Цель: преодоление речевых нарушений путем развития воспитания и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Задачи:
- Закрепление навыка сопряженной речи.
- Формирование навыка рациональной голосоподачи; просодических компонентов речи; речевого дыхания и речевой моторики.
- Воспитание чувства темпа и ритма, способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность.
- Воспитание умения перевоплощаться и проявлять свои художественно-творческие способности.
- Развитие координации речи с движением / с музыкальным сопровождением или без него.
- Развитие слухового внимания.
Оборудование: елочка; снежинки из салфеток; комочки ватные; элементы снеговика для конструирования; коврики для релаксации; магнитофон; подарки для детей.
Участники занятия:
- логопед;
- музыкальный руководитель;
- Дедушка Мороз;
- дети.
Ход занятия:
1. Ритмическая разминка (ходьба).
Дети парами входят в зал под музыку и встают вокруг елочки.
2. Речевые упражнения – чтение стихотворений.
Логопед: -Мы открыли двери
В наш просторный зал,
И лесную гостью каждый увидал,
Высока, красива, зелена, стройна,
Разве не красавица?
Дети хором: — Всем нам елка нравится!
Дети читают стихи:
1-й ребенок : — Нам нравится морозная
Пушистая пора,
Ночное небо звездное,
Сверканье серебра.
2-й ребенок : — И елка зажигается
И пляшет хоровод,
И вот, как полагается,
Приходит Новый год.
3-й ребенок : — Этот день мы ждали долго-
Не видались целый год,
Запевай, звени под елкой
Новогодний хоровод!
3. Музыкально-ритмические движения (координация речи с движением, сочетание с характером музыки).
Хоровод «Елочка» Оншин
На веселый праздник (идем вокруг елочки вправо)
К нам пришла из леса.
И стоит сверкая
В зал нас приглашая
Елочка-елочка, (остановились и пошли к центру, хлопаем в ладоши)
Елочка пушистая,
Ты зажги скорей нам (отходим обратно в круг, показывая ладонями фонарики)
Огоньки лучистые
На ветвях игрушки (идем вокруг елочки влево)
Шарики, хлопушки
И звезда большая
На твоей макушке.
Хороводы водим, (идем вокруг елочки вправо)
И поем ей песни
Новый год встречаем
С нашей елкой вместе.
4. Формирование и развитие речевого дыхания. Упражнение «Снежинки».
Логопед читает текст; дети поднимают снежинки и дуют на них, рука ребенка лежит на животе (вдох → живот надулся, выдох плавный и длительный → живот сдулся)
Светло-пушистая
Снежинка белая.
Такая чистая,
Такая смелая.
Под ветром веющим
Дрожит, взметается.
На нем, летающем.
Светло качается.
Его качелями
Она утешена,
С его метелями
Кружится бешено.
Но вот кончается
Дорога дальняя.
Земли касается
Звезда хрустальная.
5. Встреча Д. М. (развитие слухового внимания). Развитие навыков рациональной голосоподачи, просодических компонентов речи в хоровом чтении стихотворения.
Слышится стук посоха…
Логопед: Это что еще за шум?
Входит Дед Мороз.
- Разыграйтесь метели,
Гнитесь ниже сосны, ели,
Все, что есть в моем лесу.
Все засыплю, занесу.
Дети хором:
- Не боимся мы метели,
Не боимся снежных вьюг!
Мы теперь метатели,
Бьем по неприятелю!
6. Подвижная игра «Метание комочков» с музыкальным сопровождением.
Дети метают снежные комочки в Деда Мороза. Дед Мороз отворачивается, отмахивается.
Дед Мороз:
- Вижу, вы крепкие северные дети
И не испугать вас морозами,
Вьюгами и метелями!
Ладно, не трещите морозы,
В заповедном бору.
У сосны и березы
Не грызите кору.
Дед Мороз:
- Здравствуйте, ребята!
С Новым годом поздравляю!
Всем здоровья я желаю!
Прошлый год у вас я был,
Никого не позабыл.
Вон Кристина, Костя, Слава,
Миша, Саша, Аня,
А меня то вы узнали?
Дети хором: Да! Дедушка Мороз!
Дед Мороз:
- Все такой же я седой,
А совсем как молодой.
Сейчас скорей вставайте,
И песню запевайте.
Логопед и дети хором:
- Мы сейчас исполним песню,
Но, чтоб было интересней.
Сделай нам такую милость.
Чтобы елка засветилась!
Дед Мороз:
- Что ж, для этого нам нужно
Чтобы все мы очень дружно
Ей сказали: «Раз, два, три!
Наша елочка гори!»
Дети со взрослыми повторяют слова . На елочке зажигаются гирлянды .
7. Ритмические рисунки (сочетание характера музыки с движениями).
Песня «Метелица» Г. Ф. Вихарева
Ой, снежок, ой снежок (руки под счет 1, 2, 3, 4 «ступеньками» вниз)
На дорожку стелется.
Все вокруг замела (руки опущены, плавные движения руками вправо-влево)
Белая метелица.
Серебристым снежком (руки «ступеньками» вниз счет 4)
Замело дорожки.
Посмотри-ка снежок (смотрим на ладошку)
Тает на ладошке.
Мы налепим снежков, («лепим снежки»)
С ними поиграем.
И на елочку снежки (воображаемые снежки кидаем на елочку)
Весело бросаем.
Нам тепло на дворе, (трем ушки)
Не замерзли ушки
Накатаем мы снег (показываем руками огромный ком)
В белый ком большущий.
8. Игра «Рукавичка» (игра с музыкальным сопровождением).
Дед Мороз:
- Пока с вами тут плясал,
Рукавичку потерял… (оглядывается вокруг).
Дети хором с логопедом:
- Рукавичка-то у нас, отбери ее сейчас.
Дети поднимают рукавичку, передают ее друг другу, а Дед Мороз пытается отобрать ее.
Дед Мороз:
- Ну, меня вы разыграли!
Закружили, замотали,
И сейчас, ребята, вам
Я задание задам!
Нужен снежный часовой
Где поставлен – там и стой!
К снегу, к холоду привычный
Любопытный, озорной
Снеговик наш непростой!
Дед Мороз раздает детям детали снеговика (вырезанные из бумаги), дети выполняют задание на фланелеграфе.
9. Конструирование. «Снеговик» (развитие конструктивной деятельности ребенка).
Дед Мороз:
- Снеговик наш хоть куда!
Вы слепили его ловко!
Вместо носа – тут морковка.
Угольки вместо глаз.
Дали в руки вы метлу!
Снеговик наш не простой!
Любопытный, озорной!
Логопед:
- Ах, как много снега стало!
Посмотрите-ка вокруг… Как красиво кружатся снежинки!
Дед Мороз:
- Хочу, чтоб все ребята в снежинки превратились! (стучит посохом).
10. Упражнение для развития внимания (сочетание характера музыки и смысла текста песни с движениями).
Песня «Снежный вальс»
(поют логопед, Дед Мороз, муз. работник, дети танцуют)
Летят, летят снежинки (бегут по залу, кружатся)
Снежинки-холодинки,
На солнышке сверкают
Не тают, не тают.
На землю приседают (присели)
И снова вверх взлетают (встали)
Как бабочки порхают, (взмахи руками)
Не тают, не тают
Взмахнет зима руками («разлетаются» по залу)
Летят снежинки к маме (все «летят» к логопеду)
Всю землю укрывают,
Не тают, не тают.
Снежинки отдохните, (дети ложатся на ковер или на индивидуальные коврики)
В сугроб скорей летите,
Тихонько засыпайте
Не тайте, не тайте…
Дети ложатся на ковер, играет спокойная музыка – колыбельная.
11. Релаксация.
Логопед:
- Расслабьтесь, успокойтесь, отдохните.
Пусть голову оставят мысли.
Пусть шея, грудь и руки отдохнут, послушай тишину. Она молчит.
Тепло и свет вливаются в тебя,
Уносят огорчения, болезни
Дают любовь и веру в торжество добра.
Очнитесь и потянитесь…
Дед Мороз:
- Ох, как жарко стало мне, (дети «просыпаются» ,
Не привык я жить в тепле. потягиваются , бегут к
Снежинки-холодинки, Деду Морозу и обмахивают
Серебряные льдинки, его руками)
Скорей сюда летите,
Мороза остудите.
И сейчас Вам, детвора,
Почитать стихи пора!
12. Развитие речевых и мимических движений. Чтение стихотворения «Елка» А. Барто по ролям.
- Дело было в декабре ,
Стояла елка на горе,
- А возле этой елки
Бродили злые волки.
- Вот как-то раз ночной порой,
Когда в лесу так тихо,
- Вдруг видят волка под горой
Зайчата и зайчиха.
- Кому охота в Новый год
Попасться в лапы волку?
- Зайчата бросились вперед
И прыгнули на елку.
- Они прижали ушки,
Повисли, как игрушки.
- Летели мимо воробьи,
Уселись на верхушке!
- Десять маленьких зайчат
Висят на елке и молчат,-
- Обманули волка.
Ведь это было в декабре-
- Подумал он, что на горе-
Украшенная елка.
Дед Мороз:
- Говорят под Новый год,
Что не пожелаешь,
Все всегда произойдет,
Все всегда сбывается.
Могут даже у ребят
Сбыться все желания.
Нужно только, говорят,
Приложить старания.
Дед мороз угадывает желания детей и вручает подарки детям.
Дед Мороз:
- Как мы весело играли,
Песни пели и плясали!
Всех поздравляю от души!
Вы Новый год встречайте дружно
И взрослые и малыши!
Возвращаться мне пора,
До свиданья, детвора!
Дети хором:
- До свиданья, Дедушка Мороз! (машут руками)
13. Заключительный момент.
Логопед (заключительное слово):
- Всем нам очень хорошо,
Весело сегодня,
Потому что к нам пришел
Праздник новогодний.
И под музыку сейчас провожу домой я вас.
Дети за логопедом уходят под музыку из зала в группу.
Ситникова Светлана Юрьевна,
учитель-логопед МОУ СОШ № 13 г. Подольска