Цели:
I. Коррекционные:
1. Дифференциация понятий о грамматических категориях языка.
2. Развивать мыслительную деятельность и умение замечать слова и ориентироваться в их значениях.
II. Образовательная:
1. Обогащение словаря через овладение учащимися лексическими и морфологическими нормами родного языка, путём сравнения, противопоставления и выяснения значения слов и словосочетаний.
III. Воспитательная:
1. Воспитывать заинтересованное отношение к значению и употреблению слов в родном языке.
Оборудование: Стенд со словами, относящимися к разным частям речи, опорные карточки, сюжетные картинки к многозначным словам, картинки с изображением домашних животных и птиц.
Ход праздника.
1 ведущий: — Здравствуйте, ребята!
2 ведущий: — Добрый день! Взрослые!
Логопед: — Здравствуйте все. Начинаем речевой праздник «Мы любим родной язык и изучаем его».
1 ведущий: — Сегодня мы вспомним всё, что знаем о словах.
2 ведущий: — В жизни и труде люди общаются с помощью речи.
1 ведущий: — Все, что сделано, построено и посажено человеком — завод, дом, школа, сад — это всё сначала было задумано.
2 ведущий: — Потом выражено в словах и только после этого построено и посажено.
1 ведущий: — С помощью слова люди объединяются и дружат.
2 ведущий: — В школе мы тоже общаемся словами.
1 ведущий: — Все мы любим и изучаем родной язык.
Логопед: — Сегодня на утреннике мы вспомним: правила речи, пословицы о языке, будем стараться чётко и правильно говорить, вдумываться в значения слов и покажем, что мы знаем, что слова разные, каждое имеет свой смысл и значение.
Мы будем играть в речевые игры со словами. А комиссия будет оценивать ваши ответы. В конце утренника активные получат призы.
Появляется заяц с книгой.
Заяц: — Ребята! Я зайка-незнайка из вот этой книжки. Вы любите заниматься по ней? (Да). Помогите мне вспомнить пословицы о языке.
3 класс: — Язык мой — друг мой.
- Человек без речи, что птица без крыльев.
- Кто читает, тот много знает.
- Хорошее слово согревает, плохое — морозит.
- Хорошую речь хорошо слушать.
Заяц: — Спасибо, ребята!
Ученица: — Зайка-незнайка, а правила речи ты знаешь?
Заяц: — Знал, но забыл.
Ученица: — Какой ты зайка-незнайка забывчивый. Ладно, мы тебе поможем.
4 класс: — Все звуки и слова надо говорить правильно.
- Следует ясно произносить окончания слов.
- Необходимо соблюдать ударения в словах.
- Речь должна быть понятна.
- Говорить надо нормально не быстро и не медленно.
- Каждый ученик должен помогать товарищу говорить правильно.
Заяц: — Спасибо, ребята !
Логопед: — А ребята первого класса расскажут нам стихотворение о правилах речи.
- Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Ученица: — Зайка, а ты знаешь, что обозначают слова?
Заяц: — Знаю.
Ученица: — Точно знаешь?
Заяц: — Это знает каждый ученик и я тоже. Слова обозначают предметы, действия, признаки.
Ученица: — Зайка, да ты хороший ученик.
Логопед: (показывает на стенд) — Слова, которые обозначают предметы, отвечают на вопросы Кто? Что?
- Слова, которые обозначают действия, отвечают на вопросы Что делать? Что сделать?
- Слова, обозначающие признак предмета, отвечают на вопросы Какой? Какая? Какое?
- А чтобы употреблять эти слова правильно в речи, нужно знать их значения. Среди слов обозначающих предметы, действия, признаки есть слова-друзья, которые имеют одинаковое значение, слова-враги, которые имеют противоположное значение, слова- родственники, слова-многозначные, имеющие много значений, и
добрые слова, от которых становится тепло и радостно на душе у человека.
Заяц: — А играть мы сегодня будем? Я очень люблю играть в разные игры!
Ученица: — Да, Зайка, сейчас мы будем играть в речевые игры со словами.
Ведущий логопед: l) — Даже животные и птицы умеют произносить слова. Ребята 0 (нулевого) класса нам расскажут об этом.
Поочередно с места поднимается ребёнок, показывает картинку с изображением домашних животных и птиц.
Ответ: — Корова умеет говорить слово My… и т.д.
Логопед: – 2) А ребята первого класса назовут нам добрые слова и найдут им место на стенде.
Ребята зачитывают слова парами спасибо-благодарю и т.д. и располагают эти слова на стенде.
Логопед - 3)- Ребята 2 класса найдут нам слова-родственники:
слову сад (садовод, садовник, посадки);
слову свет (светить, светлый, светло);
слову час (часы, часовщик, часовой);
слову цветок (цветы, цветник, цветной).
На стенде предметные картинки с подписью слова, обозначающего её (сад, свет — свет от фонарика, цветок, часы), учащийся находит родственное слово и размещает его на стенде.
Ребёнок читает слово и говорит: «Слово садовник родня слову сад».
Логопед:4) Ребята 3, 4 класс. Для вас игра «Разложи слова и объясни, что они обозначают».
На стендах таблички слов, обозначающих предметы, признаки, действия с вопросами; на столиках слова парами с антонимами и синонимами. Задание: взять по 6 пар слов и расположить их на стенде соответственно части речи.
Ответы участников: Кто? Врач. Кто? Доктор. Эти слова обозначают предметы. Имеют одинаковое значение. Поэтому эти слова-друзья и т.д. (За правильные ответы даются фишки).
5) Сценка:
Зайчиха: — Зайка, где ключ?
Зайка: — В лесу.
Зайчиха: — Как в лесу? Он же на гвоздике висел.
Зайка: — Как родник может висеть на гвоздике?
Зайчиха: — Да не родник, а дверной ключ. Где он?
Зайка: — Я его в ключе потерял, т.е. утопил.
Ведущий логопед: — Мама зайчиха и зайчик не могут понять друг друга, потому что слово ключ многозначное. Мама спрашивала зайку о металлическом ключе, а зайка говорил о ключе (роднике), бьющем из-под земли. В русском языке много многозначных слов, вот некоторые из них.
На стенде под табличкой «Многозначные слова» слова: ключ, овсянка, ручка, лисичка, лук, коса, кран, плитка, каток, норка, язык.
Ведущий логопед: — Игра «Объясни значение слова».
Ребята, на столике предложения с многозначными словами. Найдите предложения со словом овсянка. О какой овсянке, ручке и т.д. говорится в предложениях?
На стенде многозначное слово, а рядом несколько предметов, обозначающихся им: каша в тарелке (овсянка), крупа (овсянка), птица овсянка и т.д. На столике расположены полоски с предложениями. Задание: найти предложение об этом предмете (показ птицы овсянки) и т.д.
Ответы: (зачитывает предложение ученикам) — В этом предложении говорится о птице овсянке (и показывает на предмет)…
Ведущий логопед: — Молодцы ребята! Вы хорошо играли в речевые игры. Следили за своей речью, были внимательны, различали слова и правильно называли их значения. И наш утренник заканчивается. Помогали вести праздник (каждый участник называет свою роль Ф.И.)
Итог: — Все участники и ведущие праздника потрудились на славу. Показали, что они знают, что обозначают слова и какое они имеют значение. И надеемся, что эти знания помогут вам правильно понимать слова при чтении и употреблении их в речи.
Удачи вам в изучении родного языка!
Сорокина Н. И., учитель-логопед.
Криковцова М.П., учитель-логопед.