Конспект итогового занятия по автоматизации звука [Р]

Тема: Звук [Р]

Звук [Р]Цели:

Образовательные:

• Закрепление знаний о механизме образования звука [Р];
• Закрепление понятий: звук, слово, предложение, текст;
• Уточнение, закрепление словаря по темам: «Транспорт», «Профессии людей, обслуживающих транспорт», «Животные зоопарка», на основе слов, содержащих данный звук;
• Активизация словарного запаса с использованием крылатых выражений;
• Закрепление навыка употребления существительных в различных падежах, слов – антонимов, образования прилагательных от существительных.

Коррекционные:

• Закрепление правильного произношения звука в различных речевых структурах;
• Совершенствование функций фонематического восприятия;
• Развитие зрительного восприятия, внимания;
• Закрепление навыков звукового анализа, синтеза, графической записи..

Воспитательные:

• Воспитание контроля за правильностью своей речи и речи других;
• Воспитание самостоятельности, усидчивости;
• Воспитание положительного отношения к людям разных профессий;
• Воспитание чувства ответственности за тех, кто нуждается в помощи и поддержке;
• Воспитание правильного поведения при переходе через улицу.

Оборудование: план анализа артикуляции, материал для развития зрительного восприятия, внимания (контурное изображение предметов), предметные картинки, материал для графической записи, мяч.

Ход занятия:

Организационный момент

- Раз, два, три, повернись и в животных превратись.

- Изобрази сердитого тигра, как грозно он рычит (р-р-р).

- Изобрази, как мурлычет ласковая кошечка (Мур-р-р)

- Покажи, как любопытный вороненок выглядывает из гнезда и пищит тоненьким голоском (кар – р – р), а мама ворона отвечает ему низким голосом (кар-р-р).

Объявление темы:

- Вы догадались, какой звук мы снова у нас в гостях? (звук [Р])

- Сегодня он приглашает нас на прогулку по городу звука Р.

Анализ артикуляции.

Характеристика звука:

- Прежде чем отправиться на прогулку, мы вспомним все, что знаем о нашем звуке (кончик языка находится вверху, дрожит; воздушная струя сильная, голосовые связки работают, звук – согласный, звонкий, бывает твердый, мягкий)

Развитие зрительного восприятия, внимания:

- Назовите все изображенные предметы (Что вы видите на карточке?)

- Как мы все это назовем одним словом? (транспорт)

- На каких видах транспорта мы можем отправиться на прогулку по городу? (ответы детей)

Развитие фонематического восприятия:

- Внимание! Приготовьтесь остановить нужный транспорт – тот, в названии которого есть звук Р. Услышите слово со звуком Р – поднимите руку.

- автобус, троллейбус, автомобиль, велосипед, метро, такси, трамвай.

Закрепление правильного произношения звука в словах:

- Сначала мы поедем по городу звука Р на трамвае.

Трамвай гремит, трамвай звонит,
По рельсам быстро мчится.
В любую сторону домчит,
Кто хочет прокатиться?

- Кто нам продаст билеты? (кондуктор)

- А как называется профессия человека, который проверяет билеты? (контролер).

Образование прилагательных от существительных:

- Каждая остановка, которую делает трамвай, имеет название, которое образуется от какого-то слова, например, от слова «огород» — «Огородная», от слова «север», «мир»?

- А вот объявили остановку «Зоопарк». Нам пора выходить.

- В зоопарк попасть не просто. Двери откроются только тогда, когда вы отгадаете названия зверей, живущих в зоопарке.

- Подпрыгните вверх, когда услышите правильное название животных:

дил-кро-ко ру-кен-гу ра-зеб
кро-ко-дил кен-гу-ру зеб-ра
блюд-вер ргит фариж
вер-блюд тигр жираф

Гимнастика для пальцев рук:

- К зоопарку мы пришли
И к дверям мы подошли
Вот нам двери открывают,
В зоопарк всех приглашают.

Совершенствование навыка падежного управления:

- Какие животные живут в зоопарке? (верблюд,…)

- За кем ухаживают работники зоопарка? (за верблюдом,…)

- Кому приносят посетители гостинцы? (верблюду,…)

- Нам пора прощаться, кого мы будем вспоминать? (верблюда,…)

- О ком расскажем другим ребятам? (о верблюде,…)

- Сейчас мы немного пройдем пешком. Нам надо перейти через дорогу, и мы сможем зайти в магазин игрушек.

- Давайте вспомним, как нужно переходить улицу, если впереди мы видим светофор? (ответы детей)

- Вы знаете, что наш светофор волшебный – он легко может превратиться в полоску – слово, на которой мы обозначаем, где находится звук в слове. Где может находиться звук в слове? (ответы детей)

Игра «Светофор» (дети определяют на слух, где находится звук Р и обозначают место звука Р в слове)

сыр, ракета, корабль, роза, куртка, рыба, помидор, забор, свекла (слово «свекла» случайно попало, в нем нет звука Р)

- Вот мы в магазине игрушек. Оказывается, с игрушками случилась беда – злой волшебник Рычун забрал у них звук Р, чтобы еще страшнее рычать и быть более сердитым и теперь это:

К…окодил Гена
Бу…атино
Ка…лсон
Д..акончик Д…акоша

Физминутка:

- Вот пришел волшебник злой
Он ужасный и большой.
Он руками замахал,
У игрушек звук забрал,
Но пришли друзья – детишки,
Озорные шалунишки.
Будем мы друзей спасать
И заданья выполнять.

Игра с мячом:

1) — Чтобы игрушкам вернуть звук Р, поиграем в игру «Скажи наоборот»:

Грустный – радостный
Неряшливый – аккуратный
Длинный – короткий
Налево – направо
Медленно – быстро
Плохой – хороший
Злой – добрый

2) – Кого нет рядом с Крокодилом Геной? (Чебурашки)

- Давайте вспомним игру с Чебурашкой, будем четко произносить звук Р. (игра «Что на чем»)

Работа над звуковым анализом и синтезом:

3) – Вместе с Буратино выполним задание: записать слова с помощью цветных фишек. (даны картинки, в названиях которых 3, 4, 5 звуков – выполняется графическая запись слов)

Закрепление правильного произношения звука в предложении (активизация словарного запаса с использованием крылатых выражений):

4) – Дракоше объясним, что значит:

«дома растут, как грибы после дождя»? (появляются очень быстро, в большом количестве).
«на улице льет, как из ведра» (когда идет сильный, проливной дождь)
«мальчик летит, как стрела» (очень быстро бежит)

5) – Ребята, а вы помните, что любит Карлсон? (варенье)

- Как называется варенье из груши? (из смородины, крыжовника)

- Как назовем сок из винограда? (граната, персика, арбуза)

- Ну вот, ребята, колдовство злого волшебника Рычуна исчезло, к игрушкам вернулся звук Р, и теперь родители с удовольствием купят эти игрушки для своих малышей.

- А мы с вами сделали доброе дело и нам пора возвращаться в детский сад.

- Мы немного устали, поэтому обратно поедем на троллейбусе.

Затормозил у тротуара
Синий троллейбус, круглые фары.
Вошли пешеходы, лишь двери открылись
И в пассажиров все превратились.

Итог занятия:

- Мы снова в детском саду.

- По городу какого звука мы гуляли?

- Как вы считаете, научились мы правильно, красиво произносить звук Р? (да). Поэтому мы уверенно чувствовали себя в городе звука Р.

Крапоткина Надежда Васильевна,
учитель-логопед МДОУ д/с «Сказка»,
Тюменская обл., Сургутский р-н, п.Федоровский

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий, Логопедам Метки: ,

Сейчас читают:

Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог» Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог»
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок» Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок»
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему: «Домашние животные и их детеныши» Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему: «Домашние животные и их детеныши»
Конспект открытого занятия «Путешествие в страну грамматики» Конспект открытого занятия «Путешествие в страну грамматики»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.