Конспект логопедического занятия по теме «Слова-предметы»

Логопедическое занятие по теме «Слова-предметы» проводится на I этапе коррекционного обучения (методика Ястребовой А.В.).

Занятие ориентировано на учащихся первых классов общеобразовательных школ.

Цели логопедического занятия:

  • усвоение понятия «слово» как части предложения, его лексического значения;
  • практическое усвоение слов, обозначающих живые и неживые предметы;
  • развитие навыков звукового и буквенного анализа и синтеза;
  • формирование коммуникативной стороны речи учащихся;
  • развитие пространственной ориентировки;
  • формирование навыков организации учебной деятельности;
  • развитие внимания, памяти, мышления, самоконтроля, способности к переключаемости.

Оборудование:

  • изображения планет и космического корабля;
  • разрезная азбука;
  • предметные картинки (сыр, лук, ослик, варежки, арбуз, кукла, синица, туфли, лиса, шапка, мышка, белка);
  • мяч;
  • наборное полотно для фронтальной работы;
  • наборное полотно «Компьютер» для индивидуальной работы (по числу учеников);
  • таблица слогов и слов;
  • фишки, обозначающие гласные и согласные звуки;
  • фишки, обозначающие схемы предложения;
  • демонстрационная схема одушевленных и неодушевленных имен существительных.

Ход занятия:

I. Оргмомент.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы отправляемся в космическое путешествие. Мы полетим на далекую планету, где будем изучать особенности местных жителей.

II. Знакомство с темой урока.

- У меня есть билет с названием этой планеты. Но в космосе встречаются пираты, и название планеты зашифровано, чтобы пираты не догадались. Однако умные ребятки всегда смогут его расшифровать.

Звуковой анализ и синтез:

- Назовите 1-й звук каждой картинки, произнесите эти звуки вместе и вы получите название планеты.

На «билете» ряд картинок: сыр, лук, ослик, варежки, арбуз.

- Что получилось? («слова» — набирается буквами разрезной азбуки)

«Билет» выставляется в верхний ряд наборного полотна.

- Теперь мы знаем название планеты и можем отправляться в путь.

- Откройте тетради. Это наши бортовые журналы. Отступите 2-е строчки вниз. Запишите сегодняшнее число.

III. Понятие «слово».

- Мы прилетели на планету «Слова». Посмотрите сколько местных жителей и туристов встречают нас. Давайте определим, кто же из них жители планеты Слова.

Понятие Слово

Чтение.

- Прочитайте только 1-й столбик. Понятно ли вам, что здесь записано?
- Что же это? (набор букв)
- Прочитайте только 2-й столбик. Понятно ли вам, что здесь записано?
- Что же это? (слова)
- Почему слова вам понятны, а набор букв – нет? (в каждом слове есть смысл, слова что-либо обозначают)

IV. Слова, обозначающие предметы.

- Планета Слов поделена на несколько частей. В какой из них мы сейчас находимся, я не знаю.

Но Слова оставили нам подсказку. Посмотрите, в конверте лежат буквы. Я их выставлю во второй ряд наборного полотна.

Буквенный анализ и синтез.

Буквенный анализ и синтез

- Прочитайте. Вам понятен смысл?

- Что это? (набор букв)

- Можно ли из этих букв составить слово?

- Какое слово получилось? («предметы»)

- Как же называются жители этой части планеты? («слова-предметы»)

- Познакомьтесь с некоторыми из этих жителей поближе.

У учеников на парте предметные картинки: кукла, синица, туфли, лиса, шляпа, мышка.

- Сейчас слушайте внимательно. Я буду представлять наших знакомых. Если это слово-предмет у вас – поднимите картинку.

Логопед вперемешку называет слова или соответствующие им по структуре звукосочетания. Услышав слово, ученики поднимают соответствующую картинку и объясняют, почему, например, на слово «кукла» они подняли картинку, а на звукосочетание «кла» – не подняли.

V. Слова, обозначающие живые и неживые предметы.

- Слова-предметы могут быть живые и неживые. И задавать вопросы этим словам нужно по-разному.

- Какой 1-й звук в слове «живые»?

- Какой буквой обозначим этот звук? (Ж)

- Какой 1-й звук в слове «неживые»?

- Какой буквой обозначим этот звук? (Н)

На доске: Ж Н

Слова, обозначающие живые и неживые предметы

- Посмотрите в какие буквы они могут превращаться:

Ж > К

Н > Ч

- Слова, обозначающие живые предметы, отвечают на вопрос «Кто?»

- Слова, обозначающие неживые предметы, отвечают на вопрос «Что?»

На доске схема-плакат:

Слова, обозначающие живые и неживые предметы

- Назовите живые предметы на этой схеме. На какой вопрос они отвечают?

- Назовите неживые предметы на этой схеме. На какой вопрос отвечают эти слова?

- Запишите в тетради на одной строчке вопросы «Кто? Что?».

- Сейчас каждый из вас выйдет со своей картинкой-словом и определит: живой или неживой предмет нарисован.

Слова, обозначающие живые и неживые предметы

- Задайте правильно вопрос и запишите слова в нужный столбик.

VI. Физминутка.

- Слова-предметы приглашают нас поиграть с мячом.

1-ая часть игры: перебрасывая мяч, логопед называет слово-предмет – ребенок ставит вопрос и определяет «живой» или «неживой» предмет.

2-ая часть игры: перебрасывая мяч, логопед задаёт вопрос «кто?» или «что?», а ребёнок должен подобрать соответствующее слово.

Дом — …? Кто? — …
Ложка — …? Что? — …
Комар — …? Что? — …
Улитка — …? Кто? — …
Стул — …? Что? — …
Тигр — …? Кто? — …

VII. Закрепление изученного.

1) — Нам пора лететь домой, но чтобы попасть на космический корабль, необходимо выполнить задание: изменить звуки в словах так, чтобы они отвечали на вопрос «Кто?». Запишите пары слов. (Работа у доски и в тетрадях).

Кол — вол, капля — цапля, дверь — зверь, мак — рак, дом — сом, пышка — мышка.

2) — Полетели. Но, ребята, кажется, мы летим не туда. Наша планета в другой стороне.

- Прилетели. Какая-то странная планета. Наверное, это проделки космических пиратов. Что-то они сделали, что наш корабль сбился с курса.

- Посмотрите, здесь конверт. Что это?

На доске прикрепляются листы, на которых напечатано: кига, ведо, мишк, прта, вика, руча.

- Конечно, такое могли написать только пираты. Давайте запишем эти слова правильно. Возможно, в этих словах есть подсказка.

- Как правильно диктовать эти слова? (Работа у доски и в тетрадях).

Ученики записывают слова, карандашом проверяя запись каждого слова. Используется приём «лодочка – замочек»:

Прием Лодочка-Замочек

3) – Нам необходимо добраться до ближайшего космического порта. Попробуем восстановить наш корабль, починив бортовые компьютеры. Нужно подобрать правильный пароль. Вспомните, какие бывают слова-предметы. (живые и неживые)

- Используя данные знания, найдите среди только что написанных слов лишнее («мишка»).

- Составьте звуковую схему этого слова на «клавиатуре компьютера». Это и есть пароль.

4) — Полетели! Космический порт находится около планеты, название которой вы должны угадать:

Кто любит по ветвям носиться?

Конечно, рыжая …

- Определите: какой вопрос нужно поставить, если белка – это животное? (Кто)

- А если это название планеты? (Что)

- Составьте предложение со словом «белка».

- Назовите 1-ое слово этого предложения, 2-ое слово, …

- Сколько слов в этом предложении?

- Выложите схему предложения.

- Какие правила написания предложений вы знаете? (Начало предложения пишется с заглавной буквы; слова в предложении пишутся отдельно; в конце предложения ставится точка).

- Запишите это предложение?

VIII. Итог занятия.

- Вот мы и дома, на Земле. Как много вокруг нас слов.

- С какими словами вы сегодня познакомились?

- Что узнали о словах-предметах?

- На какие вопросы отвечают живые и неживые слова-предметы.

- Подберите и назовите слова-предметы, отвечающие на вопрос «Кто?», «Что?».

Панова Любовь Сергеевна,
учитель-логопед,
МОУ СОШ № 24, г. Подольск

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 4,50 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий, Логопедам Метки: ,

Сейчас читают:

Игра-соревнование «В мире гласных звуков» для детей старшей логопедической группы ДОУ с родителями Игра-соревнование «В мире гласных звуков» для детей старшей логопедической группы ДОУ с родителями
Конспект подгруппового занятия по логопедии в 1 классе на тему «Прощай, Букварь» с использованием ИКТ Конспект подгруппового занятия по логопедии в 1 классе на тему «Прощай, Букварь» с использованием ИКТ
Конспект подгруппового занятия для детей с ОНР III уровня «Звуки [л'] – [й]« Конспект подгруппового занятия для детей с ОНР III уровня «Звуки [л'] – [й]«
Конспект индивидуального логопедического занятия «Путешествие в страну звуков» Конспект индивидуального логопедического занятия «Путешествие в страну звуков»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.