Логопедическое занятие в средней группе у детей с общим недоразвитием речи I-II уровня по формированию связной речи.
Тема: «Работа над словосочетанием»
ЦЕЛЬ:
Формирование навыка составлять словосочетания по типу прилагательные с существительными.
ЗАДАЧИ:
1. Развивать у детей навык речевого общения, речевую коммуникацию.
2. Активизировать номинативный словарь.
3. Обогащать предикативный словарь, адъективный словарь.
4. Закрепить умение использовать в речи грамматическую конструкцию существительных с прилагательными в Им.п.
ОБОРУДОВАНИЕ: музыкальный центр, шапочки, обозначающие символы овощей, специальный костюм для учителя-логопеда, зонт обычный, зонт с лентами, картины солнца и тучи.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
I. Организационный момент.
Дети и учитель логопед входят под музыку. Дети в шапочках овощей. Построение.
Логопед: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Поздороваемся с ними. Улыбнёмся. Теперь всё внимание на меня.
Осень скверы украшает
Разноцветною листвой.
Осень кормит урожаем
Птиц, зверей и нас с тобой.
И в садах, и в огороде и в лесу и у воды
Приготовила природа
Всевозможные плоды.
II. Сообщение темы занятия.
Логопед: Поговорим об овощах.
III. Активизация словаря существительных, глаголов.
Вот бабка Фёкла с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла…
Дети: (каждый называет себя)
Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку, свёклу, помидор…
Логопед: Ох! Сколько вас. Все такие красивые!
Картошка, ты по цвету какая?
Ребёнок: коричневая.
Логопед: А ты, капуста, по цвету какая?
Ребёнок: зелёная.
Логопед: а ты, морковка?
Ребёнок: оранжевая.
Логопед: ты, горошек?
Ребёнок: зелёный.
Логопед: петрушка?
Ребёнок: зелёная.
Логопед: свёкла?
Ребёнок: красная.
Логопед: помидор?
Ребёнок: красный.
Логопед: по форме, картошка, ты какая?
Ребёнок: овальная.
Логопед: ты, капуста?
Ребёнок: круглая.
Логопед: морковка?
Ребёнок: треугольная.
Логопед: горох?
Ребёнок: круглый.
Логопед: свёкла?
Ребёнок: круглая.
Логопед: помидор?
Ребёнок: круглый.
Логопед: Что можно делать с овощами?
Дети: мыть, чистить, резать, запекать, есть…
Логопед: Вот какие вкусные, ароматные овощи!
IV. Динамическая пауза.
Только тучка хмурится и грозит дождём.
Спрячемся поз зонтиком,
Дождик переждём!
(дети бегут под зонтик)
Солнце вышло,
Лучик греет.
Овощи на грядке спеют!
(Дети выбегают из-под зонтика врассыпную. Хвалятся, красуются)
V. Расширение словаря существительных.
Логопед:
Вот овощи спор завели на столе
Кто лучше, вкусней и нужней на земле.
Только овощей соперничество глупо!
Для засолки и для супа,
Для салата и для щей
Надо много овощей!
Что можно приготовить из овощей?
Дети: суп, щи, салат, соленья.
Логопед: Как называется салат из овощей?
Дети: Овощной.
Логопед: Сейчас мы приготовим овощной салат!
Каждый ленточку возьми,
Да по кругу пробеги!
(В руках у логопеда зонтик с разноцветными лентами. Каждый ребёнок берёт по ленточке в руку. Бегут по кругу.)
VI. Закрепление словаря существительных. (игра: «Назови соседа)
Логопед: Вот какой вкусный овощной салат получился! Что было в салате? Назови соседа.
(Ребёнок в шапочке картошки показывает на рядом стоящего ребёнка в шапочке капусты и называет овощ)
VII. Расширение словаря прилагательных.
Логопед: Какие овощи были в салате?
Картошка, если тебя сварили, значит ты какая?
Ребёнок: Варёная.
Логопед: Значит, что было в салате?
Ребёнок: Варёная картошка.
Ребёнок: Капуста хрустит. Капуста какая?
Ребёнок: Хрустящая.
Логопед: Что было в салате?
Ребёнок: Хрустящая капуста.
Логопед: Посолили капусту. Какая капуста?
Ребёнок: Солёная капуста.
Логопед: Как можно приготовить капусту. Повторяйте за мной.
(Дети повторяют движения и слова за учителем-логопедом)
Мы капусту рубим,
Мы капусту трём,
Мы капусту солим,
Мы капусту жмём.
Логопед: Морковка по цвету какая?
Ребёнок: Оранжевая?
Логопед: Значит что в салате?
Ребёнок: Оранжевая морковка.
Логопед: В морковке много сладости. Какая морковка?
Ребёнок: Сладкая морковка.
Логопед: Горох по цвету какой?
Ребёнок: Зелёный.
Логопед: Что в салате?
Ребёнок: Зелёный горох.
Логопед: По форме горох какой?
Ребёнок: Круглый горох.
Логопед: У петрушки пёрышки кудрявые. Значит петрушка какая?
Ребёнок : Кудрявая петрушка.
Логопед: В свёкле много сахара. Свёкла какая?
Ребёнок: Сладкая свёкла.
Логопед: В помидоре много сока. Какой помидор?
Ребёнок: Сочный помидор.
VIII. Итог занятия.
Логопед: Осень подарила нам такие вкусные, ароматные овощи. И я к вам пришла с подарками. Сейчас пройдём в группу и насладимся подарками осени. Только попрощаемся с гостями, скажем им ДО СВИДАНИЯ! Помашем ручкой. (дети уходят под музыку, машут гостям рукой)
Шультайс Александра Викторовна,
учитель-логопед ГБОУ Детский сад
комбинированного вида №1565 ЗОУО ДО г. Москвы