Конспект логопедического речевого праздника для учащихся начальной школы VIII вида [Мы любим родной язык и изучаем его]

Цели:

I. Коррекционные:

1. Дифференциация понятий о грамматических категориях языка.

2. Развивать мыслительную деятельность и умение замечать слова и ориентироваться в их значениях.

II. Образовательная:

1. Обогащение словаря через овладение учащимися лексическими и морфологическими нормами родного языка, путём сравнения, противопоставления и выяснения значения слов и словосочетаний.

III. Воспитательная:

1. Воспитывать заинтересованное отношение к значению и употреблению слов в родном языке.

Оборудование: Стенд со словами, относящимися к разным частям речи, опорные карточки, сюжетные картинки к многозначным  словам,  картинки  с изображением домашних животных и птиц.

Ход праздника.

1 ведущий: — Здравствуйте, ребята!

2 ведущий: — Добрый день! Взрослые!

Логопед: — Здравствуйте все. Начинаем речевой праздник «Мы любим родной язык и изучаем его».

1 ведущий: — Сегодня мы вспомним всё, что знаем о словах.

2 ведущий: — В жизни и труде люди общаются с помощью речи.

1 ведущий: — Все, что сделано, построено и посажено человеком — завод, дом, школа, сад — это всё сначала было задумано.

2 ведущий: — Потом выражено в словах и только после этого построено и посажено.

1 ведущий: — С помощью слова люди объединяются и дружат.

2 ведущий: — В школе мы тоже общаемся словами.

1 ведущий: — Все мы любим и изучаем родной язык.

Логопед: — Сегодня на утреннике мы вспомним: правила речи, пословицы о языке, будем стараться чётко и правильно говорить, вдумываться в значения слов и покажем, что мы знаем, что слова разные, каждое имеет свой смысл и значение.

Мы будем играть в речевые игры со словами. А комиссия будет оценивать ваши ответы. В конце утренника активные получат призы.

Появляется заяц с книгой.

Заяц: — Ребята! Я зайка-незнайка из вот этой книжки. Вы любите заниматься по ней? (Да). Помогите мне вспомнить пословицы о языке.

3 класс: — Язык мой — друг мой.

- Человек без речи, что птица без крыльев.

- Кто читает, тот много знает.

- Хорошее слово согревает, плохое — морозит.

- Хорошую речь хорошо слушать.

Заяц: — Спасибо, ребята!

Ученица: — Зайка-незнайка, а правила речи ты знаешь?

Заяц: — Знал, но забыл.

Ученица: — Какой ты зайка-незнайка забывчивый. Ладно, мы тебе поможем.

4 класс: — Все звуки и слова надо говорить правильно.

-    Следует ясно произносить окончания слов.

-    Необходимо соблюдать ударения в словах.

-    Речь должна быть понятна.

-    Говорить надо нормально не быстро и не медленно.

-    Каждый ученик должен помогать товарищу говорить правильно.

Заяц: — Спасибо, ребята !

Логопед: — А ребята первого класса расскажут нам стихотворение о правилах речи.

- Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

Ученица: — Зайка, а ты знаешь, что обозначают слова?

Заяц: — Знаю.

Ученица: — Точно знаешь?

Заяц: — Это знает каждый ученик и я тоже. Слова обозначают предметы, действия, признаки.

Ученица: — Зайка, да ты хороший ученик.

Логопед: (показывает на стенд) — Слова, которые обозначают предметы, отвечают на вопросы Кто? Что?

- Слова, которые обозначают действия, отвечают на вопросы Что делать? Что сделать?

- Слова, обозначающие признак предмета, отвечают на вопросы Какой? Какая? Какое?

- А чтобы употреблять эти слова правильно в речи, нужно знать их значения. Среди слов обозначающих предметы, действия, признаки есть слова-друзья, которые имеют одинаковое значение, слова-враги, которые имеют противоположное значение, слова- родственники, слова-многозначные, имеющие много значений, и
добрые слова, от которых становится тепло и радостно на душе у человека.

Заяц: — А играть мы сегодня будем? Я очень люблю играть в разные игры!

Ученица: — Да, Зайка, сейчас мы будем играть в речевые игры со словами.

Ведущий логопед: l) — Даже животные и птицы умеют произносить слова. Ребята 0 (нулевого) класса нам расскажут об этом.

Поочередно  с места  поднимается ребёнок, показывает картинку с изображением домашних животных и птиц.

Ответ: — Корова умеет говорить слово My… и т.д.

Логопед: – 2) А ребята первого класса назовут нам добрые слова и найдут им место на стенде.

Ребята зачитывают слова парами спасибо-благодарю и т.д. и располагают эти слова на стенде.

Логопед -  3)- Ребята 2 класса найдут нам слова-родственники:

слову сад (садовод, садовник, посадки);

слову свет (светить, светлый, светло);

слову час (часы, часовщик, часовой);

слову цветок (цветы,  цветник, цветной).

На стенде предметные картинки с подписью слова, обозначающего её (сад, свет — свет от фонарика, цветок, часы), учащийся находит родственное слово и размещает его на стенде.

Ребёнок читает слово и говорит: «Слово садовник родня слову сад».

Логопед:4) Ребята 3, 4 класс.  Для вас игра «Разложи слова и объясни, что они обозначают».

На стендах таблички слов, обозначающих предметы, признаки, действия с вопросами; на столиках слова парами с антонимами и синонимами. Задание: взять по 6 пар слов и расположить их на стенде соответственно части речи.

Ответы участников: Кто? Врач. Кто? Доктор. Эти слова обозначают предметы. Имеют одинаковое значение. Поэтому эти слова-друзья и т.д. (За правильные ответы даются фишки).

5) Сценка:

Зайчиха: — Зайка, где ключ?

Зайка: — В лесу.

Зайчиха: — Как в лесу? Он же на гвоздике висел.

Зайка: — Как родник может висеть на гвоздике?

Зайчиха: — Да не родник, а дверной ключ. Где он?

Зайка: — Я его в ключе потерял, т.е. утопил.

Ведущий логопед: — Мама зайчиха и зайчик не могут понять друг друга, потому что слово ключ многозначное. Мама спрашивала зайку о металлическом ключе, а зайка говорил о ключе (роднике), бьющем из-под земли. В русском языке много многозначных слов, вот некоторые из них.

На стенде под табличкой «Многозначные слова» слова: ключ, овсянка, ручка, лисичка, лук, коса, кран, плитка, каток, норка, язык.

Ведущий логопед: — Игра «Объясни значение слова».

Ребята, на столике предложения с многозначными словами. Найдите предложения со словом овсянка. О какой овсянке, ручке и т.д. говорится в предложениях?

На стенде многозначное слово, а рядом несколько предметов, обозначающихся им: каша в тарелке (овсянка), крупа (овсянка), птица овсянка и т.д. На столике расположены полоски с предложениями. Задание: найти предложение об этом предмете (показ птицы овсянки) и т.д.

Ответы: (зачитывает предложение ученикам) — В этом предложении говорится о птице овсянке (и показывает на предмет)…

Ведущий логопед: — Молодцы ребята! Вы хорошо играли в речевые игры. Следили за своей речью, были внимательны, различали слова и правильно называли их значения. И наш утренник заканчивается. Помогали вести праздник (каждый участник называет свою роль Ф.И.)

Итог: — Все участники и ведущие праздника потрудились на славу. Показали, что они знают, что обозначают слова и какое они имеют значение. И надеемся, что эти знания помогут вам правильно понимать слова при чтении и употреблении их в речи.

Удачи вам в изучении родного языка!

Сорокина Н. И., учитель-логопед.
Криковцова М.П., учитель-логопед.

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: ,

Сейчас читают:

Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог» Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог»
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок» Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок»
Трудности формирования навыков чтения и письма у детей дошкольного возраста Трудности формирования навыков чтения и письма у детей дошкольного возраста
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему: «Домашние животные и их детеныши» Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему: «Домашние животные и их детеныши»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.