Конспект логопедического индивидуального занятия [Дифференциация звуков, букв С-Ц в словах, словосочетаниях]

Конспект логопедического индивидуального занятия с ученицей  5 класса
«Дифференциация звуков, букв С-Ц в словах, словосочетаниях»  

I. Организационный момент.

- Можем ли мы увидеть, написать или прочитать звук?
(Нет. Звуки мы слышим и произносим.)

- Какое сегодня число, месяц, день недели, время года?
(Сегодня 17 февраля, вторник, время года зима)

- К кому ты пришла на занятие?
(Я пришла на занятие к логопеду)

- Что ты будешь делать на занятии у логопеда? (возможно использование
карточки-подсказки)

- Я буду делать гимнастику.
- Буду слушать и различать звуки и слова речи.
-Говорить правильно, четко, чисто.
-Думать и играть.
-Писать и читать.

1. Гимнастика для губ, языка, щек.

Заборчик — зубы ровно мы смыкаем и заборчик получаем. Тянуть губы прямо к ушкам, очень нравиться лягушкам.

Хоботок — подражаю я слону. Губы хоботом тяну. Буду долго так держать, свои губы укреплять. А теперь их отпускаю и на место возвращаю.

Блинчик — домик открывается, язычок появляется. Язык блинчиком положи и спокойно поддержи. Язык надо расслаблять и под счет его держать. 1,2,3,4,5 язык можно убирать.

Иголочка — язык в иголку превращаем, напрягаем и сужаем. 1,2,3,4,5 язык умеешь ты держать.

Часики — влево вправо, влево вправо, твой язык скользит лукаво. Словно маятник часов, покачаться он готов.

Качели — на качелях я качаюсь, вверх, вниз; вверх вниз я до крыши поднимаюсь, а потом спускаюсь вниз.

Почистим зубки — чищу зубы, чищу зубы и снаружи и внутри, не болели, не темнели, не желтели, чтоб они.

Горка — а язык у нас сильно в зубы упирается, сильно напрягается, горкой выгибается.

2.    Работа над дыханием.

Правильно будем дышать, воздушной струей управлять.

1.    Вдох и выдох через рот.
2.    Вдох и выдох через нос
3.    Вдох ртом, выдох носом.

4. Вдох носом, выдох ртом.

3. Голосовые упражнения.

А теперь гимнастика другая — голосовая.
Гласные звуки очень важны в громкости, внятности твоей речи помогут они.
Только губы, язык, челюсти правильно держи.

1.    а-о, у-а, ы-у, и-э.
2.    аоуи; а, о, у, ы.

4.    Гимнастика для неба.

Витамины в виде сока, очень нам полезны.

1.    Глотание сока мелкими глотками.

2.    Чистая водица горлышко прочистит, (полоскание горла)

II. Знакомство с темой занятия.

- Читай слова (коса, цвет)

- Назови свистящие в этих словах? (С-Ц)

- Сегодня мы будем учиться различать звуки С-Ц в словах, словосочетаниях.

Это тема нашего занятия.

III. Основная часть.

l.- Дай характеристику звукам (С-Ц).

- Скажи что у них общее?

- Чем они похожи? (согласные, свистящие, глухие).

- Чем они отличаются?

Когда произносим звук Ц — язык горкой, кончик языка упирается в нижние зубы, боковые края языка
плотно прижаты к корневым зубам, спинка выгибается и образует смычку с небом, воздушная струя сильная
пробивает смычку.

Когда произносим звук С — язык блинчиком за нижними зубами, воздушная струя идет по середине языка.

2. Речевая зарядочка и с языком все в порядке.
Говори не торопись и смотри не ошибись.

Пусть метет метелица
Легким снегом стелиться.
Зайцы бегали в лесу, там заметили лису.
А зайцы лисицы не бояться под снегом танцуют, веселятся.

3. — Слушай и замени звук С на Ц и наоборот в словах, которые я скажу. (Держу карточку и читаю поочередно).

цел — сел    цвет — свет
цок — сок    цапля — сабля
цена — сено    цветит — светит
бац — бас    цвет — свет
цели — сели

- Прочитай слова парами, четко произнося звуки в словах.

(Отдаю карточку для чтения слов).

4. А сейчас фонематическая зарядочка, чтобы со слухом было все в порядочке.

Говори не торопись и смотри не ошибись. Сокол это? (птица). Назови слово сокол по звукам, скажи его по слогам, выделяя голосом ударный гласный.

Назови слово птица по звукам, на каком месте звук Ц в слове, в каком слоге?

На каком месте звук Ц в слоге?

- Очень хорошо.

Есть у нас игра такая, мы замочки открываем.

5. Работа со словами. (Карточки слова замки. Игровое упражнение)

Пользуясь цифрами подсказками, впиши буквы в нужные клеточки.

Замок откроется тогда, когда составишь ты слова.

4                    3                         5                                   2
Метелица    снегопад    гололедица-10    снегирь-7

- О каком времени года говорят эти слова? (о зиме)

- Поставь вопросы к словам. К какой части речи относятся слова?

- Этим эти сова похожи друг на друга.

- А чем они отличаются?

■    Буквами С и Ц в словах.
В словах метелица, гололедица буква ЦЕ, а в словах снегирь и снегопад буква ЭС.
■    Количеством слогов.
Читай слова по увеличению количества слогов, и говори сколько слогов в слове. ( в слове снегирь два слога).
■    Смысловым значением.
Говори, что называют слова? (слово снегирь называет живой предмет, а слова метелица, гололедица, снегопад называют явления природы)

- Правильно. Эти слова отличаются буквами, количеством слогов и смысловым значением.

5. А сейчас мы так играем, мы слова соединяем или сочетаем.

- Соединяй слово цвет с другими словами, (карточка — цвет — красный цвет)
- Соединяй слово коса с другими словами (- карточка)
- Слова коса и цвет соединялись с разными  словами, это значит, что эти соединения слов не постоянные, они меняются.

А есть постоянные соединения слов в поговорках, пословицах, загадках.

поговорки Болтлива как Когда так можно сказать человеку?-Так можно сказать человеку, который много и бездела говорит, когда нужно молчать.
Труслив как…. Когда так можно сказать человеку или о человеке?
Так можно сказать человеку, который не может совершить смелый поступок.
пословииа Умелые руки не знают скуки. Когда так можно сказать человеку или о человеке?
Так можно сказать человеку, который постоянно
загадка Без рук, без ног, а рисовать умеет. МорОЗ

- Используй    в    речи    поговорки,    половицы    и    загадки,    т.е.    постоянные словосочетания и твоя речь будет красочной и выразительной.

7. Работа в тетради.

А сейчас пальчиковая гимнастика: Дружат в нашем классе девочки и мальчики А сейчас подружим мы маленькие пальчики 1,2,3,4,5 будем пальчики сжимать.

Возьми тетрадь, ручку запиши число и словосочетания, подчеркни в них букву С (эс) 1 чертой, букву Це/двумя чертами.

IV. Итог.

Занятие наше заканчивается. Сегодня на занятии присутствовали гости, мы их ждали и очень старались работать хорошо.

- Что ты делала на занятии?
Я делала гимнастику, слушала и различала звуки (С-Ц) и слова с ними. Старалась говорить правильно, четко, чисто, думала и играла, писала и читала.

- Света, ты молодец, хотя тебе еще трудно, но ты очень старалась и у тебя хорошо получилось. А это тебе поощрительный приз (мягкая игрушка). Надеюсь, что в дальнейшем ты будешь следить за своей речью и не только на логопедических занятиях.

Сорокина Н. И., учитель-логопед
высшей квалификационной категории

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: , ,

Сейчас читают:

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР на тему: «Звук и буква С» Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР на тему: «Звук и буква С»
Использование наглядности при работе над связной речью с детьми с ОНР III уровня речевого развития Использование наглядности при работе над связной речью с детьми с ОНР III уровня речевого развития
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [ш] в словах Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [ш] в словах
Игра-соревнование «В мире гласных звуков» для детей старшей логопедической группы ДОУ с родителями Игра-соревнование «В мире гласных звуков» для детей старшей логопедической группы ДОУ с родителями

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.