым…
Для шустрых и быстрых лесных муравьев
В большом муравейнике пища и кров.
Лиса и барсук в темных норах живут,
А птицы уютные гнездышки вьют.
Живым существам без жилища – беда.
А людям для жизни нужны всем …?  (ДОМА)

Логопед: Как можно назвать по-другому дом для человека?

Слушают.

(Жильё, жилище, жилплощадь, квартира)

III(слайд 3) Вы правы, посмотри Незнайка, какие разные дома  нужны человеку.

Давайте поможем Незнайке назвать правильно, каких частей дома здесь много. Я говорю как Незнайка, вы  меня исправляете — «знайки» получаете.

Много-

Дом, этаж, окно, лестница, ступенька,
комната, стена, потолок, пол,
балкон, подъезд, дверь.

Много домов, этажей, окон, лестниц ….
IV

(Слайд 4)

Пора и для  тебя Незнайка нам построить дом.

Строить новый дом хотим мы,
Чтобы много лет стоял.
Для него необходимо
Выбрать  нужный материал.
Для строительства немало
Здесь на складе материала:
Дерево, кирпич, бетон…
Из чего же строить дом?

Игра «Слова слушай, не зевай, что  какое  называй»

Дом из кирпича-….., Дом из бревен-…….дом из блоков-……., крыша из железа…..,  шкаф из дерева-….., диван обтянутый  кожей-…., стул из пластмассы-….. Столешница из стекла-….кресло обтянутое   кожей, дом в деревне-…, дом в городе-……..

Слушают.

Дом  кирпичный, бревенчатый, блочный, крыша железная, шкаф деревянный, кожаный диван, пластмассовый стул, стеклянная столешница, кожаное кресло, деревенский дом, городской дом.

V(слайд 5-10) Будем строить блочный дом.

Однажды на улице родился  домик и стал расти. Сначала у него был один этаж, и  он был (одноэтажный) дом или домишко?

(слайд 6)Потом  он  вырос в  2 этажа и стал - (двухэтажным домом).

(слайд7) Потом  он  вырос в  3 этажа и стал- (трехэтажным домом).

(слайд 8)  Потом  он  вырос в  5 этажей и стал- (пятиэтажным домом).

(слайд 9) Потом  он  вырос в  10 (много) этажей и стал — (десятиэтажным, многоэтажным домом).

Теперь у тебя Незнайка не домишко а (дети отвечают) ДОМИЩЕ.

(Обратить внимание на схемы «Большой-маленький».)

Одноэтажный дом, двухэтажный дом, трехэтажный дом, пятиэтажный дом, десятиэтажный дом, многоэтажный дом, дом-домишко, доишко-домище.
VI.

(слайд 11)

Физкультминутка с движениями:

Возвели мы новый дом.
В новом доме мы живем.

Раз-этаж, два-этаж,
Три, четыре -
У Незнайки мы в квартире.

Гимнастика для глаз:

Раз — налево, два — направо,
Три — наверх, четыре — вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.

В жмурки, дети, поиграем.
Веки сильно мы сжимаем.
Держим, держим, напрягаем.
И спокойно расслабляем.

Выполняют упражнения.
VII .(слайд 12) Пойдемте к Незнайке в гости.  Кто помнит, на каком этаже живет  Незнайка? (на 4 этаже).

Ребята, уютно и удобно жить в этой комнате? Чего здесь не хватает? Что надо купить?

Незнайка живет на четвертом этаже.

Здесь нет мебели. Надо купить мебель.

VIII. (слайд 13) Упражнение «Подбирай, называй, запоминай» закончи предложения словами–действиями.

  • Покупая в магазине мебель, покупатели (что делают?)
  • Дома люди  мебель (что делают?)
  • За мебелью люди ухаживают так: (что делают?)
 Покупатели в магазине мебель рассматривают, выбирают, покупают…

Дома люди мебель расставляют, переставляют, передвигают…

За мебелью люди ухаживают так: чистят, моют. протирают,  натирают, пылесосят…

IX.(слайд14) На картинки посмотри, одним словом назови. Незнайка мебель приобрел и теперь хвастается.

Незнайка хвастается новой ….

А вот про мебель  он ничего не знает. Мы ему расскажем о  чем? ( о мебели)

Это мебель. Незнайка хвастается мебелью.  Мы ему расскажем о мебели.
X.(слайд 15-21) (тумбочка, кровать, шкаф, письменный стол, кресло, стул, обеденный стол)

Логопед:

Полно, внятно отвечай, «знайку» быстро получай.

В какой комнате может находиться  эта мебель?  Мебель с чем? Для чего нужна?

 Обеденный стол  может находится в столовой. У стола есть столешница и четыре ножки. Стол нужен для того, чтобы люди могли за ним кушать, сидеть…
XI.(слайд  22,) Работа над многозначностью слов.

«О-хо-хо,хо-хо,хо-хо.
Как звучит это смешно.
Ножка есть и у меня,
Ножка есть и у стола».

Незнайка не знает, что есть такие слова, которые звучат одинаково, но называют разные предметы.

Послушайте загадку:

Есть она у чемодана,
И у школьницы любой,
Есть у двери ресторана
И у чашки голубой.

Что это? (Ручка.) Мы сказали одинаковым словом о разных предметах.

Вот, посмотри.

Давайте ребята придумает о каждом предмете предложения, чтобы Незнайка понял, о чём идет речь.

Дети отгадывают загадку и придумывают предложения.
XII.(слайд 23-24) Работа с предлогом НАД.

Незнайка для украшения дома приобрел картину, но вот сказать нам где её он повесит не может .

Я предлагаю   вам  познакомить  Незнайку  с маленьким словом — предлогом  НАД.

Вот его символ.

Предлог нам поможет сказать правильно, внятно, понятно, где можно повесить картину в комнате.

Дети придумывают предложения с предлогом НАД.

Картина висит НАД кроватью. Картина висит НАД столом. Картина висит НАД шкафом.

XIII. (слайд 25) С другими предлогами мы поиграем.
На место игрушки мы  убираем.Выберите игрушку и предлог.Придумайте предложение с предлогом о том, где находится эта игрушка.
Дети придумывают разные предложения.
XIV (слайд 26) Вам Незнайка  просил передать образцы мебели, которую надо заштриховать. Дети выполняют штриховку.
XV. Итог (слайд 27). Мы отлично с вами помогли Незнайке. Знайками сегодня стали  все. Вспомните, что вам  понравилось? А с чем было трудно справиться? Дети собираются на ковре в круг, высказываются.

 

Кудрявцева Ольга Вячеславовна Кудрявцева Ольга Вячеславовна,
учитель-логопед,
МКДОУ «Детский сад №3″,
г. Дзержинск
Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (3 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: ,

Сейчас читают:

Занятие по логоритмике «Веселые овощи» для детей старшего дошкольного возраста Занятие по логоритмике «Веселые овощи» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Транспорт» Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Транспорт»
План-конспект совместного занятия с детьми и родителями старшей возрастной группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей» План-конспект совместного занятия с детьми и родителями старшей возрастной группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей»
План-конспект совместного занятия с детьми и родителями средней группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей» План-конспект совместного занятия с детьми и родителями средней группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.