Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [Р] «Путешествие Снеговика»

Программное содержание:

Образовательная:

• закрепление знаний о механизме образования звуков «Р» «Рь», его акустических особенностях.
• активизация и обогащение словаря: снегирь, рябина, грузовик, гроздь рябины, красная грудка, быстро летает, музыкальные инструменты: синтезатор, рубиль, маракасы, трещотка, балалайка.

Коррекционная:

• Развитие речевого дыхания, орального праксиса, просодии.
• Совершенствование зрительного восприятия.
• Закрепление правильной произносительной фонемы «Р» «Рь» в изолированном виде, в словах, предложениях в тексте.
• Развитие фонематического слуха: фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез.
• Развитие лексико-грамматического строя речи.
• Развитие общей, артикуляционной, мелкой моторики и пространственной ориентировки.
• Развитие высших психических функций: памяти, мышления, воображения, восприятия, внимания.

Воспитательная:

• Воспитание чуткости и бережного отношения к птицам.
• Воспитывать умение работать дружно, сообща.

Оборудование:

Снеговик, грузовик, гуашь, штампы, графическое задание «Рябина», снежинки, музыкальные инструменты, индивидуальные зеркала, логопедическая коррекционная программа «Игры для Тигры», дидактические игры: «Паровоз», «Назови музыканта», музыкальные инструменты: синтезатор, рубель, маракасы, трещотка, балалайка, гитара, погремушка, бубен.

Мотивация:

Логопед:

- Ребята, сегодня к нам в гости пришел Снеговик, он ехал в гости к Снегирю и вез ему в подарок грозди рябины. Но грузовик пуст, дорога была длинная, старая и разбитая, вся в ямах. Вот ягоды от тряски и высыпались по дороге.

- Давайте представим, как это было.

Артикуляционный уклад звука «Р».

• положение губ нейтральное,
• зубы сближены до расстояния 4-5 мм,
• кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов – он напряжен и вибрирует,
• спинка языка опущена,
• задняя часть языка отодвинута назад и слегка приподнята по направлению к мягкому небу,
• боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,
• сильная струя воздуха проходит посередине,
• голосовые складки сомкнуты – производят голос.

Закрепление изолированного звука «Р»:

Предлагаются детям игрушечные автомобили, макет дороги.

(дети, произносят изолированно звук «Р»)

Логопед:

- Чтобы правильно произносить звук «Р» в словах и предложениях, нужно, чтобы язычок был сильным и послушным. И для этого мы сделаем артикуляционную гимнастику.

- Снеговик совсем расстроился, ребята давайте предложим ему с нами поиграть.

Артикуляционная гимнастика.

«Грустные снеговики»

Опустить уголки губ вниз. Передать печальный взгляд.

«Окошко»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к небу и, не опуская языка, раскрывать и закрывать рот

«На счет «раз» широко открыть рот, на счет «два» закрыть».

«Снежные узоры на стекле»

«Рисовать » языком произвольно в воздухе узоры.

«Лопатка»

Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 – 5.

«Язык лопаткой положи и под счет его держи.
1, 2, 3, 4, 5 – Язык надо расслаблять»

«Санки-ледянки»

Сделать язык «чашечкой».

«Язык лопаткой положи, а края приподними
Получились саночки саночки — ледяночки»

«Сосулька»

Высунуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до «шести—восьми»).

«Маленького роста я, тонкая и острая»

«Сбей сосульку»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить небо, делая движения языка назад – вперед.

«Лошадка»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к небу и со щелчком оторвать.

«Я веселая лошадка -
Темная, как шоколадка.
Язычком пощелкай громко,
Стук копыт услышишь звонкий»

«Снеговик и дети радуются снегу и морозу»

Надуть щеки. Веселое выражение глаз.

Логопед:

- Снеговику очень понравилось, даже щечки закраснели, жарко ему, давайте подуем на него и охладим.

Упражнение на дыхание: «Волшебные снежинки».

Цель: выработка длительной, направленной воздушной струи.

Выполняется со слегка приоткрытом ртом и высунутым широким мягким языком — «лопаткой», лежащим на нижней губе.

Логопед:

- А пока Снеговик отдыхает, мы поможем собрать ему ягоды.

Упражнение на развитие мелкой моторики «Грозди рябины» и автоматизация звука в словах, словосочетаниях, предложениях:

Детям предлагаются: гуашевые краски, штампы, образцы графических заданий. Ритмичными тычковыми движениями выполняется задание.

- Что мы рисуем? (рябину)
- Ягоды рябины, какие по форме? ( Круглые)
- Какого цвета рябина? (Красного)
- А какие они на вкус ? (Горьковатого)
- Когда на ветке много ягод мы называем это гроздью. (Например, гроздь рябины)
- На чем Снеговик вез рябину? (На грузовике)

На картинке появляется снегирь.

Стихотворение «Снегири», А. Прокофьев

Снегири – снегири
На дворике у двери.
Я насыпал за порог
Гречку, семечки, творог.
А когда я вышел в сад,
То от них услышал:
- Ты добрее всех ребят,
Молодчина, Гриша.

Далее идет описание снегиря.

- Посмотрите, какой красивый снегирь, какого цвета у него грудка? (У снегиря красная грудка)
- А какого цвета крылья у снегиря? (У снегиря серые, серо — черные крылья.)
- А как летает снегирь? ( Снегирь летает быстро.)
- Для кого рябина? (Рябина для снегиря)

Логопед:

- Снегирь, я вижу рад встречи с вами, ребята.

- Рады этому и его друзья животные. А вот и один из них, наш знакомый Тигренок Тигра.

Развитие фонематического слуха:

Работа с коррекционно-логопедической программой «Игры для Тигры», раздел «Фонематика» игровое упражнение «Музыка».

Дети называют музыкальные инструменты, на которых играют животные.

Далее детям предлагается определить, какой инструмент прозвучал в настоящий момент.

- В названии каких музыкальных инструментах есть звук «Р», подумайте и ответьте. (гармошка, труба, барабан, дудочка, колокольчик)

Логопед:

- Какой замечательный оркестр у животных, а давайте мы, тоже организуем свой оркестр. Но для этого нам нужны музыкальные инструменты.

Появляются музыкальные инструменты.

Дети рассматривают музыкальные инструменты и называют их.

- Для игры в оркестре необходимо много музыкантов, давайте предложим нашим гостям вместе с нами поиграть на музыкальных инструментах.

- Но для этого необходимо взять только те инструменты, в которых есть звук «Р» или «Рь» (гармошка, труба, барабан, дудочка, колокольчик, погремушка, металлофон, балалайка, треугольник, бубен, губная гармошка, маракасы, трещотка, пианино)

Дети называют музыкальные инструменты и проводят звуковой анализ каждого слова.

Логопед:

- В нашем оркестре будут две партии: взрослые и дети. А я буду дирижером, и буду отбивать ритм.

- Будьте внимательны и играйте в соответствии ритмического рисунка.

Играет «Оркестр»

Логопед:

- Снеговику очень понравился наш оркестр, но он не знает, как называют музыкантов, которые играли в нашем оркестре.

Дидактическая игра «Назови музыканта» (с мячом).

Цель: упражнять детей в словообразовании имен существительных в творительном падеже.

• Музыканта, который играет на гитаре, называют гитаристом.
• Музыканта, который играет на скрипке, называют скрипачом.
• Музыканта, который играет на гармошке, называют гармонистом.
• Музыканта, который играет на трубе, называют трубачом.
• Музыканта, который играет на барабане, называют барабанщиком.
• Музыканта, который играет на пианино, называют пианистом.

Логопед:

- Ребята, Снеговику так понравился наш оркестр и музыкальные инструменты, что ему хотелось бы подарить их своим друзьям.

- Ребята, давайте погрузим музыкальные инструменты в вагончики, но так чтобы в первом вагончике звук «Р» в начале слова, во втором в середине, а в третьем в конце слова.

Дидактическая игра «Паровоз».

Цель: упражнять детей в звуковом анализе слова, определение места звука в слове.

Рояль
Гармошка
Синтезатор
Гитара
Барабан
Тарелки
Маракасы

Снеговик отправляется в путь.

Подведение итогов занятия логопедом и самими детьми:

- А вам, ребята, понравилось путешествовать со Снеговиком?

- А что больше всего понравилось?

Итог логопедического занятия:

- Сегодня вы хорошо потрудились, были внимательны и старательны.
- Правильно произносили слова, предложения со звуком «Р» «Рь».
- Находили слова с этими звуками.

Домашнее задание:

Предложить детям изготовить кормушку для зимующих птиц.

Крапоткина Надежда Васильевна,
учитель-логопед МДОУ д/с «Сказка»,
Тюменская обл., Сургутский р-н, п.Федоровский

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий, Логопедам Метки: , , ,

Сейчас читают:

Занятие по логоритмике «Веселые овощи» для детей старшего дошкольного возраста Занятие по логоритмике «Веселые овощи» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Транспорт» Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Транспорт»
План-конспект совместного занятия с детьми и родителями старшей возрастной группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей» План-конспект совместного занятия с детьми и родителями старшей возрастной группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей»
План-конспект совместного занятия с детьми и родителями средней группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей» План-конспект совместного занятия с детьми и родителями средней группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.