Цели:
1. Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков Т-Ц вслогах, словах и предложениях;
2. Развивать фонематический слух.
3. Работать над активизацией и расширением словаря, развивать память, внимание, мышление.
4. Воспитывать чувство товарищества.
Оборудование: картинный, дидактический и раздаточный материал, мяч, музыкальное сопровождение.
Ход занятия
1. Оргмомент. Активизация познавательной деятельности. Создание положительной эмоциональной обстановки.
Логопед – Ребята, сегодня на занятии мы отправимся в путешествие – загадочный мир звезд и планет.
- Чтобы наш полет прошел увлекательно, надо внимательно слушать, все замечать и запоминать, помогать друг другу в трудную минуту, грамотно и красиво говорить.
2. Введение в тему занятия.
Логопед – чтобы начать путешествие, необходимо знать код запуска ракеты. Он состоит из звуков, с которыми мы будем работать.
- Назовите общий звук в словах: тёмный, котенок, путь – звук Т
Цель, солнце, конец — звук Ц.
Логопед – Какой же код запустит нашу ракету? — Т-Ц.
3. Сравнение звуков.
Логопед – Дайте характеристику звукам Т-Ц (Звук Т – согласный, мягкий, имеет парный звук Т, глухой; Звук Ц – согласный, всегда твердый, глухой)
Логопед – чем похожи звуки Т-Ц? – Звуки Т-Ц – согласные, глухие.
- Чем различаются звуки Т-Ц? – Звук Т- мягкий, а звук Ц- твердый.
Логопед – Код получен. Проверим, все ли готовы к путешествию.
Игра с мячом «Наоборот» (активизация внимания, развитие фонематического слуха).
Логопед – Я назову слог и брошу мяч, ваша задача – поймать мяч, изменить согласный звук и вернуть мяч.
Тя – ца ти – цы оть – оц еть – ец
Тё – цо те – це уть – уц ять – яц
Тю – цу ать – ац ить – иц
Логопед — Молодцы, все готовы! Можем отправляться в путь!
Негромко звучит музыка.
4. Логопед – Посмотрите, сколько звезд нам светит! Все они разного цвета. А знаете ли вы, что цвет звезды зависит от ее возраста?
Самые юные – голубые и белые, желтые и оранжевые – постарше, а красные – самые старые звезды.
Летим к самой старой звезде!
Игра «Четвертый лишний» (развитие внимания, мышления, фонематического слуха, звукового анализа и синтеза).
Логопед – назовите картинки, найдите «лишнюю», докажите свой выбор.
Картинки: тюбетейка, парашютист, картина, цифры
Цыпленок, костюм, шлепанцы, кольцо
Сети, пять, пуговица, картина и т.д.
5. Обозначение звука буквой.
Логопед — Двигаемся к Оранжевой звезде. Здесь нас подстерегает метеоритный дождь.
Выяснить, что такое «метеорит». Раздать карточки-метеориты.
Нужно быстро и правильно расставить буквы в слова.
- Вспомните, какой буквой обозначается звук Т? – буквой Тэ, звук Ц?– буквой Це.
Слова: Солнце, месяц, тень, Медведица, станция, центр, метеорит, система, цвет, телеграмма, тело, Галактика.
Проверка работы.
Выяснить, почему слова «Солнце», «Медведица», «Галактика» написаны с заглавной буквы. Уточнить значения незнакомых слов.
6. Работа в тетради.
а) Графический диктант.
Логопед — А вот и следующая (желтая) звезда. Посмотрите, какая она необычная. В ней есть какая-то тайна.
- Ребята, нам необходимо зашифровать и отправить телеграмму о нашем полете: «Летим к центру Галактики. Ориентируемся по Солнцу. Наша цель – созвездие Тельца».
Проверка работы.
Логопед – телеграмма отправлена, летим дальше. (Музыкальное сопровождение)
Динамическая пауза
Логопед – У нас впереди еще много неизведанного, поэтому нам необходим заряд бодрости. Давайте сделаем зарядку.
Раз-два – все вставайте,
Три-четыре – приседайте,
Пять-шесть – повернись,
Семь-восемь – улыбнись,
Девять-десять – не зевайте, свое место занимайте.
б) Запись слов в тетради.
Логопед — Но что это? Стало плохо видно, вокруг туман какой-то. По-видимому, это туманность. Как вы думаете, что такое «Туманность»? (Вывесить на доску изображение туманности)
- Нужно быть очень внимательным и сообразительным, чтобы хорошо ориентироваться в этом месте Галактики.
Игровое упражнение «Отгадай загадку, запиши отгадку» (активизация словаря, фонематического слуха, звукового анализа и синтеза, памяти, внимания, мышления).
Логопед – послушайте загадку, отгадку запишите в тетрадь, назовите место изучаемых звуков в слове.
На шесте – дворец,
Во дворце – певец.
А зовут его …
(Скворец).
Черный жилет, красный берет
Нос, как топор,
Хвост, как упор.
(Дятел).
Птица важная, носатая
Целый день стоит как статуя.
Спит, стоя на одной ноге,
В болоте прямо, без подушки.
И неразборчива в еде:
Ее меню – одни лягушки.
(Цапля)
У матери двадцать деток,
Все детки – однолетки.
Квохчет, клохчет,
Детей созывает,
Всех под крыло собирает.
(Курица с цыплятами)
Вдоль по речке, по водице
Плывет лодок вереница,
Впереди корабль идет
За собою их ведет.
Весел нет у малых лодок,
А кораблик больно ходок.
Вправо, влево, взад, вперед
Всю ватагу повернет.
(Утка с утятами)
Логопед – вы очень сообразительные и внимательные ребята. Прочитайте отгадки, скажите, кто это? – Это птицы.
7. Работа со словом.
Логопед – Жители Розовой звезды впервые видят этих животных. Соедините семьи — «Кто с кем живет», назовите (игра «Большие и маленькие»).
Кошка с котятами, корова с теленком, овца с ягненком, тигр и тигрятами и т.д.
- Молодцы! Вы познакомили жителей Желтой звезды с обитателями планеты Земля. Теперь они знают, как земляне называют животных и птиц.
8. Составление словосочетаний.
Логопед –Впереди у нас Голубая звезда! И еще одно испытание для нашей команды.
- Прочитайте слова в столбиках. Какие слова непонятны?
- Соедините слова по смыслу, чтобы получились словосочетания.
орбитальная система
солнечная Тельца
созвездие станция
- Составьте с этими словосочетаниями предложения (устно). Проверка работы.
9. Составление предложения из слов.
Логопед – мы достигли конечной цели нашего путешествия. Это созвездие Тельца. (Открыть созвездие). Каждая звездочка в созвездии обозначает какое-то слово. Соедините слова так, чтобы получилось предложение.
Слова: небесные, тела, Солнце, звезды, и, это
Прослушивание вариантов. Выбор. Запись. Проверка.
10. Рефлексия. Итог занятия.
Логопед – Ребята! Цель нашего путешествия достигнута. Мы узнали много нового об окружающем Землю космическом пространстве.
- Что запомнилось лучше всего?
- В чем ты испытывал трудности? (спросить конкретного ребенка)
- Вы очень дружная сплоченная команда, которая преодолела все трудности. Теперь вам не страшны никакие космические тайны. Молодцы!
- Я благодарю вас!
Козлова Анжелина Юрьевна,
учитель-логопед