Конспект индивидуального занятия: Дифференциация звуков С-Ш в речи

Конспект индивидуального игрового занятия на дифференциацию звуков С – Ш в самостоятельной речи для ребенка старшего возраста написан для девочек, но в него с удовольствием играли и мальчики. Главным атрибутом являются, конечно же, яркие плоскостные изображения двух принцесс, остальное оборудование найдется у каждого логопеда в разных вариациях.

Конспект индивидуального занятия.

Тема: Дифференциация звуков С-Ш в речи (старший возраст)

Цель:

Звукопроизношение:

  • Закреплять у ребенка четкое произношение звуков (С) и (Ш) в слогах, словах, предложениях, дифференцировать их в произношении.

Формирование навыков звукового анализа и слогового синтеза:

- Продолжать учить:

  • добавлять недостающий звук в начале слова, недостающий слог в конце слова;
  • производить синтез прямого слога,
  • определять место заданного звука в слове и определять по схеме место картинки «на полочке».

Словоизменение и звукопроизношение:

  • Тренировать в согласовании имен существительных с числительными 1, 10 (с помощью суффиксов –ЕК, -ЕЙ).

Оборудование: плоскостные изображения: куклы – принцессы (2 шт), стражник – 2 шт, шут, шкаф принцессы (наборное полотно – 2 полки с тремя отделениями каждая) – 2 шт; символы звуков С – Ш (по 5 шт, по методике Т.А. Ткаченко), графические символы артикуляции звуков С, Ш; картинки: слива, вишня, скакалка, собака, слон, самокат, самолет, маска, кекс, поднос; мишка, лошадка, шоколадка, шуба, шашлык, яблоко, малина, клубника, неваляшка, ландыш, пригласительный билет от принцесс — в конверте (обязательно с «фотографией» принцесс), записка с заданием у охранника. Ксерокопии: раскраска на звук С (Логопедическая тетрадь на звуки «С, Сь», стр30), раскраска на звук Ш и задание «Какая картинка в каждом ряду лишняя?» (Логопедическая тетрадь на звуки «Ш,Ж», стр12, 14).

Конспект индивидуального занятия: Дифференциация звуков С-Ш в речи

Конспект индивидуального занятия: Дифференциация звуков С-Ш в речи

Ход занятия:

- (имя), сегодня тебе пришло письмо. (Вручаю, смотрим «Приглашение»).

1. Кто прислал тебе письмо? Как могут звать этих девочек, если каждая из них показывает тебе первый звук своего имени символом? (Придумать имя по символу: Соня, Света, Шура, Смешинка, Шутница). Правильно ли мы отгадали, узнаем при встрече с принцессами, если ты принимаешь приглашение. Идем в гости?

- Но сначала, чтобы мы ничего не перепутали, давай вспомним: чем отличаются звуки С и Ш (анализ артикуляции, обозначаем символами «Стрелка вверх», «Стрелка вниз».

А теперь отправляемся в путь.

- Что же это? Кто преградил нам дорогу? (Охранник, стражник). (Показываю на записку у стражника в руке, читаем её.):

2. Стражник не откроет ворота, если не отгадаешь, какой звук потерялся в начале слов – С или Ш:

..умка, ..анки, ..уба, ..ом, ..апка, ..лем, ..ова, ..айба, ..оль, ..ок, ..уп, ..ум.

- Стража расступилась и пропустила нас дальше. Вот уж и замок показался (открываю панно). Кто опять преграждает нам дорогу? Как называют такого работника во дворце? (Шут).

- Шут пропустит нас во дворец, если сумеешь закончить слово, первую часть которого он скажет. Но для этого сначала посмотри по символам, какие части можно добавлять в слова.

3. Синтез: СА, ША.

4. Упражнение «Закончи слово», добавляя в конце СА или ША: ли.., ка.., ма.., ко.., афи.., лап.., ду…

- Шут очень рад, что ему встретилась такая старательная девочка, которая справилась с его задачками.

- Вот уже и принцессы увидели нас и бегут навстречу. Давай поприветствуем их. (Добрый день.)

5. Девочек зовут Смешинка и Шутница. Кто из них Шутница? Вспомни, в приглашении каждая из них показывали тебе свой символ (при затруднении проверяем по приглашению).

- Эти принцессы – такие же девочки, как и все, но у каждой из них все вещи, игрушки должны в названии иметь определенный звук. За девочками ухаживают няня, повар и учительница, но сегодня у них у всех выходной, поэтому в комнате у принцесс большой беспорядок. Повар оставил им продукты, но они до сих пор не покушали, а продукты потерялись среди прочих вещей.

6. Давай поможем им найти нужные продукты (шашлык, шоколад, слива, вишня, кекс + яблоко, малина, клубника).

7. Как же мы будем играть в таком беспорядке? Давай поможем прибрать в комнате принцесс. У каждой из них – свой шкаф для вещей, у каждой вещи в шкафу – своё место. Как определить место каждой вещи? (По схеме над полочкой). (Распределяем картинки в шкаф, определяя место звука в слове).

8. Теперь можно и отдохнуть. Но Принцессы вдруг посмотрели на часы.

Физминутка:

Тик-так, тик-так –
Все часы идут вот так:
тик-так, тик-так.
(Наклоны головы к каждому плечу попеременно).
Смотри скорей, который час:
Налево – раз, направо – раз,
Мы тоже можем так!
(Руки на поясе, наклоны в стороны всем корпусом).

9. Часы показали, что пора делать уроки, а девочки никак не могут разгадать одно задание учителя. Может быть мы сумеем им помочь? Попробуешь?

Упражнение «Четвертый лишний» -5 вариантов (без звука Ш: пенал, конфета, гриб, пчела; шар – звук в начале, в остальных словах – в середине слова).

10. Все дела сделаны и можно поиграть в любимую игру. Принцессы любят играть вдвоем в мяч и загадывать друг другу загадки или вопросы. Поиграешь с ними?

Упражнение «1 — 10»

Одна лягушка – 10 лягушЕК

1 шишка –
1 катушка –
1 хлопушка
1 ложка –
1 сказка –
1 указка –
1 повязка –
1 заколка –
1 кошка -
1 мышка –

1 кость – 10 костЕЙ
1 весть –
1 свинья –
1 мышь -

- Принцессы видели, как вчера во дворе смеялись дети. Знаешь почему?

- Они тебе скажут, но это их любимая шутка, и они просят, чтобы ты её сразу повторила. Согласна?

11. Повторение чистоговорки.

Соня и Саня весело смеялись:
Шесть пушистых кошек мышонка испугались.

Вот и закончился день. Принцессам пора спать, а нам – возвращаться домой. За твою отзывчивость, за желание помочь девочки приготовили тебе в подарок небольшие раскраски.

12. Отгадай – кто из них какую картинку приготовил? Как догадалась? Объясни. Расскажи кратко о том, что изобразил художник на каждой картинке. (Составление предложений).

Итог занятия.

Выбить в качестве записки:

Стражник не откроет ворота, если не отгадаешь, какой звук потерялся в словах – С или Ш:

..умка, ..анки, ..уба, ..ом, ..апка, ..лем, ..ова, ..айба, ..оль, ..ок, ..уп, ..ум.

Дежнёва Елена Петровна,
учитель-логопед,
МБДОУ ДСОВ «Буратино»,
п. Унъюган Тюменской области

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (3 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий, Логопедам Метки: 

Сейчас читают:

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР на тему: «Звук и буква С» Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР на тему: «Звук и буква С»
Использование наглядности при работе над связной речью с детьми с ОНР III уровня речевого развития Использование наглядности при работе над связной речью с детьми с ОНР III уровня речевого развития
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [ш] в словах Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [ш] в словах
Игра-соревнование «В мире гласных звуков» для детей старшей логопедической группы ДОУ с родителями Игра-соревнование «В мире гласных звуков» для детей старшей логопедической группы ДОУ с родителями

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.