Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи в старшей зрительной группе. Тема «Овощи»

ОвощиЦели и задачи занятия:

Цель:

  • формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.

Задачи:

1. Коррекционно-развивающие:

  • Развивать артикуляционную моторику.
  • Развивать лексико-грамматический строй речи и связную речь.
  • Развивать общую и тонкую моторику.
  • Развивать память, внимание, мышление.
  • Развитие фиксации взора и прослеживающей функции.
  • Развивать сенсорные представления о цвете.
  • Развивать тактильную чувствительность.

2. Коррекционно-образовательные:

  • Систематизировать знания об овощах, активизировать словарь по данной теме.
  • Упражнять в образовании относительных прилагательных, согласовании прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.
  • Упражнять в согласовании существительных с числительными.
  • Упражнять в правильном употреблении предлогов «на, в».
  • Развивать связную речь, совершенствовать точную последовательность словесного воспроизведения материала, составлять простые предложения.

3. Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать самостоятельность, умение слушать ответы детей.
  • Воспитывать доброжелательность, желание помочь другим.

Оборудование.

  • Магнитная доска, карточки с изображениями овощей, сюжетная картина «Огород», эспандеры по числу детей, мяч, коробочка с прорезями по бокам, натуральные овощи, картинка ослика на ниточке.

Предварительная работа.

  • В течение недели с детьми отрабатывается лексическая тема на фронтальных и индивидуальных занятиях логопеда.
  • Специалист использует лексическую тему в подборе коррекционных упражнений, игр, заданий.

Ход занятия.

Вводная часть.

Логопед приветствует детей. Дети встают в круг и произносят:

Собрались все дети в круг.
Я — твой друг и ты — мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.

Основная часть.

Логопед: Ребята, я сегодня по почте получила письмо, но почта у меня не простая, а электронная, и письмо необычное. Давайте вместе посмотрим.

Логопед включает видеозапись. На экране компьютера появляется незнайка.

Незнайка: Здравствуйте, ребята, меня зовут Незнайка, меня не случайно так назвали, я и правда, почти ничего не знаю. В нашем Цветочном городе все жители начали собирать урожай, а меня не зовут, я ведь совсем ни чего не знаю об овощах. Вот поэтому я решил прислать вам письмо, чтобы вы помогли мне и рассказали все, что вы знаете об этих самых овощах. Помогите мне, ну пожалуйста!

Логопед: Ребята, ну что поможем Незнайке?

Дети: Да!

Логопед: А для того чтобы незнайка смог увидеть наше занятие, мы ему тоже запишем видео письмо и отправим в Цветочный город. Не будем терять время и начнем вспоминать, что же мы знаем об овощах!

Дети садятся на стульчики.

Логопед: Для начала вспомним, какие овощи вы знаете?

Дети поочереди называют по одному овощу.

Логопед: Где растут овощи?

Дети: На земле, под землёй.

Логопед: Как собирают овощи, которые растут на земле, на кусте?

Дети: Срывают, срезают.

Логопед: Как собирают овощи, которые растут под землёй?

Дети: Выкапывают, выдёргивают.

Употребление существительных в предложном падеже с предлогами «в» и «на».

Логопед: Ребята, давайте вспомним, какие овощи растут под землей, а какие на земле.

Логопед кидает ребенку мячик и называет овощ. Ребенок должен ответить полным предложением, где растет данный овощ

Дети: Огурец, он растёт на земле. Тыква растёт на земле и т.д.

Артикуляционная гимнастика:

Логопед: Чтобы Незнайке было понятнее, мы покажем, какие бывают овощи.

Репа здесь у нас растёт.
Открывай по шире рот.
Нужно рот сильней открыть,
Чтобы репу проглотить.

Широко открыть рот (удерживать под счет до 5-6) .

Изобразить овощи на грядке. Тыквы, кочаны капусты – «толстячки»; лук, чеснок, стручок гороха и другие – «худышки».

Логопед: Надо выкопать картофель, приготовьте лопаты. Язык лежит на нижней губе в спокойном состоянии.

Логопед: Лопаты готовы, а теперь будем ее копать! Кончик языка поднимать и опускать, закрывая то верхнюю, то нижнюю губу.

Зрительная гимнастика:

Логопед: Ребята мы еще можем показать Незнайке, как мы играем с осликом.

Дети следят взглядом за перемещением картинки ослика.

Ослик ходит, выбирает,
Что сначала съесть не знает.
Наверху созрела слива,
А внизу растет крапива,
Слева – свекла, справа – брюква,
Слева – тыква, справа – клюква,
Снизу – свежая трава,
Сверху – сочная ботва.
Выбрать ничего не смог
И без сил на землю слег.

Развитие общей моторики.

Логопед: Что-то мы засиделись. Нужно немного размяться.

Утром солнце встает
И идет на огород:
— Все ли тут у нас в порядке?
Как дела у вас на грядке?
Всем скомандую: подъем!
Мы зарядку проведем.
Все вы делайте со мною
Упражнение такое:
Вверх, вниз,
Подтянись,
Окончательно проснись.
Сбрось с себя ночную лень –
Впереди рабочий день.

Приседания, наклоны, имитация движений.

Развитие мелкой моторики, согласование существительных с числительными.

Логопед раздает каждому ребенку эспандер.

Логопед: Сейчас мы немножко посчитаем. Возьмите эспандер в правую руку и сжимайте, считая вместе со мной огурцы.

Один огурец, два огурца, три огурца, четыре огурца, пять огурцов.

Молодцы! Перекладываем эспандер в левую руку и считаем помидоры.

Игра «Загадки в коробочке» (развитие связной речи, памяти, мышления, тактильной чувствительности)

Логопед: Посмотрите на магнитную доску. Там висит план – схема, по которой мы будем придумывать загадки.

План-схема:

  1. Форма.
  2. Цвет.
  3. Где растет.
  4. Какой на вкус?

Логопед вызывает ребенка и предлагает вытянуть карточку, на которой нарисован овощ, про который он будет сочинять загадку.

Дети: Этот овощ овальный, зелёный, растет на земле. Сочный, вкусный, хрустящий. Что это? (Огурец)

После того как прозвучит отгадка, логопед достает коробку с прорезями с боков и предлагает отгадавшему ребенку, определить на ощупь нужный овощ. Затем игра продолжается.

Игра «Маленькие повара» (образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже).

Логопед: Овощи спор завели на столе. Кто лучше, вкусней, нужней на земле. Мы собрали много овощей в свою корзину, а теперь определим, что можно из них приготовить.

Логопед раздает каждому ребенку по овощу, дети выходят поочереди к столу и кладут овощ в нужную посуду, объясняя, что можно приготовить:

- Сварим суп из капусты. Суп называется капустный.

- Сделаем пюре из картофеля. Картофельное пюре и т.д.

III. Заключительная часть.

Окончание занятия и подведение итогов.

Логопед: Ребята мне кажется, мы смогли помочь Незнайке и записали для него хороший урок. А он нам в благодарность прислал угощение, и совсем не виртуальное, а вкусное и натуральное!

Логопед угощает детей конфетами.

Крылова А.Ю.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (3 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: ,

Сейчас читают:

Занятие по логоритмике «Веселые овощи» для детей старшего дошкольного возраста Занятие по логоритмике «Веселые овощи» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Транспорт» Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Транспорт»
План-конспект совместного занятия с детьми и родителями старшей возрастной группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей» План-конспект совместного занятия с детьми и родителями старшей возрастной группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей»
План-конспект совместного занятия с детьми и родителями средней группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей» План-конспект совместного занятия с детьми и родителями средней группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.