Конспект логопедического индивидуального занятия [Дифференциация звуков, букв С-Ц в словах, словосочетаниях]

Конспект логопедического индивидуального занятия с ученицей  5 класса
«Дифференциация звуков, букв С-Ц в словах, словосочетаниях»  

I. Организационный момент.

- Можем ли мы увидеть, написать или прочитать звук?
(Нет. Звуки мы слышим и произносим.)

- Какое сегодня число, месяц, день недели, время года?
(Сегодня 17 февраля, вторник, время года зима)

- К кому ты пришла на занятие?
(Я пришла на занятие к логопеду)

- Что ты будешь делать на занятии у логопеда? (возможно использование
карточки-подсказки)

- Я буду делать гимнастику.
- Буду слушать и различать звуки и слова речи.
-Говорить правильно, четко, чисто.
-Думать и играть.
-Писать и читать.

1. Гимнастика для губ, языка, щек.

Заборчик — зубы ровно мы смыкаем и заборчик получаем. Тянуть губы прямо к ушкам, очень нравиться лягушкам.

Хоботок — подражаю я слону. Губы хоботом тяну. Буду долго так держать, свои губы укреплять. А теперь их отпускаю и на место возвращаю.

Блинчик — домик открывается, язычок появляется. Язык блинчиком положи и спокойно поддержи. Язык надо расслаблять и под счет его держать. 1,2,3,4,5 язык можно убирать.

Иголочка — язык в иголку превращаем, напрягаем и сужаем. 1,2,3,4,5 язык умеешь ты держать.

Часики — влево вправо, влево вправо, твой язык скользит лукаво. Словно маятник часов, покачаться он готов.

Качели — на качелях я качаюсь, вверх, вниз; вверх вниз я до крыши поднимаюсь, а потом спускаюсь вниз.

Почистим зубки — чищу зубы, чищу зубы и снаружи и внутри, не болели, не темнели, не желтели, чтоб они.

Горка — а язык у нас сильно в зубы упирается, сильно напрягается, горкой выгибается.

2.    Работа над дыханием.

Правильно будем дышать, воздушной струей управлять.

1.    Вдох и выдох через рот.
2.    Вдох и выдох через нос
3.    Вдох ртом, выдох носом.

4. Вдох носом, выдох ртом.

3. Голосовые упражнения.

А теперь гимнастика другая — голосовая.
Гласные звуки очень важны в громкости, внятности твоей речи помогут они.
Только губы, язык, челюсти правильно держи.

1.    а-о, у-а, ы-у, и-э.
2.    аоуи; а, о, у, ы.

4.    Гимнастика для неба.

Витамины в виде сока, очень нам полезны.

1.    Глотание сока мелкими глотками.

2.    Чистая водица горлышко прочистит, (полоскание горла)

II. Знакомство с темой занятия.

- Читай слова (коса, цвет)

- Назови свистящие в этих словах? (С-Ц)

- Сегодня мы будем учиться различать звуки С-Ц в словах, словосочетаниях.

Это тема нашего занятия.

III. Основная часть.

l.- Дай характеристику звукам (С-Ц).

- Скажи что у них общее?

- Чем они похожи? (согласные, свистящие, глухие).

- Чем они отличаются?

Когда произносим звук Ц — язык горкой, кончик языка упирается в нижние зубы, боковые края языка
плотно прижаты к корневым зубам, спинка выгибается и образует смычку с небом, воздушная струя сильная
пробивает смычку.

Когда произносим звук С — язык блинчиком за нижними зубами, воздушная струя идет по середине языка.

2. Речевая зарядочка и с языком все в порядке.
Говори не торопись и смотри не ошибись.

Пусть метет метелица
Легким снегом стелиться.
Зайцы бегали в лесу, там заметили лису.
А зайцы лисицы не бояться под снегом танцуют, веселятся.

3. — Слушай и замени звук С на Ц и наоборот в словах, которые я скажу. (Держу карточку и читаю поочередно).

цел — сел    цвет — свет
цок — сок    цапля — сабля
цена — сено    цветит — светит
бац — бас    цвет — свет
цели — сели

- Прочитай слова парами, четко произнося звуки в словах.

(Отдаю карточку для чтения слов).

4. А сейчас фонематическая зарядочка, чтобы со слухом было все в порядочке.

Говори не торопись и смотри не ошибись. Сокол это? (птица). Назови слово сокол по звукам, скажи его по слогам, выделяя голосом ударный гласный.

Назови слово птица по звукам, на каком месте звук Ц в слове, в каком слоге?

На каком месте звук Ц в слоге?

- Очень хорошо.

Есть у нас игра такая, мы замочки открываем.

5. Работа со словами. (Карточки слова замки. Игровое упражнение)

Пользуясь цифрами подсказками, впиши буквы в нужные клеточки.

Замок откроется тогда, когда составишь ты слова.

4                    3                         5                                   2
Метелица    снегопад    гололедица-10    снегирь-7

- О каком времени года говорят эти слова? (о зиме)

- Поставь вопросы к словам. К какой части речи относятся слова?

- Этим эти сова похожи друг на друга.

- А чем они отличаются?

■    Буквами С и Ц в словах.
В словах метелица, гололедица буква ЦЕ, а в словах снегирь и снегопад буква ЭС.
■    Количеством слогов.
Читай слова по увеличению количества слогов, и говори сколько слогов в слове. ( в слове снегирь два слога).
■    Смысловым значением.
Говори, что называют слова? (слово снегирь называет живой предмет, а слова метелица, гололедица, снегопад называют явления природы)

- Правильно. Эти слова отличаются буквами, количеством слогов и смысловым значением.

5. А сейчас мы так играем, мы слова соединяем или сочетаем.

- Соединяй слово цвет с другими словами, (карточка — цвет — красный цвет)
- Соединяй слово коса с другими словами (- карточка)
- Слова коса и цвет соединялись с разными  словами, это значит, что эти соединения слов не постоянные, они меняются.

А есть постоянные соединения слов в поговорках, пословицах, загадках.

поговорки Болтлива как Когда так можно сказать человеку?-Так можно сказать человеку, который много и бездела говорит, когда нужно молчать.
Труслив как…. Когда так можно сказать человеку или о человеке?
Так можно сказать человеку, который не может совершить смелый поступок.
пословииа Умелые руки не знают скуки. Когда так можно сказать человеку или о человеке?
Так можно сказать человеку, который постоянно
загадка Без рук, без ног, а рисовать умеет. МорОЗ

- Используй    в    речи    поговорки,    половицы    и    загадки,    т.е.    постоянные словосочетания и твоя речь будет красочной и выразительной.

7. Работа в тетради.

А сейчас пальчиковая гимнастика: Дружат в нашем классе девочки и мальчики А сейчас подружим мы маленькие пальчики 1,2,3,4,5 будем пальчики сжимать.

Возьми тетрадь, ручку запиши число и словосочетания, подчеркни в них букву С (эс) 1 чертой, букву Це/двумя чертами.

IV. Итог.

Занятие наше заканчивается. Сегодня на занятии присутствовали гости, мы их ждали и очень старались работать хорошо.

- Что ты делала на занятии?
Я делала гимнастику, слушала и различала звуки (С-Ц) и слова с ними. Старалась говорить правильно, четко, чисто, думала и играла, писала и читала.

- Света, ты молодец, хотя тебе еще трудно, но ты очень старалась и у тебя хорошо получилось. А это тебе поощрительный приз (мягкая игрушка). Надеюсь, что в дальнейшем ты будешь следить за своей речью и не только на логопедических занятиях.

Сорокина Н. И., учитель-логопед
высшей квалификационной категории

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: , ,

Сейчас читают:

Занятие по логоритмике «Веселые овощи» для детей старшего дошкольного возраста Занятие по логоритмике «Веселые овощи» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Транспорт» Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Транспорт»
План-конспект совместного занятия с детьми и родителями старшей возрастной группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей» План-конспект совместного занятия с детьми и родителями старшей возрастной группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей»
План-конспект совместного занятия с детьми и родителями средней группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей» План-конспект совместного занятия с детьми и родителями средней группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.