Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [Ш]

Цель:

- закрепить произношение звука [ш] в слогах, словах, фразовой речи;
- развивать фонематический слух, звуковой анализ; развивать логическое мышление, внимание, память.

Оборудование: зеркала, звуковые схемы; предметная картинка мышки; предметные и сюжетные картинки со звуком [ ш ]; картинки  с изображением вишневого варенья, грушевого  компота, пшенной каши, шоколадного мороженого.

Ход занятия

1. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята.

Каждый день всегда, везде:
На занятиях, в игре
Верно, четко говорим,
Никуда мы не спешим.

Ребята, посмотрите все ли у вас готово к занятию. Садитесь.

2. Артикуляционная гимнастика

–  Сейчас я вам расскажу интересную историю. Жил – был на свете невоспитанный Мышонок Мышик. Он никому не говорил “Доброе утро” . Рассердились на него все друзья и не захотели с ним дружить и  мама посоветовала ему быть со всеми вежливым. Мышонок решил исправиться и встретиться с друзьями. Шел и увидел зайчика, который спрятался за забором.

Упражнение «Забор»

Подошел он к зайчику и громко пропищал: “Доброе утро!” Заяц улыбнулся и угостил Мышика морковкой. Обрадовался мышонок, побежал  дальше, чтобы еще с кем-нибудь поздороваться. Видит, сидит на дереве ворона, бублик во рту держит.

Упражнение «Бублик»

Мышонок громко закричал ей: “Доброе утро!”. Ворона каркнула ему в ответ и полетела всем рассказывать, что мышонок стал вежливым. А он все бегал и кричал : “Доброе утро!”, – и так устал что, споткнулся и сел, высунув язычок.

Упражнение « Уставший язычок»

Отдохнул, огляделся по сторонам, видит: лягушата прыгают. Подбежал к ним зайчик и сказал: «Доброе утро!», они обрадовались ему и пригласили на чай.

Упражнение « Чашечка»

3. Характеристика звука [ш] по артикуляционным признакам.

– К нам в гости пришел этот Мышонок Мышик. Какие звуки повторяются в словах Мышик и Мышонок?

– Верно, это звук [Ш]. Сегодня на занятии  мы с ним поиграем.

– Что делают наши губы, когда мы произносим звук [ш]?

– Губы выдвигаются вперед. Они похожи на бублик или на трубочку?

– Верно, они круглые как бублик.

– Что делает наш язычок, когда мы произносим звук [ш]? (поднимается   вверх)

- Откройте рот, покажите, где у вас находится язык, когда мы произносим звук [ш].

- А какой воздух – теплый или холодный выходит изо рта, когда мы произносим звук [ш]?

Поднесем ладонь ко рту и произнесем по цепочке звук  шшшш.

– Итак, когда мы говорим [ш], губы округлены, слегка выдвинуты вперед, широкий язык поднимается к бугоркам за верхние зубы. Выходит струя теплого воздуха.

4. Произношение звука [ш] изолированно, в слогах.

– Ребята, наш гость Мышик очень страшный шалун. Залезает он за ширму и шуршит там: шу – шу – шу. “Мышка!!!”, – кричат все пугаясь.

– Ребята, как шуршал Мышика? (шу-шу-шу)

- Верно,  произнесем по цепочке: шу – шу – шу.

– А теперь, выделяя первый слог ШУ-шу-шу.

– Последний слог шу-шу-шу.

– Какой звук стоит в начале этих слов?

5. Характеристика по акустическим признакам.

– А что делает голос, когда мы произносим [ш]: спит или песни поет? Приложите все руку к шее, скажем шшш.. В домике было тихо или голос пел песни, и стенки домика дрожали?

– В домике было тихо, голос спал и стенки домика не дрожали.

– Ребята, а звук [ш] какой он: гласный или согласный?

– Правильно, звук [ш] согласный, звонкий или глухой звук [ш]?

– Глухой.

– А звук [ш] твердый или мягкий?

– Да, верно звук [ш] – это твердый, глухой, согласный звук.

6. Формирование фонематических представлений.

Играем в игру «Найди  звук». Если при назывании вещей вы услышите звук [ш], то хлопните в ладоши.  Мышонок Мышик любит прятать вещи родителей. Собирается, например, его папа куда – нибудь промышлять. Шарит, шарит по всем шкафам, ищет свои вещи.  Папа ищет свои шлепанцы, штаны, носки, галстук, кофту, рубашку, шарф, пальто, шляпу, а их нигде нет!

7. Произношение звука [ш] в скороговорках.

ыш-ыш-ыш-шумит под лавкой мышь.
шей-шей-шей-я боюсь мышей
ыш-ыш-ыш-боится кошки мышь
ошка-ошка-ошка-лови мышку кошка

- Молодцы.

8. Развитие звукового анализа и синтеза.

– Ребята, вспомните какие вещи папы спрятал Мышик?
–  Мы будем распределять эти слова на две группы: первая группа – звук [ш] слышится в начале слова, вторая – звук [ш] слышится в середине слова. Итак, я показываю картинки с изображением вещей, а вы называете, что на них изображено и где расположен звук в слове..

9. Физкультминутка

– Ребята Мышонок Мышик очень любит играть в разные интересные игры. Его любимая игра “Поезд”. Сейчас и мы с вами сыграем в нее. Давайте встанем все друг за другом в затылок, и, вращая согнутыми в локтях руками, будем двигаться по комнате, произнося звук ш за мной. Итак, поехал скорый поезд “Ш-ш-ш”.
10. Развитие звуко-слогового анализа.

-  Когда мышонок шумит, то  мы слышим ШУМ. Давайте разберем это слово по звукам
– ШШШУМ. Какой первый звук в слове «шум»?
– ШУУУМ. Какой второй звук в слове шум?
– ШУМММ. Какой третий звук в слове шум?
– Назовите все звуки по порядку.
– Назовите гласный звук.
– Назовите согласные звуки.

Дети выкладывают звуковую схему слова.

11. Согласование существительных с прилагательным. Логопед показывает картинки, относящиеся к данным словосочетаниям.

– А после того как Мышик поиграет, он любит вкусно покушать. Он обожает варенье из вишни. Значит, варенье какое?

– Правильно вишневое. Любит компот из груш. Компот, какой?

– Верно, грушевый. А особенно он любит кашу из пшена. Каша, какая?

– Пшенная.

– Ну а на десерт он предпочитает мороженое с шоколадом. Значит мороженое, какое?

- Верно, шоколадное. А вы, ребята любите вкусно покушать?

Логопед показывает картинки, относящиеся к данным словосочетаниям.

12. Произношение звука [ш] в предложениях.

– А сейчас посмотрите внимательно на картинки и придумайте предложения со словосочетаниями: вишневое варенье, грушевый компот, пшенная каша, шоколадное мороженое.

– Молодцы. Я думаю, что наш гость Мышонок Мышик остался очень доволен вами.

13. Итог занятия.

– Итак, кто сегодня к нам приходил в гости?

– А какой звук мы сегодня повторяли?

– Правильно, звук [ш].

–  Какой это звук? (это твердый, глухой, согласный звук)

– Чем мы еще занимались на занятии?

– Понравилось ли вам занятие?

Волконская Татьяна Викторовна,
учитель-логопед ГОУ д/с № 2313, г. Москва

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (3 понравилось, средний балл: 4,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: ,

Сейчас читают:

Занятие по логоритмике «Веселые овощи» для детей старшего дошкольного возраста Занятие по логоритмике «Веселые овощи» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Транспорт» Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Транспорт»
План-конспект совместного занятия с детьми и родителями старшей возрастной группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей» План-конспект совместного занятия с детьми и родителями старшей возрастной группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей»
План-конспект совместного занятия с детьми и родителями средней группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей» План-конспект совместного занятия с детьми и родителями средней группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.