Конспект логопедического урока во втором классе «Дифференциация Ч – Ц»

Цель: Дифференциация звуков [Ч] и [Ц] в словах, предложениях и обозначение их соответствующими буквами.

Дифференциация звуков Ч-ЦЗадачи:

Образовательные:

Уточнение артикуляции звуков [ч] и [ц];
Закрепление знаний детей о характеристике звуков.
Закрепление знания детей о корне слова, образование однокоренных слов.
Обучение грамотному употреблению существительных в форме родительного падежа с предлогом для, у;
Образование относительных прилагательных;

Коррекционные:

Развитие фонематического слуха;
Развитие звукобуквенного анализа и синтеза;
Развитие анализа и синтеза на уровне предложения;
Развитие зрительного внимания и памяти;
Развитие и активизация словаря детей по теме «Посуда».

Воспитательные:

Воспитание самоконтроля, взаимоконтроля, любви к родному языку, культуры речевого общения.

Оборудование: плакат с нарисованным столом (с прорезями для картинок), предметные картинки (сахарница, конфетница, чайник, салатница, хлебница, сухарница, розеточка, соусница, перечница), плакат с написанной посудой, где вместо ч и ц пустые квадраты, ребус с зашифрованной лексической
темой урока, виды материалов (кусочки стекла, дерева, пластмассы, фарфора, хрусталя, металла), плакат с однокоренными словами.

Ход логопедического урока.

Организационный момент.

Здравствуйте, дети. Сейчас, сядет тот, кто выделит первый звук в словах, которые я назову.

Цифра, чудо, цапля, чемодан, черепаха …

Какие звуки мы будем учиться различать?

Основная часть.

- Произнесите звук [ч], какие органы речи участвуют в произношении этого звука, дайте полную характеристику звуку, какой буквой обозначается, напишите букву в воздухе, на парте. Произнесите звук [ц], какие органы речи участвуют в произношении этого звука, дайте полную характеристику звуку, какой буквой обозначается, напишите букву в воздухе, на парте. Сравните звуки, найдите сходство, а затем отличие этих звуков.

- Приготовьте сигнальные карточки. Возьмите карточку с буквой ч в правую руку, а карточку с буквой ц в левую. Я буду называть слова, а вы если услышите слово, в котором спрятался звук [ч], то поднимите карточку с буквой ч, а если услышите слово, в котором спрятался звук [ц], то поднимете карточку с буквой ц. Если услышите в слове оба звука, то поднимите обе буквы.

Помогите мне закончить слово, выбрав один из звуков Ч или Ц, обозначьте его буквой и поднимите её:

Кала.. ране.. клю.. дворе.. бога..

Вене.. вра.. гра.. зая.. сила..

Пере.. колоде.. молоде.. тка.. коне..

- Помогите мне накрыть на стол, а что нам для этого понадобиться узнаете, если разгадаете ребус.

Полы ’’ + судно’’’ + дар’= ?

- Ребята, на плакате написаны слова, в которых пропали наши изучаемые Ч и Ц. Сейчас каждый из вас будет выходить к доске, читать слово определять какой звук пропал, обозначать его соответствующей буквой и вписывать букву в пропущенную клетку, а затем на столе найти отгаданный предмет и поставить на наш стол. Скажи для чего этот предмет посуды?

Сахарни_а
сухарни_а
конфетни_а
розето_ка
салатни_а
хлебни_а
пере_ни_а
соусни_а
_айник
_ашка
салфетни_а

Прочитаем ещё раз разгаданные слова.

Работа в тетради.

– Я говорю то, что кладут в эту посуду, а вы называете её. Проговариваем слово по слогам и записываем в тетрадь. С какой буквы пишем первое слово, как пишем остальные слова. Запись слов. Найдите в словах букву Ч и подчеркните её одной чертой, а букву Ц — двумя. Обменяйтесь тетрадями для взаимопроверки.

Физминутка. Игра с мячом.

- Я кидаю мяч и называю посуду, а вы возвращаете мне мяч, называя, для каких продуктов и предметов она предназначена.

Н-р: Сахарница — для сахара и т.д.

Посмотрите, какие материалы я вам принесла. Кто назовёт что это? Из этих материалов может изготавливаться посуда. Я показываю материал, а вы называете посуду, которая из него может изготавливаться. Какая это посуда?

Н-р: Это пластмасса. Выберите посуду, которая изготавливается из пластмассы. Назовите, какая она? (Н-р: пластмассовая сахарница, пластмассовая хлебница, пластмассовая салатница и т.д).

Проговариваем все виды материалов ( стекло, фарфор, металл, дерево, хрусталь).

Недавно у нас наступил Новый год, прошло Рождество Христово. Что это такое? (Это праздники).

Мы накрывали стол и что делали? (Праздновали).

А настроение, какое было? (Праздничное).

Праздник, праздники, праздновать, праздничное. Скажите, что общего в этих словах, как они называются? Прочитайте слово праздник внимательно посмотрите на него, запомните, как пишется это слово.

Давайте вспомним, что такое предложение. Скажите, является ли предложением то, что я назову.

Праздничное, учеников, у , и , настроение, учениц.

Кто составит предложение. Сколько слов в нём? Найдите предлог в предложении, как он пишется со словами? Вспомним правила написания предложения. Запишем его в тетрадь. Подчеркнём изучаемые ч и ц.

Скажите, какое еще настроение может быть? (весёлое, задорное или наоборот грустное, печальное).

Итог логопедического урока.

- Наш логопедический урок подошёл к концу. Вспомним, какие звуки учились различать, чем похожи и чем отличаются они. Название, какой посуды вы запомнили и из какого материала её изготавливают? Назовите группу родственных однокоренных слов, изучаемых сегодня на занятии. Какое предложение мы составили? С каким настроением вы покидаете урок?

Молодцы! Вы сегодня на уроке были очень внимательными, активными. Урок окончен, до свидания, ребята!

Шкредова Марина Николаевна,
учитель-логопед МБОУ СОШ № 90,
город Самара

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (3 понравилось, средний балл: 4,67 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий, Логопедам Метки: , ,

Сейчас читают:

Занятие по логоритмике «Веселые овощи» для детей старшего дошкольного возраста Занятие по логоритмике «Веселые овощи» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Транспорт» Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Транспорт»
План-конспект совместного занятия с детьми и родителями старшей возрастной группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей» План-конспект совместного занятия с детьми и родителями старшей возрастной группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей»
План-конспект совместного занятия с детьми и родителями средней группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей» План-конспект совместного занятия с детьми и родителями средней группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.