Конспект логопедического занятия: Определение морфологических признаков глагола

Коррекционное занятие по актуализации знаний о Глаголе как части речи и его морфологических признаках

Это первое занятие проводится перед изучением новых морфологических признаков глагола (изменение по лицам. спряжение глаголов). Материал занятия может быть использован и для обобщения знаний о глаголе.

Форма: Групповое занятие

Состав: Учащиеся 4 класса (обучение по СКО VII вида) (дизорфография)

Цель: формирование умения различать глагол среди других частей речи, выделяя его морфологические признаки.

Задачи:

Развивающе-коррекционные:

•    развивать слухо-речевую память, зрительное восприятие;
•    развивать аналитические  способности при дифференциации глагола среди других частей речи по его существенным признакам.

Образовательные:

•    уточнять словарный запас (терминологическая лексика);

Воспитательные:

•    воспитывать умение выслушивать ответы товарища, внимательно слушать и слышать логопеда и других детей, умение адекватно реагировать на конструктивные замечания логопеда и реплики детей;
•    учить соблюдать речевой этикет;

Здоровьесберегающие:

•    Отбирать материал с учётом утомляемости детей.
•    Чередовать статические и динамические задания.

Оборудование: компьютер, раздаточный материал (задания, тестовое задание).

Продолжительность занятия: 40 минут.

Ход занятия.

Вводная часть:

1. Организационный момент.

Задачи: Создать положительный эмоциональный настрой. Организовать учащихся к началу занятия.

Логопед приглашает детей на занятие. Приветствие.

Дети  заходят в кабинет, садятся за парты.

Основная часть:

2. Введение в тему  занятия

а) Задачи: Учить выбирать правильный ответ из предложенных.

Конспект логопедического занятия Глагол
Инструкция: Вспомните, какие признаки глагола как части речи вам известны. (Ответы детей : выбор правильного ответа)

В конце занятия  выполнение теста.

б) Развивать умение обобщать знания о  существенных признаках глагола, как части речи.

Инструкция: обобщите признаки глагола как части речи.

Глагол

3. Подбор глаголов к именам существительным.

Что без меня предметы?
Лишь названья.
Но я приду – все в действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят зданья,
И рожь в полях растёт.

Задачи: Учить давать определение, аргументировать свой ответ.

Инструкция: Запишите названия изображённых предметов.

Глагол - конспект логопедического занятия
На доске:

К.тёнок (что делает?)…

Мяч (?) (что делает?)…

Врач (?) (что делает?)…

Со.нце  (что делает?)…

Ч.сы (что делают?)…
Объясните  правописание орфограмм.

Ответы детей:

•    Безударная гласная в корне слова;
•    Ь на конце существительных после шипящих;
•    Сочетание ЧА;
•    Непроизносимая согласная)

Подберите к каждому существительному по 3 глагола.

Дописывают глаголы. Выделяют конец предложения.

4. Определение синтаксической роли глагола.

Задачи: Упражнять в установлении синтаксических  связей в предложении.

Инструкция:

•    Спишите предложения.
•    Подчеркните грамматическую основу в каждом.
•    Найдите глаголы.
•    Сделайте вывод  о том, каким членом предложения является глагол.

Выполнение детьми упражнения.

Глагол
Вывод: глагол в предложении является сказуемым.

5. Динамическая пауза.

Задачи: Снять зрительное напряжение.

Инструкция: следите глазами за движущимся предметом.

Дети выполняют движения для глаз.

6. Упражнение «Выпиши глаголы с вопросами»

Задачи: Упражнять определению частей речи по главному признаку – вопросу.

Инструкция:

•    Назовите глаголы.
•    Выпиши их с вопросами.

Бежать, бег. (Что делать? бежать)
Строительство, строить.
Чтение, читать.
Летать, полет.
Решать, решение.
Дружить, дружба..

Выполняют задание.

7. Изменение глаголов по временам.

Задачи: Определение грамматической категории «число глагола». Упражнять в изменении глаголов по числам.

Глаголы
Инструкция: Запишите предложения. Подобрав подходящий глагол.

Объясните выбор.

Как изменяются глаголы?

Дети выполняют задания.

8. Определение времени глагола.

Определение времени глагола
Инструкция: Выписать глаголы с вопросами. Определить время глаголов.

Артур прочитал повесть об Алисе Селезнёвой.

Лера читает эту повесть.

Денис  читает эту повесть.
Дети выполняют задание.

Вывод  : Глаголы изменяются по временам.

9. Изменение глаголов по временам.

Задачи: Рассказ о себе с использованием глаголов в форме настоящего, прошедшего или будущего времени. Изменение глаголов по временам.

Инструкция: Расскажи о себе в настоящем (будущем ) времени.

10. Изменение  глаголов по родам.

Задачи: Определение рода у глаголов в единственном числе прошедшего времени.

Инструкция: Составь цепочки объясни выбор.

Составь   цепочку.

Яблоко              (что сделала?)             поспело.

Клубника           ( что сделали?)           поспели.

Апельсин           (что сделал?)              поспела.

Фрукты                (что сделало?)           поспел.

Выполнение заданий.

Итоговая часть.

11. Синтезирующая беседа. Поддерживающая оценка работы каждого  ребенка на занятии.

Беседа.

Тест по теме «Глагол»

Обведи правильный ответ.

Глагол это

часть предложения

часть слова

часть речи

 

Глаголы  отвечают на вопросы

Что делать?

Что сделать?

Кто? Что?

Какой? Какая? Какое? Какие?

 

Глаголы обозначают

признак предмета

предмет

действие предмета

 

В предложении глагол бывает

подлежащим

сказуемым

второстепенным членом предложения

 

Глаголы изменяются

по падежам

по родам

по числам

по временам

 

по родам в единственном числе прошедшего времени.

   

Рефлексия.

Тимаева Марина Алексеевна,
учитель-логопед, МБОУ СОШ №64,
Нижний Тагил

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (9 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог» Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог»
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок» Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок»
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему: «Домашние животные и их детеныши» Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему: «Домашние животные и их детеныши»
Конспект открытого занятия «Путешествие в страну грамматики» Конспект открытого занятия «Путешествие в страну грамматики»

Один комментарий к материалу: "Конспект логопедического занятия: Определение морфологических признаков глагола"

  1. Илона Юриевна:

    Работаю учителем в 4 классе. Благодаря статье этого сайта успешно провела открытый урок. Спасибо:)

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.