Конспект логопедического лексико-грамматического занятия в подготовительной группе

Образовательная область: Коммуникация, Познание.

Возрастная группа: подготовительная (6-7 лет).

Тема: «Письмо в Африку».

Дидактическое обеспечение (ресурсы): конверт с письмом, ватман, мольберт, маркеры, мяч, портрет Мубамбы, магнитофон, схема описания времён года.

Цель: закрепление представлений о признаках русской зимы.

Программные задачи:

1) Продолжать учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и падеже;
2) Расширять словарь признаков по теме «Зима»;
3) Развивать логическое мышление, слуховое внимание;
4) Воспитывать уважительное (толерантное) отношение к людям другой национальности.

Ход занятия:

1. Оргмомент.

- Ребята. Посмотрите. К нам пришло письмо. Интересно. От кого оно? На конверте написано: «Африка. Мубамба». Вы знаете, кто такой Мубамба? Я тоже не знаю. Сейчас мы посмотрим, что в письме…
(распечатывает конверт, бегло просматривает письмо)

- Ага, всё понятно… Ребята, Мубамба – это мальчик. Он живёт в Африке. Сейчас я прочитаю вам его письмо. Но он очень плохо знает русский язык, поэтому в его письме много ошибок. Эти ошибки нужно исправить. Поэтому если вы заметите ошибку, сразу поднимайте руку!

2. Согласование прилагательных с существительными в роде и падеже.

«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мубамба. Я живу в далёкий Африка. У нас в Африке есть все времена года: и лето, и осень, и зима, и весна. Но погода всегда одинаковый – очень жарко. И никогда не бывает белая снега. А я слышал, что русский зима – очень красивый время года. Я очень вас прошу: расскажите мне про русский зима: как зимой выглядит земля, небо, деревы, что делают птицы, животные, человеки. Я надеюсь, письмо у вас получится очень длинная и интересная. Желаю вам хорошая здоровья. До свидания. Мубамба».
Посмотрите, в конверт он даже вложил свою фотографию!

Логопед показывает портрет. Кратко обсуждается внешность мальчика – его цвет кожи, структура волос, черты лица, делаются предположения о том, сколько ему лет, бедный он или богатый, чем он любит заниматься. Сделать акцент на то, что, не смотря на то, что он не похож на нас, он всё равно мальчик привлекательный, с умным взглядом, с доброй улыбкой и т.п.

3. Настрой на контроль за своей речью.

Ребята, надо выполнить его просьбу. Давайте мы расскажем Мубамбе, что такое русская зима. Свой рассказ мы запишем на магнитофон. Только предложения надо составлять красивые, развёрнутые. Кроме того, каждый признак зимы мы изобразим на листе бумаги, в этом нам будет помогать Татьяна Борисовна, воспитатель по ИЗО. Этот рисунок вместе с кассетой мы отправим в Африку, и я думаю, Мубамба будет очень доволен.

Перед тем, как мы будем записываться на магнитофон, напоминаю вам наше главное правило:

Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было Мубамбе понятно!
Повторите!

Дети хором проговаривают правило.

4. Анализ схемы описания времени года.

При написании письма нам поможет эта схема:

Конспект логопедического лексико-грамматического занятия

Или эта:

Конспект логопедического лексико-грамматического занятия в подготовительной группе

Давайте вспомним, что означает каждый символ?

5. Написание письма.

- Итак, с чего начинается любое письмо? Правильно, с приветствия и вступительных слов.

Дети произвольно высказываются. Самые интересные и красивые предложения записываются на магнитофон. Каждый ребёнок говорит отдельную фразу. Одновременно Татьяна Борисовна делает соответствующие зарисовки на листе бумаги на мольберте. Приблизительный текст общего рассказа приводится ниже.

«Здравствуй, Мубамба! Мы получили твоё письмо. Выполняем твою просьбу. Зима – это замечательное время года! На земле лежит снег. Он белый, скрипучий, пушистый и холодный. Солнце светит, но не греет, потому что находится близко к горизонту. На улице холодно, морозно. В пасмурную погоду дует холодный ветер, поёт песни вьюга. Лежат сугробы. Речка покрыта толстым льдом. Многие птицы улетают в тёплые края, но остаются снегири, синицы, воробьи. Люди надевают тёплые шапки, шубы, валенки. Дети катаются на лыжах, санках, коньках. Зимой мы празднуем Рождество, Новый год…» (и т.д.)

После завершения составления рассказа, аудиозапись прослушивается. Дети анализируют связность получившегося письма, его понятность, оригинальность, собственное звукопроизношение, выразительность речи.

Выбирается 1 ребёнок, который вместе с Татьяной Борисовной кладёт кассету в подкассетник, складывает вчетверо рисунок, запечатывают всё в большой конверт, заполняют адрес

6. Развитие логического мышления, активизация словаря.

Пока запечатывается конверт, давайте с вами поиграем с мячом в игру «Назови противоположное»:

- Зимой ночь длинная, а день какой… (короткий)
- Снег мягкий, а асфальт какой … (твёрдый)
- Зимой ветер холодный, северный, а летом ветерок какой … (тёплый, южный)
- Летом у зайца шубка тёмная, а зимой какая … (светлая)
- Когда на улице метель, вьюга, у детей настроение грустное, а когда светит солнышко, настроение какое … (весёлое)
- Осенью ледок на реке тонкий, а зимой какой … (толстый)
- Кататься на коньках, лыжах – это хорошо, а ломать снежные постройки как … (плохо)
- Кто катается с высокой горы, тот смелый, а кто боится, тот какой … (трусливый)
- Мубамба ест в Африке лимон кислый, а мороженое какое … (сладкое)
- Летом для птиц корма много, а зимой … (мало)
- Кто ест снег и сосульки, тот часто бывает больной, а кто закаливается и занимается спортом, тот какой … (здоровый)
- Дед Мороз дарит подарки не старые, а какие … (новые)
- «Ёлочка, зажгись!» мы кричим не тихо, а как … (громко)
- Лыжня узкая, а горка какая … (широкая)
- В нашем посёлке ёлка низкая, а в Хабаровске какая … (высокая)

7. Завершение занятия.

Вот и запечатаны в конверт наш рисунок, кассета с рассказом о зиме. Заполнен адрес. Я уверена, Мубамба скоро получит ваше письмо. Как вы думаете, он останется доволен? Я пошла относить письмо на почту. До свидания.

Zaharova-Oksana  

Захарова Оксана Владимировна,
учитель-логопед,
пос.Чегдомын Хабаровского края

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (4 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий, Логопедам Метки: 

Сейчас читают:

Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Транспорт» Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Транспорт»
План-конспект совместного занятия с детьми и родителями старшей возрастной группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей» План-конспект совместного занятия с детьми и родителями старшей возрастной группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей»
План-конспект совместного занятия с детьми и родителями средней группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей» План-конспект совместного занятия с детьми и родителями средней группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей»
Конспект НОД в средней группе для детей с ТНР. Тема: Предлог НА Конспект НОД в средней группе для детей с ТНР. Тема: Предлог НА

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.