Логопедическое занятие по лексической теме «Посуда»
для средней группы
Коррекционно–образовательные цели:
- Расширение и конкретизация представлений о посуде, её назначении, частей, из которых она состоит.
- Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в форме именительного, винительного и родительного падежей единственного числа со значением отсутствия; образование имён существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами).
Коррекционно — развивающие цели:
- Развитие диалогической речи, фонематического восприятия, речевого слуха; зрительного внимания; логического мышления; физиологического дыхания; артикуляционной, мелкой и общей моторики.
- Развитие связной речи, обучение повторению за взрослым рассказа описания.
Коррекционно — воспитательные цели:
- Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, бережного отношения к посуде.
- Воспитание исполнительности, стремления доводить начатое дело до конца.
Оборудование: Предметные и разрезные картинки с изображениями посуды, посуда из кукольного сервиза, детали к чайнику для игры: «Чего не хватает у чайника?», мячик, аудио кассета.
Предварительная работа: Чтение стихотворения К. Чуковского «Федорино горе», разучивание упражнения «Посуда».
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Логопед приглашает детей к себе и организует приветствие. (Он задаёт вопросы а дети отвечают и показывают)
- Как живёте? ( Вот так!)
- Как идёте? (Вот так!)
- Как шалите? (Вот так!)
- Как грозите? (Вот так!)
- Заниматься хотите? (Да!)
Логопед: Чтобы сесть на свои места, вы должны выбрать по одной чашке с моего подноса. Подойдите к такому же блюдцу, что и чашка, которую вы выбрали.
(Дети выбирают по одной чашке и проходят к столу, на котором стоят блюдца тех же цветов, они находят блюдце соответствующего цвета, ставят на него чашечку и садятся на стулья.)
Логопед: Садитесь! Расскажите, посуда какого цвета у вас.
1-ый ребёнок: У меня красная чашка и красное блюдце.
2-ый ребёнок: У меня синяя чашка и синее блюдце. И. т. д.
Логопед: Молодцы, всё правильно рассказали. А сейчас давайте мы с вами попьём чай с блинами и с вареньем.
2. Общая артикуляционная гимнастика. (Развитие артикуляционной моторики. Подготовка артикуляционного аппарата к формированию правильного уклада всех групп звуков).
Логопед:
Первое упражнение: «Месим тесто». Взяли все зеркальце, смотрим в него и выполняем за мной как я.( Дети выполняют)
Второе упражнение : «Блинчики», следующее упражнение: «Вкусное варенье», и последнее упражнение: «Чашечка».
3.Упражнение: «Подуем на чай». ( Развитие физиологического дыхания, формирование направленной воздушной струи)
Логопед: Ребятки, блины мы испекли, чашки у вас есть, давайте мы с вами выпьем чай , но он очень горячий, на него надо подуть. Сейчас мы с вами выполним упражнение «Подуем на чай». По моей команде вы сделаете вдох и подуете на «пар»,не поднимая плечики, не раздувая щёк, вытянув губы трубочкой. Вот так.( показывает) (Упражнение повторяется 2-3 раза).
4. Приходит Федора.
( Под тревожную музыку в группу вбегает растрёпанная Федора в грязном фартуке, плачет).
Логопед: Бабушка, что случилось, почему вы плачете?
Федора: (сквозь слёзы) От меня убежала…..(Всхлипывает, не может сказать, жестами и мимикой изображает ложку, чашку, кастрюлю.)
Логопед: Ребята, что убежало от бабушки? (Дети отгадывают, называют.) Я, кажется, узнала эту бабушку, а вы?
Дети: Это бабушка Федора из сказки Корнея Чуковского «Федорино горе».
Федора: Да, вы правы, это я. От меня убежали чашки, блюдца, кастрюли, одним словом….
Дети: Посуда.
Логопед: А какую посуду вы ещё знаете?
(На магнитной доске вывешены картинки с изображениями посуды)
Давайте мы с вами по очереди их назовём (называют)
Для чего нам нужна посуда? Можно ли прожить без посуды? (ответы детей)
5.Физкультминутка. Подвижная игра: «Посуда». (Координация речи с движением, закрепление в речи относительных прилагательных.)
Логопед: А теперь давайте мы с вами отдохнём, и ты Федора с нами поиграй, пойдёмте на коврик поиграем в подвижную игру «Посуда».
Вот большой стеклянный чайник (Надули животик, одну руку поставили на пояс, другую изогнули – «носик».)
Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки, (Присели, одну руку поставили на пояс.)
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца, (Кружатся, рисуя руками в воздухе круг.)
Только стукни, разобьются. (Хлопают в ладоши, топают.)
Вот серебряные ложки, (Потянулись, сомкнули руки над головой.)
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос, (Легли, вытянулись.)
Он посуду нам принёс.
Федора: Детки, миленькие, помогите мне вернуть мою посуду.
Логопед: Ребята, поможем Федоре?
Дети: Да.
Логопед: Ну, тогда в путь.
(Логопед читает отрывок из стихотворения, а дети в масках демонстрируют.)
И помчалися по улице ножи:
Эй, держи, держи, держи, держи!
И кастрюля на бегу
Закричала утюгу!
«Я бегу, бегу, бегу;
Удержаться не могу!»
Вот и чайник за кофейником бежит,
Тараторит, тараторит, дребезжит…
А за ними блюдца, блюдца –
Дзынь – ля – ля! Дзынь – ля – ля!
Вдоль по улице несутся –
Дзынь –ля –ля! Дзынь –ля –ля!
(Дети находят подносы, на которых картинки с изображением чайника и детали к нему)
Дети: Мы нашли посуду.
Федора: А вот моя посуда.
Логопед: Ребята, но она ведь у вас разбитая.
6. Игра: «Чего не хватает у чайника? (Развитие внимания. Совершенствование грамматического строя речи (употребление имён существительных в форме родительного падежа).
Логопед: Сейчас мы с вами поиграем в игру «Чего не хватает у чайника?» Перед вами подносы, на которых картинка с изображением чайника. Посмотрите, пожалуйста, что есть у чайника.
Дети: У него есть ручка, носик, крышка.
Логопед: Молодцы. А сейчас посмотрите сюда и скажите, чего нет у этого чайника, без чего он?
Дети: Он без ручки, без носика, без крышки.
Логопед: Вот сейчас вам предстоит приделать к этому чайнику недостающие детали. Посмотрите на картинку и приступайте. А ты, Федора, наблюдай и нашим деткам помогай.
(Дети выполняют задание. Логопед проверяет работу каждого ребёнка.)
7.Составление описательного рассказа о чайнике. (Развитие связной речи, речевого слуха.)
Логопед: Ребята, посмотрите, какой красивый чайник у вас получился, давайте мы с вами его опишем. Посмотрите все на свои чайники и отвечайте полным ответом. Что это?
Дети: Это чайник.
Логопед: Какой он?
Дети: Он красный.
Логопед: Что есть у чайника?
Дети: У него есть носик, ручка крышка.,
Логопед: Для чего он нужен? Что в нём кипятят?
Дети: В нём кипятят воду.
Логопед: Верно. А теперь послушайте рассказ о чайнике. Это чайник. Он красный. У него есть носик, ручка, крышка. В нём кипятят воду. Попробуйте повторить рассказ. Сначала скажите, что это, какого он цвета, перечислите, что у него есть. Потом объясните, для чего он нужен. (Дети с помощью логопеда повторяют рассказ.)
8. Игра: «Назови ласково». (Совершенствование грамматического строя речи: образование имён существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.)
Логопед: А сейчас мы с вами поиграем в игру: «Назови ласково». Посуду мы Федоре нашли. А теперь назовём её ласково и вернём ей. Федора, ты тоже поиграй с нами, назови свою посуду ласково, может она, потом к тебе вернётся, простит тебя.
(Логопед показывает посуду большого и маленького размера, а дети называют её (чайник- чайничек, тарелка-тарелочка, блюдце- блюдечко, чашка- чашечка.)
Логопед предлагает детям встать в кружок и берёт мяч.
Логопед: Сейчас я буду бросать вам мяч и называть посуду, а вы будете ловить мяч, называть её ласково и возвращать мяч мне (проводится игра.) Молодцы, ребятки, хорошо поиграли.
9. Окончание занятия.
Логопед: А сейчас, ребятки, давайте вернём посуду Федоре. А ты, Федора, береги свою посуду, относись к ней бережно, вовремя её мой, держи в чистоте и в порядке.
Федора: Спасибо, ребятки, что помогли мне найти мою посуду. И за это я вас отблагодарю.
(Дети возвращают посуду Федоре, а Федора их благодарит и дарит им сладости.)
Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать.
Буду, буду я посуду
И любить и уважать.
Логопед: Спасибо тебе, Федора, за подарки. Забирай свою посуду, помни наши наставления и советы.
(Федора уходит)
Логопед: Ребятки, понравилось вам занятие? А что именно понравилось? Расскажите. (Дети рассказывают) Молодцы. Вы сегодня очень хорошо занимались, поаплодируйте себе.
Салихова Алсу Хурматулловна,
учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №9″,
г. Агрыз, РТ