Конспект интегрированного занятия в группе кратковременного пребывания при ППМС-центре
(для детей с задержкой речевого развития)
Тема: «Предметы туалета»
Цель: Расширение словарного запаса по теме.
Задачи:
- Познакомить детей с названиями предметов туалета, их назначением, действиями с ними.
- Понимание, употребление существительных в форме Дательного, Творительного падежей.
- Развитие речевого дыхания, артикуляционной моторики, слухового внимания.
- Развитие мелкой моторики рук, координации движений.
Оборудование: кукла — игрушка или ростовая кукла (Белоснежка); картинки с изображением: предметов туалета; выполнения артикуляционной гимнастики; игрушечные предметы туалета; мыло, расческа, зубная щетка, полотенце; бубен; сюжетные картинки, изображающие уход за частями тела; мыльные пузыри (на каждого ребенка) или стаканы с водой, пластмассовые трубочки (по количеству детей); коробки с песком (по количеству детей).
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Логопед притопами приветствует детей, родителей.
- АУ! (слышится голос за дверью)
- Кто – то нас ищет. Давайте тоже крикнем «АУ!» и нас найдут (дети кричат тихо).
- Никто не идет (снова раздается «АУ!»). Крикнем громко!
II. Основная часть.
1. Введение в тему.
- Здравствуйте, ребята! (появляется кукла Таня или Белоснежка (психолог), «подходит» к каждому ребенку, «здоровается» за руку)
- Рада вас видеть! Сегодня я вам что – то принесла (показывает на мешочек).
- Что это? (кукла достает из мешочка по 1 предмету и называет их: мыло, расческа, зубная щетка, полотенце)
2. Работа по теме.
На столе предметы туалета (мыло, зубная щетка, паста, полотенце).
- Вика, покажи мыло? (Вот) Что это? (это мыло) И так с каждым предметом.
3. «Хлопните и скажите, как Таня!» (отхлопать односложные, двухсложные слова: мыло, щетка, вода, кран)
- Вы умеете хлопать в ладоши? Как хлопаете в ладоши? (Таня (или Белоснежка) показывает предмет туалета, дети прохлопывают его название).
4. «Чем мы это делаем?»
- Чем моете ручки, личико? Покажите! Что это?
- Чем вытираете личико (ручки)? Чем чистите зубки?
5. Физминутка «Моем ручки» (имитация мытья рук).
- Что вы моете мылом? (дети показывают и называют: руки, лицо, шею и т.д.)
- А теперь покажем, как мы моем ручки (на доске картинка моющего руки мальчика, моющей руки девочки) (дети повторяют за логопедом движения, имитирующие мытье рук):
а) Мы намыливаем ручки, круговыми движениями потереть одну ладошку о другую.
Раз, два, три.
Раз, два, три (два раза выполнить по 3 ритмичных хлопка)
А над ручками, как тучки, («выбросить» руки вверх)
Пузыри, пузыри… (4 ритмичных прыжка на обеих ногах, держа руки на поясе)
- Чем вытрем ручки? (показ картинки)
б) «Водичка»:
- Чистая водичка умоет Саше личико,
Анечке – ладошки,
А пальчики – Антошке.
6. Дыхательная гимнастика «Пузыри».
- Ребята, вы любите пускать пузыри из мыла?
- У кого дальше улетит пузырь? (логопед каждому ребенку раздает баночку с мыльным раствором).
Или: «У кого больше пузырей?» (дети дуют через соломенную трубочку в стакан с водой)
7. Пальчиковая гимнастика.
а) «Ладошки».
– Чистые стали ручки. Пора поиграть с ладошками. Где ваши ладошки? Вот наши ладошки!
Ладошки вверх!
Ладошки вниз!
А теперь их на бочок!
И зажали в кулачок!
б) «Кулачки – ладошки» (5-6 раз сжимать и разжимать ладошки).
8. «Умывание».
- Помыли ручки, надо помыть и личико.
- Что есть на личике? (дети показывают и называют глазки, щечки, носик, ротик)
- Как вы моете личико? (дети вместе с логопедом и родителями имитируют умывание, сопровождая речью):
Водичка, водичка, умой мое личико …
- Закройте глазки, откройте глазки!
- Надуйте щечки! Сдуйте щечки! Погладьте щечки!
9. Артикуляционная гимнастика (с показом картинок).
а) «Бегемотик»:
- Откройте ротики, как бегемотики, закройте ротики!
б) — Какая песенка живете в нашем домике? Спойте её: ААААА (громко, тихо, длительно, прерывисто);
в) «Улыбка»:
- Улыбнулись губки, показались зубки. Губки улыбнулись, к ушкам потянулись.
10. Пальчиковая гимнастика «Щетка».
- А зубки забыли почистить. Чем чистите зубки? (показать картинку зубной щетки или зубную щетку):
Это щетка для Андрейки, (по 2 движения указательным пальцем правой руки вдоль левой щечки, потом — правой щечки)
Чисти зубки поскорей-ка. (4 движения горизонтально расположенным указательным пальцем правой руки вверх – вниз)
Раз, два, три. Раз, два, три. (движения указательным пальцем правой руки вдоль губ)
Вот так зубки! Посмотри! (упражнение «улыбка»)
- А сейчас почистим зубки язычком, вот так (показывает логопед — кончиком языка «чистить» нижние и верхние зубки):
Лягушонок чистит зубки ежедневно, каждый день!
Чистить зубки лягушонку ну совсем, совсем не лень!
11. «Нарисуйте личико!» (на песке)
- Ребята, я принесла вам волшебный песочек. На нем можно рисовать. Давайте нарисуем пальчиком личико (показывает Белоснежка), ушки. На личике нарисуем глазки, брови, носик, ротик.
- А теперь выложим глазки из фасоли, ротик и т.д.
12. «Цапли и воробушки» (логопед показывает картинки цапли и воробушка).
- Посмотрите, кто к нам прилетел (Белоснежка показывает картинки с изображением цапли и воробья).
- Это цапля. Она ходит вот так (логопед медленно играет на бубне и показывает, как шагает цапля, высоко поднимая ноги).
- Это воробушек. Он прыгает вот так (логопед быстро играет на бубне и показывает, как прыгает воробушек).
- Поиграем с нашими гостями!
III. Итог занятия.
- Понравилось мне с вами играть! («говорит» Белоснежка) Но пора возвращаться домой, учить Гномов ухаживать за собой.
- До свидания, ребята! («машет» рукой, дети притопами прощаются).
Охрименко Алина Анатольевна,
учитель-логопед,
МКОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной
помощи «Центр диагностики и консультирования»,
г. Ханты — Мансийск