Программные задачи:
- Обобщить и систематизировать у детей полученные знания о звуках, буквах, слогах, словах, предложениях.
- Автоматизировать звук Р в слогах, словах и предложениях; учить детей самостоятельно давать характеристику звуку Р.
- Развивать фонематический слух, зрительно-пространственную координацию, внимание, память, мышление.
- Развивать творческие способности, воспитывать интерес к занятию, игре.
Оборудование: звуковички, Звукомор, эмблемы с буквами, солнышко, маски рыси и тигренка, письмо, карточки с картинками, в названии которых «живет» Р, костюм вороны, карусель с цветными лентами, корзинка с предметами (ручка, карандаш, фломастер, маркер, тетрадь, рубль, игрушка), большие буквы.
Ход занятия:
Дети заходят в зал под музыку.
Логопед: Не высоко, не низко, не далеко, не близко, а прямо перед вами волшебная дверь в страну Звукландия. Мы встретимся с жителями этой страны: звуковичками и буквами, прочитаем веселые стихи, ответим на сложные вопросы, поиграем в игры-забавы. А теперь в путь! Это страна не простая, а волшебная.
- Ребята, у меня в руках какое-то письмо. Давайте его прочитаем и узнаем автора.
- «Милые мои друзья! Пишет Вам звуковичок по имени Р по такому поводу.
Злой коварный Звукомор по имени Палецвротнеклади заколдовал меня.
Поспешите поскорей, помогите мне быстрей!»
Логопед: Давайте поможем бедному звуковичку. Он попал в беду.Нужно его спасать. Ведь без звука Р получается такая путаница в речи. Я вам открою секрет.
- Звукомор по имени Палецвротнеклади боится песенку звуковичка. Сейчас мы с вами покажем как мы научились произносить звук Р. (Дети произносят звук Р длительно Р-р-р-р.
Логопед: Дети! Кто из вас ответит звук Р какой? (согласный, твердый, звонкий)
- Что нужно сделать, чтобы его правильно произносить? (открыть рот, язычок поднять вверх «грибочком» и подуть на кончик языка, язычок «задрожит»)
- Молодцы! Я думаю Звукомору стало страшно и мы постараемся освободить звуковичка.
- Теперь я буду вам показывать картинки и называть их. А вы послушайте как звучат слова? (…ыба, …обот, …учка и т.д.) Как вы думаете какой звук заколдован? Дети называют слова.
- Сейчас пришло время для загадок. Посмотрим какие вы сообразительные.
- Разноцветная на небе после дождя….(радуга)
- Пятнистая, дикая кошка….(рысь)
- Золотая добыча старика из сказки…(рыбка)
- Дом для машины….(гараж)
- Воронье словечко…(кар)
- Слепой жених Дюймовочки…(крот)
3. Игра «Хлопни в ладоши» Логопед называет слова. Когда встречается в слове звук Р , дети хлопают в ладоши.
4. Логопед: Звукомору наверно жутко страшно слышать песенку звуковичка. Сейчас мы покажем ему на что мы способны.
Игра «Закончи чистоговорку»
Ра-ра-ра — вот высокая гора.
Ро-ро-ро – у Ромы новое перо.
Ру-ру-ру – коза грызет кору.
Ры-ры-ры – Иру кусают комары.
Логопед: Однажды я услышала разговор двух зверей. (На пеньках сидят тигренок и рысенок)
Рысенок: Ты кто?
Тигренок: Тигренок. А ты?
Рысенок: …ысенок.
Тигренок: Кто-кто?
Рысенок: …ысенок.
Тигренок: А мама у тебя кто?
Рысенок: …ысь.
Тигренок: А папа?
Рысенок: …ысь.
Тигренок: Ничего не понимаю!
Тигренок: Да потому что нет такого зверя.
Рысенок: Как нет? А я?
Тигренок: Ну тогда ты неправильно говоришь! Какой-то звук не выговариваешь.
Логопед: Какой звук не выговаривает рысенок?
Дети: Звук Р.
Тигренок: Я знаю что надо делать!
Рысенок: Что?
Тигренок: Бежим в детский сад. Там ты быстро научишься звуки выговаривать.
Тигренок и рысенок: Здравствуйте! Здесь учат звук Р выговаривать?
Логопед: Здесь. Заходите. Садитесь.
Объявляется конкурс скороговорок.
- На горе Арарат растет крупный виноград.
- На траве тропка, травка на тропке.
- Гусь да гагара — два сапога пара.
- Жили-были раки, раки-забияки, жили раки шумно, затевали драки.
Логопед: Дети, скажите пожалуйста, чем отличаются звуки от букв? Звуки мы слышим, поем, произносим, а буквы пишем, видим, читаем. Звуки тоже дружат с буквами.
- Буквы приготовили для вас веселые частушки!
Буквы Д, К, Р, Т, Ш
Не давали буквам дела -
Им безделье надоело.
Надоело им скучать
И пошли озорничать.
Вот какая смехота!
Буква Р.
«Р» свалилась на кота
Кот не кот теперь, а крот,
роет он подземный ход,
разрушает огород.
Буква К.
«К» в карман к монтеру прыг,
А в кармане ролики.
Из кармана в тот же миг
Выскочили кролики.
Буква Т.
Как-то вздумали газели
С буквой «Т» затеять игры.
И за это чуть не съели
Их безжалостные тигры.
Буква Д.
Букву «Д» на дне пруда
Отыскали раки.
С той поры у них беда,
То и дело драки.
Буква Ш.
Буква «Ш» из слова шутка
Захотела погулять.
А без «Ш» смешная утка
Побежала в пруд гулять.
Логопед: А теперь детвора, отдохнуть нам пора!
Игра «Карусель». Дети берут цветные ленты карусели и идут по кругу под музыку.
Еле-еле-еле-еле,
Завертелись карусели.
А потом кругом, кругом
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите!
Карусель остановите!
1,2, 1,2, вот и кончилась игра.
Логопед: Сегодня на праздник к нам летит удивительная гостья. Я хочу рассказать вам о ней.
Жила в дырявом башмаке ученая ворона.
С нее не мало мудрецов могли бы взять пример.
Ворона выучила слов не меньше миллиона,
Но выговаривать слова мешала буква Р.
(Звучит песня «Пластилиновая ворона»)
Вылетает ворона.
Кра-кра-кража!
Караул! Грабеж! Пропажа!
Вор прокрался утром рано!
Брошь украл он из кармана!
Карандаш! Картонку! Пробку! И красивую коробку!
Логопед: Стой ворона не кричи! Не кричи ты помолчи! Жить не можешь без обмана! У тебя же нет кармана.
Ворона: Что ж вы раньше не сказали! Караул! Карман украли!
Логопед: Стой ворона не кричи! Не кричи ты помолчи! Вот смотри тебе пакет, скажешь что там или нет?
Ворона: Белгородская ворона мне отправила письмо.
Только как я не читала, не пойму я ничего.
- Кар! А рядом в клетках пусто! Поразмысли, погляди, будь внимательней, подумай, и слова все заверши. (дети придумывают слова на заданный слог «кар» — картон, карандаш, картошка, карп, картина, карета)
Ворона: Заблудился звук в словах: не найду его я, ах!
- Помогите, помогите, звук скорее отыщите.
- Роя норку старый кот, разрыхлил нам огород (крот).
- Испугался гнома Рома, заревел он громче гнома (гром).
- У Федьки и репки корень крепкий (редька).
- Лежали на столе тучки, тучек было 4 штучки (ручки).
- У печки с удочкой сижу, от рыбы глаз не отвожу (речка).
- Воробьишка поскакал- где-то кошек отыскал (крошек).
Логопед: Уважаемая ворона! Ребята справились с твоим заданием. Скажи нам пожалуйста, а что у тебя в корзинке?
Ворона: С утра и до обеда по школе я летала и школьные предметы везде я собирала, искала те, что с буквой Р, учиться буду я теперь.
Логопед: Уважаемая ворона! Все что ты собрала, нужно отдать дежурному по школе, чтобы предметы вернулись к своим хозяевам. А вы ребята не теряйте свои вещи.
Ворона: Кар! Пора мне улетать: крошек, зерен поклевать. Задержалась здесь я слишком. До свидания, детишки! (уходит)
Логопед: Вот и заканчивается наш праздник. Мы совершили удивительное путешествие в страну Звукландию. Научились произносить звук Р, хотя это было непросто. Поэтому мы помогли расколдовать звуковичка по имени Р и спасти его от злого Звукомора. Теперь пора возвращаться в детский сад. Звуковички прислали для вас гостинцы. (Дети уходят под музыку).
Шичкова Наталья Владимировна,
учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №63″
общеразвивающего вида
Центрального района г. Барнаула