Коррекционные занятия с использованием элементов словотворчества приносят детям радость и удовлетворение. Игровые ситуации, эмоционально-положительный настрой занятий, и задания, данные детям в стихотворной форме, формируют познавательный интерес и любознательность, повышают речевую активность ребят, способствуют наиболее успешной компенсации психоречевых дефектов.
Конспект логопедического занятия «Осенний калейдоскоп»
Старшая логопедическая группа для детей с ОНР (первый период обучения)
Программные задачи:
- развивать познавательные процессы (зрительное и слуховое внимание, память, словесно-логическое мышление), используя вербализированные игры и упражнения;
- учить воспринимать и выделять в начальной позиции гласные звуки;
- обогащать и активизировать словарный запас;
- воспитывать интерес к словотворчеству.
Оборудование:
звуковые семафоры, предметные картинки, фотографии оральных образов, почтовые ящики, шапочка Ёжика, Листочки- модели, магнитофон.
Содержание и ход занятия:
1. Организационный момент.
Логопед:
Листья опадают, по ветру летят.
Это называется ЛИСТОПАД.
Звуковые листики мы возьмём
И вместе с ними на занятие пойдём.
Дети берут осенние листочки и занимают свои места за столами.
2. Логопед:
Капают дождинки,
Листья шелестят,
Сухие травинки под ногами шуршат.
Очень много звуков окружает нас…
Какие они бывают? — Мы и вспомним сейчас.
Игра «Сигнальщики»:
Аудиозапись звуков: после прослушивания какого-либо звука (3-5 сек.) на индивидуальных сигнальных семафорах дети устанавливают табло с символом услышанной группы звуков (шумовые — речевые — музыкальные) и показывают логопеду.
Логопед:
Осень на пороге, дождик, листопад.
Осень приготовила задания для ребят.
Мы задания Осени будем выполнять.
Чтобы Осень захотела
В гости к нам прийти опять.
3. Листочки свои перевернём, и на них задания найдём – на оборотной стороне осенних листочков дети читают модели гласных звуков.
У каждого ребёнка разные модели.
Модели читаем, слова подбираем – (дети на заданный гласный звук подбирают слова с гласным звуком в начальной позиции).
Например:
А О У И Э
Альбом Ослик Утка Иголка Эхо
Логопед: Ребята, с какими звуками мы выполняли эти задания?
Дети: Эти звуки речевые, гласные (дают характеристику гласным звукам).
4. Логопед:
Есть ещё задание для вас,
Гласные звуки мы узнаем сейчас.
а) Чтение оральных образов — фотографии оральных образов гласных звуков (дети, описывая артикуляцию, узнают и называют гласные звуки);
б) Упражнение — сказка «Репка» (плоскостное пособие репка, куклы-звуковички А , О , И , У , Э). Дети «тянут» эту Репку, проговаривая разные звукокомплексы: АУИ, УИА, ИАУ, ЭАУ и т.д.).
в) Логопед;
Кто стучится в дверь ко мне,
С сумкой писем на ремне?
Догадались? Это он,
Наш иркутский…(Почтальон).
Игра «Почтовый ящик» — индивидуальные карточки (изображение предметов, с гласными звуками в начальной позиции) — ребята бегут «по цепочке» и опускают в почтовые ящики, объясняя свой выбор (дифференциация гласных звуков).
5. Динамическая пауза.
Логопед:
Если, дети, вы устали
На ковёр все дружно встали.
Стихотворение-демонстрация по схеме-модели:
(речь сопряжена с движением):
Прекрасен наш осенний сад,
В нём абрикосы, виноград,
Па ветках, как игрушки,
Яблоки и груши.
И как фонарики горят
Персик, слива и гранат.
6. Логопед:
По тропинкам сада, не жалея ножек,
Бегал, суетился хлопотливый Ежик.
Он спешил, старался урожай собрать.
А теперь вас просит
План сада показать.
а) Задания па ориентировку в пространстве. Дети надевают атрибутную шапочку Ёжика и выполняют заданные товарищами команды (справа-слева-вверху-внизу- в центре) и т.д.
б) Задания на формирование грамматического строя языка.
Игры: «Какое садовое дерево?» «Какое варенье?» (образование прилагательных от существительных).
7. Логопед:
Осень. Паутинки в воздухе летают,
А ребята наши стихотворение про Осень прочитают.
На осенней веточке паучок качается
И вот с этой Паутинки стих наш начинается…
Игровая ситуация — на стеновом панно на осеннем дереве сидит Паучок, от нею тянется ниточка-паутинка. Дети читают «по цепочке» фразы стихотворения и наматывают паутинку на свой пальчик.
а) Декламация стихотворения:
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Вдаль. За синее море,
Все деревья стоят
В разноцветном уборе.
Логопед:
Паучок нам золотую паутинку подарил,
За хорошую работу всех ребят благодарил.
Паутинку эту нужно нам в клубок смотать,
И при этом громко, чётко
Слова-действия осенние называть.
б) Активизация глагольного словаря.
Дети сматывают паутинку-ниточку в клубок и называют глаголы: опадать, кружиться, запасать, сушить, созревать, убирать и др.
8. Подведение итогов занятия.
Сюрпризный момент: Ёжик входит с корзиной фруктов.
Логопед.
Собран урожай богатый,
Ёж принёс его ребятам.
Хочет он вас похвалить,
Хочет он вас угостить.
Вы не ленились, вы не скучали –
задания Осени вы выполняли.
Что умели мы, что знали-
Рассказали, показали.
(Ёжик угощает ребят фруктами).
Данилюк Елена Михайловна,
учитель-логопед