Конспект логопедического занятия по теме «Слова-предметы»

Логопедическое занятие по теме «Слова-предметы» проводится на I этапе коррекционного обучения (методика Ястребовой А.В.).

Занятие ориентировано на учащихся первых классов общеобразовательных школ.

Цели логопедического занятия:

  • усвоение понятия «слово» как части предложения, его лексического значения;
  • практическое усвоение слов, обозначающих живые и неживые предметы;
  • развитие навыков звукового и буквенного анализа и синтеза;
  • формирование коммуникативной стороны речи учащихся;
  • развитие пространственной ориентировки;
  • формирование навыков организации учебной деятельности;
  • развитие внимания, памяти, мышления, самоконтроля, способности к переключаемости.

Оборудование:

  • изображения планет и космического корабля;
  • разрезная азбука;
  • предметные картинки (сыр, лук, ослик, варежки, арбуз, кукла, синица, туфли, лиса, шапка, мышка, белка);
  • мяч;
  • наборное полотно для фронтальной работы;
  • наборное полотно «Компьютер» для индивидуальной работы (по числу учеников);
  • таблица слогов и слов;
  • фишки, обозначающие гласные и согласные звуки;
  • фишки, обозначающие схемы предложения;
  • демонстрационная схема одушевленных и неодушевленных имен существительных.

Ход занятия:

I. Оргмомент.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы отправляемся в космическое путешествие. Мы полетим на далекую планету, где будем изучать особенности местных жителей.

II. Знакомство с темой урока.

- У меня есть билет с названием этой планеты. Но в космосе встречаются пираты, и название планеты зашифровано, чтобы пираты не догадались. Однако умные ребятки всегда смогут его расшифровать.

Звуковой анализ и синтез:

- Назовите 1-й звук каждой картинки, произнесите эти звуки вместе и вы получите название планеты.

На «билете» ряд картинок: сыр, лук, ослик, варежки, арбуз.

- Что получилось? («слова» — набирается буквами разрезной азбуки)

«Билет» выставляется в верхний ряд наборного полотна.

- Теперь мы знаем название планеты и можем отправляться в путь.

- Откройте тетради. Это наши бортовые журналы. Отступите 2-е строчки вниз. Запишите сегодняшнее число.

III. Понятие «слово».

- Мы прилетели на планету «Слова». Посмотрите сколько местных жителей и туристов встречают нас. Давайте определим, кто же из них жители планеты Слова.

Понятие Слово

Чтение.

- Прочитайте только 1-й столбик. Понятно ли вам, что здесь записано?
- Что же это? (набор букв)
- Прочитайте только 2-й столбик. Понятно ли вам, что здесь записано?
- Что же это? (слова)
- Почему слова вам понятны, а набор букв – нет? (в каждом слове есть смысл, слова что-либо обозначают)

IV. Слова, обозначающие предметы.

- Планета Слов поделена на несколько частей. В какой из них мы сейчас находимся, я не знаю.

Но Слова оставили нам подсказку. Посмотрите, в конверте лежат буквы. Я их выставлю во второй ряд наборного полотна.

Буквенный анализ и синтез.

Буквенный анализ и синтез

- Прочитайте. Вам понятен смысл?

- Что это? (набор букв)

- Можно ли из этих букв составить слово?

- Какое слово получилось? («предметы»)

- Как же называются жители этой части планеты? («слова-предметы»)

- Познакомьтесь с некоторыми из этих жителей поближе.

У учеников на парте предметные картинки: кукла, синица, туфли, лиса, шляпа, мышка.

- Сейчас слушайте внимательно. Я буду представлять наших знакомых. Если это слово-предмет у вас – поднимите картинку.

Логопед вперемешку называет слова или соответствующие им по структуре звукосочетания. Услышав слово, ученики поднимают соответствующую картинку и объясняют, почему, например, на слово «кукла» они подняли картинку, а на звукосочетание «кла» – не подняли.

V. Слова, обозначающие живые и неживые предметы.

- Слова-предметы могут быть живые и неживые. И задавать вопросы этим словам нужно по-разному.

- Какой 1-й звук в слове «живые»?

- Какой буквой обозначим этот звук? (Ж)

- Какой 1-й звук в слове «неживые»?

- Какой буквой обозначим этот звук? (Н)

На доске: Ж Н

Слова, обозначающие живые и неживые предметы

- Посмотрите в какие буквы они могут превращаться:

Ж > К

Н > Ч

- Слова, обозначающие живые предметы, отвечают на вопрос «Кто?»

- Слова, обозначающие неживые предметы, отвечают на вопрос «Что?»

На доске схема-плакат:

Слова, обозначающие живые и неживые предметы

- Назовите живые предметы на этой схеме. На какой вопрос они отвечают?

- Назовите неживые предметы на этой схеме. На какой вопрос отвечают эти слова?

- Запишите в тетради на одной строчке вопросы «Кто? Что?».

- Сейчас каждый из вас выйдет со своей картинкой-словом и определит: живой или неживой предмет нарисован.

Слова, обозначающие живые и неживые предметы

- Задайте правильно вопрос и запишите слова в нужный столбик.

VI. Физминутка.

- Слова-предметы приглашают нас поиграть с мячом.

1-ая часть игры: перебрасывая мяч, логопед называет слово-предмет – ребенок ставит вопрос и определяет «живой» или «неживой» предмет.

2-ая часть игры: перебрасывая мяч, логопед задаёт вопрос «кто?» или «что?», а ребёнок должен подобрать соответствующее слово.

Дом — …? Кто? — …
Ложка — …? Что? — …
Комар — …? Что? — …
Улитка — …? Кто? — …
Стул — …? Что? — …
Тигр — …? Кто? — …

VII. Закрепление изученного.

1) — Нам пора лететь домой, но чтобы попасть на космический корабль, необходимо выполнить задание: изменить звуки в словах так, чтобы они отвечали на вопрос «Кто?». Запишите пары слов. (Работа у доски и в тетрадях).

Кол — вол, капля — цапля, дверь — зверь, мак — рак, дом — сом, пышка — мышка.

2) — Полетели. Но, ребята, кажется, мы летим не туда. Наша планета в другой стороне.

- Прилетели. Какая-то странная планета. Наверное, это проделки космических пиратов. Что-то они сделали, что наш корабль сбился с курса.

- Посмотрите, здесь конверт. Что это?

На доске прикрепляются листы, на которых напечатано: кига, ведо, мишк, прта, вика, руча.

- Конечно, такое могли написать только пираты. Давайте запишем эти слова правильно. Возможно, в этих словах есть подсказка.

- Как правильно диктовать эти слова? (Работа у доски и в тетрадях).

Ученики записывают слова, карандашом проверяя запись каждого слова. Используется приём «лодочка – замочек»:

Прием Лодочка-Замочек

3) – Нам необходимо добраться до ближайшего космического порта. Попробуем восстановить наш корабль, починив бортовые компьютеры. Нужно подобрать правильный пароль. Вспомните, какие бывают слова-предметы. (живые и неживые)

- Используя данные знания, найдите среди только что написанных слов лишнее («мишка»).

- Составьте звуковую схему этого слова на «клавиатуре компьютера». Это и есть пароль.

4) — Полетели! Космический порт находится около планеты, название которой вы должны угадать:

Кто любит по ветвям носиться?

Конечно, рыжая …

- Определите: какой вопрос нужно поставить, если белка – это животное? (Кто)

- А если это название планеты? (Что)

- Составьте предложение со словом «белка».

- Назовите 1-ое слово этого предложения, 2-ое слово, …

- Сколько слов в этом предложении?

- Выложите схему предложения.

- Какие правила написания предложений вы знаете? (Начало предложения пишется с заглавной буквы; слова в предложении пишутся отдельно; в конце предложения ставится точка).

- Запишите это предложение?

VIII. Итог занятия.

- Вот мы и дома, на Земле. Как много вокруг нас слов.

- С какими словами вы сегодня познакомились?

- Что узнали о словах-предметах?

- На какие вопросы отвечают живые и неживые слова-предметы.

- Подберите и назовите слова-предметы, отвечающие на вопрос «Кто?», «Что?».

Панова Любовь Сергеевна,
учитель-логопед,
МОУ СОШ № 24, г. Подольск

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 4,50 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий, Логопедам Метки: ,

Сейчас читают:

Занятие по логоритмике «Веселые овощи» для детей старшего дошкольного возраста Занятие по логоритмике «Веселые овощи» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Транспорт» Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Транспорт»
План-конспект совместного занятия с детьми и родителями старшей возрастной группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей» План-конспект совместного занятия с детьми и родителями старшей возрастной группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей»
План-конспект совместного занятия с детьми и родителями средней группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей» План-конспект совместного занятия с детьми и родителями средней группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.