Конспект фронтального занятия «Дом, квартира, мебель»

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР.

Тематический цикл «Дом, квартира, мебель»

Подготовительная группа для детей с ОНР, 2-ой год обучения.

Цель:

Совершенствование произносительной стороны речи , развитие лексико-грамматических средств языка, развитие самостоятельной развернутой фразовой речи.

Задачи:

1. Активизировать в речи детей обобщающее понятие МЕБЕЛЬ, кухонная мебель, гарнитур (спальный, гостиный).

2. Развивать умение выделять существенные признаки предметов, используя в речи названия целого и частей (сиденье, спинка, ножки, подлокотники,..), правильно выстраивая высказывание.

3. Упражнять:

  • В словообразовании, образованных за счет словосложения.
  • В образовании прилагательных с различными значениями соотнесенности.
  • В усвоении категории творительного падежа с предлогом С
  • В усвоении предлога ДЛЯ.
  • В составлении сложноподчиненных предложений.

4. Поощрять использование в речи предложений различной конструкции, простых, распространенных, с пространственными предлогами, сложноподчиненных.

5. Развивать связную речь и правильно употреблять существительные в родительном падеже множественного числа.

6. Развивать у детей способность к сосредоточению.

7. Развивать умение войти в общий ритм и темп работы и удерживать его в течении занятия

Оборудование: ИКТ (презентация):


 
Скачать
Пропедевтическая работа:

  • Наработка воспитателями необходимого словаря по теме.
  • Разучивание пальчиковой игры «В нашей комнате ….»
  • Просмотр компьютерных презентаций «Жилище», «Мебель»
  • Экскурсия по улицам города, рассматривание зданий вокруг детского сада
  • Игры со строительным материалом, сюжетно- ролевые игры «Дом», конструирование из бумаги предметов мебели.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

- Проходит тот, кто справится с игрой.

Игра «Слова слушай, не зевай, что какое называй»:

дом из кирпича — …,
дом из бревен — …,
дом из блоков — …,
крыша из железа — …,
шкаф из дерева — …,
диван обтянутый кожей — …,
стул из пластмассы — …,
Столешница из стекла — …,
кресло обтянутое кожей — …,
дом в деревне — …,
дом в городе — …

II. Основная часть.

Части занятия, слайды Деятельность логопеда Деятельность и предполагаемые ответы  детей
I.Организационный момент

Пальчиковая игра

Давайте подготовим наши язычки и ручки к работе.

Много мебели в квартире

1-2-3-4 — много мебели в квартире.
В шкаф повесим мы рубашку.
А в буфет поставим чашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали, на кровати мы лежали.
А потом мы с котом посидели за столом.
Чай с вареньем дружно пили.

Выполняют упражнения.
II

(слайд 1,2)

Вот и наш веселый друг Незнайка  пришел  в гости к нам «Знайкам» со множеством вопросов. Встречаем его.

Кто мы с вами – знайки или незнайки — сейчас проверим. Правильно отвечаем- «знайку» получаем.

Живым существам очень трудно без дома.
Жилье нужно птицам, зверям, насекомым…
Для шустрых и быстрых лесных муравьев
В большом муравейнике пища и кров.
Лиса и барсук в темных норах живут,
А птицы уютные гнездышки вьют.
Живым существам без жилища – беда.
А людям для жизни нужны всем …?  (ДОМА)

Логопед: Как можно назвать по-другому дом для человека?

Слушают.

(Жильё, жилище, жилплощадь, квартира)

III(слайд 3) Вы правы, посмотри Незнайка, какие разные дома  нужны человеку.

Давайте поможем Незнайке назвать правильно, каких частей дома здесь много. Я говорю как Незнайка, вы  меня исправляете — «знайки» получаете.

Много-

Дом, этаж, окно, лестница, ступенька,
комната, стена, потолок, пол,
балкон, подъезд, дверь.

Много домов, этажей, окон, лестниц ….
IV

(Слайд 4)

Пора и для  тебя Незнайка нам построить дом.

Строить новый дом хотим мы,
Чтобы много лет стоял.
Для него необходимо
Выбрать  нужный материал.
Для строительства немало
Здесь на складе материала:
Дерево, кирпич, бетон…
Из чего же строить дом?

Игра «Слова слушай, не зевай, что  какое  называй»

Дом из кирпича-….., Дом из бревен-…….дом из блоков-……., крыша из железа…..,  шкаф из дерева-….., диван обтянутый  кожей-…., стул из пластмассы-….. Столешница из стекла-….кресло обтянутое   кожей, дом в деревне-…, дом в городе-……..

Слушают.

Дом  кирпичный, бревенчатый, блочный, крыша железная, шкаф деревянный, кожаный диван, пластмассовый стул, стеклянная столешница, кожаное кресло, деревенский дом, городской дом.

V(слайд 5-10) Будем строить блочный дом.

Однажды на улице родился  домик и стал расти. Сначала у него был один этаж, и  он был (одноэтажный) дом или домишко?

(слайд 6)Потом  он  вырос в  2 этажа и стал - (двухэтажным домом).

(слайд7) Потом  он  вырос в  3 этажа и стал- (трехэтажным домом).

(слайд 8)  Потом  он  вырос в  5 этажей и стал- (пятиэтажным домом).

(слайд 9) Потом  он  вырос в  10 (много) этажей и стал — (десятиэтажным, многоэтажным домом).

Теперь у тебя Незнайка не домишко а (дети отвечают) ДОМИЩЕ.

(Обратить внимание на схемы «Большой-маленький».)

Одноэтажный дом, двухэтажный дом, трехэтажный дом, пятиэтажный дом, десятиэтажный дом, многоэтажный дом, дом-домишко, доишко-домище.
VI.

(слайд 11)

Физкультминутка с движениями:

Возвели мы новый дом.
В новом доме мы живем.

Раз-этаж, два-этаж,
Три, четыре -
У Незнайки мы в квартире.

Гимнастика для глаз:

Раз — налево, два — направо,
Три — наверх, четыре — вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.

В жмурки, дети, поиграем.
Веки сильно мы сжимаем.
Держим, держим, напрягаем.
И спокойно расслабляем.

Выполняют упражнения.
VII .(слайд 12) Пойдемте к Незнайке в гости.  Кто помнит, на каком этаже живет  Незнайка? (на 4 этаже).

Ребята, уютно и удобно жить в этой комнате? Чего здесь не хватает? Что надо купить?

Незнайка живет на четвертом этаже.

Здесь нет мебели. Надо купить мебель.

VIII. (слайд 13) Упражнение «Подбирай, называй, запоминай» закончи предложения словами–действиями.

  • Покупая в магазине мебель, покупатели (что делают?)
  • Дома люди  мебель (что делают?)
  • За мебелью люди ухаживают так: (что делают?)
 Покупатели в магазине мебель рассматривают, выбирают, покупают…

Дома люди мебель расставляют, переставляют, передвигают…

За мебелью люди ухаживают так: чистят, моют. протирают,  натирают, пылесосят…

IX.(слайд14) На картинки посмотри, одним словом назови. Незнайка мебель приобрел и теперь хвастается.

Незнайка хвастается новой ….

А вот про мебель  он ничего не знает. Мы ему расскажем о  чем? ( о мебели)

Это мебель. Незнайка хвастается мебелью.  Мы ему расскажем о мебели.
X.(слайд 15-21) (тумбочка, кровать, шкаф, письменный стол, кресло, стул, обеденный стол)

Логопед:

Полно, внятно отвечай, «знайку» быстро получай.

В какой комнате может находиться  эта мебель?  Мебель с чем? Для чего нужна?

 Обеденный стол  может находится в столовой. У стола есть столешница и четыре ножки. Стол нужен для того, чтобы люди могли за ним кушать, сидеть…
XI.(слайд  22,) Работа над многозначностью слов.

«О-хо-хо,хо-хо,хо-хо.
Как звучит это смешно.
Ножка есть и у меня,
Ножка есть и у стола».

Незнайка не знает, что есть такие слова, которые звучат одинаково, но называют разные предметы.

Послушайте загадку:

Есть она у чемодана,
И у школьницы любой,
Есть у двери ресторана
И у чашки голубой.

Что это? (Ручка.) Мы сказали одинаковым словом о разных предметах.

Вот, посмотри.

Давайте ребята придумает о каждом предмете предложения, чтобы Незнайка понял, о чём идет речь.

Дети отгадывают загадку и придумывают предложения.
XII.(слайд 23-24) Работа с предлогом НАД.

Незнайка для украшения дома приобрел картину, но вот сказать нам где её он повесит не может .

Я предлагаю   вам  познакомить  Незнайку  с маленьким словом — предлогом  НАД.

Вот его символ.

Предлог нам поможет сказать правильно, внятно, понятно, где можно повесить картину в комнате.

Дети придумывают предложения с предлогом НАД.

Картина висит НАД кроватью. Картина висит НАД столом. Картина висит НАД шкафом.

XIII. (слайд 25) С другими предлогами мы поиграем.
На место игрушки мы  убираем.Выберите игрушку и предлог.Придумайте предложение с предлогом о том, где находится эта игрушка.
Дети придумывают разные предложения.
XIV (слайд 26) Вам Незнайка  просил передать образцы мебели, которую надо заштриховать. Дети выполняют штриховку.
XV. Итог (слайд 27). Мы отлично с вами помогли Незнайке. Знайками сегодня стали  все. Вспомните, что вам  понравилось? А с чем было трудно справиться? Дети собираются на ковре в круг, высказываются.

 

Кудрявцева Ольга Вячеславовна Кудрявцева Ольга Вячеславовна,
учитель-логопед,
МКДОУ «Детский сад №3″,
г. Дзержинск
Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (3 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: ,

Сейчас читают:

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР на тему: «Звук и буква С» Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР на тему: «Звук и буква С»
Особенности слухового восприятия детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Особенности слухового восприятия детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Использование наглядности при работе над связной речью с детьми с ОНР III уровня речевого развития Использование наглядности при работе над связной речью с детьми с ОНР III уровня речевого развития
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [ш] в словах Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [ш] в словах

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.