Конспект логопедического занятия «Мягкий знак на конце и в середине слова»

Смягчающий и разделительный мягкий знакДанный конспект предназначен для проведения группового занятия с детьми 3 класса с речевым заключением «Системное недоразвитие речи».

Тема логопедического занятия: «Мягкий знак на конце и в середине слова».

Цели:

Коррекционно-обучающие:

  • учить обозначать мягкость согласных на письме с помощью буквы ь
  • формировать умение объяснять орфограмму

Коррекционно – развивающие:

  • развивать фонематическое восприятие и слух,
  • развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

Коррекционно – воспитательные:

  • воспитывать умение взаимодействовать друг с другом,
  • воспитывать интерес к логопедическим занятиям.

Ход логопедического занятия:

1. Организационный момент.

Поздоровайтесь с гостями,
Улыбнитесь всем вокруг.
Руку дайте другу слева
И скорей вставайте в круг.
А теперь соседу справа
Мячик ты передавай.
Друга называй по имени,
И дня доброго желай.

2. Правило речи.

- Чем мы занимаемся на логопедических занятиях?

Звуки четко произносим,
Слушаем внимательно!
Буквы правильно читаем,
Пишем их старательно.

- Чтобы правильно произносить все звуки, давайте сделаем зарядку для язычка.

Артикуляционная гимнастика.

Язычок гулять выходит,
Домик он кругом обходит.
Кто же тут, а кто же там
Он глядит по сторонам.
Смотрит как расческа зубы
Нам причесывает губы.
На качелях оказался,
Вверх взлетел,
И вниз спускался.

3. Пальчиковая гимнастика.

Пальцы дружная семья,
Друг без друга им нельзя.
Вот большой, а это средний,
Безымянный и последний
Наш мизинчик малышок.
Ой, указательный забыли.
Чтобы пальцы дружно жили
Будем их соединять,
И движенья выполнять.

4. Тема логопедического занятия.

- Тему сегодняшнего занятия вы узнаете, если отгадаете загадку:

Что за буква, кто узнает?
Звука не обозначает.
Может только показать,
Как согласную читать.

- Правильно, это мягкий знак: «Ь».

Нарисуем «Ь» знак
Нежно капелькой вот так.
Букву капелька смягчит,
Слово мягко прозвучит.

Дети пишут «Ь» на пшене.

- Тема сегодняшнего занятия: «Мягкий знак на конце и в середине слова».

- Что вы можете сказать о мягком знаке?

  • «Ь» —  это буква.
  • «Ь» не обозначает никакого звука.
  • «Ь» можно писать, но нельзя прочитать.

- Что обозначает мягкий знак?

Он обозначает мягкость согласного.

5. Фонематическое восприятие.

В карточках фишкой закройте согласную, которая слышится в конце слова.

Соль, конь, нос , хорь, лось, пень, комар, кран, мел.

- Вспомните слова, которые я называла.

6. Игра «Назови слова с мягким знаком».

- Рассмотрите картинки (презентация). Назовите картинки, в названии которых согласный звук в конце слова произносится мягко.

Лось, конь, дождь, морковь, медведь, букварь, гусь, якорь.

- Прочитайте все слова. Что общего во всех этих словах?

Во всех словах пишется мягкий знак.

7. Игра «Вставь мягкий знак».

- Прочитайте слова, вставьте «Ь», где нужно.

8. Физминутка (музыкальная).

Мы отлично потрудились
И немного утомились.
Приготовьтесь, все ребятки,
Танцевальная зарядка!

Мы похлопаем в ладоши:
Дружно, веселее.
Наши ножки постучали:
Дружно веселее.
По коленочкам ударим:
Тише, тише, тише.
Наши ручки поднимайтесь
Выше, выше, выше.
Наши ручки закружились,
Ниже опустились.
Завертелись, завертелись,
И остановились.

9. Загадка.

И мальчишки, и девчонки
Очень любят нас зимой,
Режут лед узором тонким,
Не хотят идти домой.
Мы изящны и легки,
Мы — фигурные …
(коньки)

Слово «коньки» вывешивается на доске. Логопед читает слово вместе с детьми.

- Где находиться «ь» в слове «коньки»?

- Почему после «Н» стоит мягкий знак? (Потому что «Н» звучит мягко.)

- Да, мягкий знак может находиться и в середине слова.

Мягкий знак – такой хитрец!
В слове встал он в серединку,
Буквам заменил перинку.
Между двух согласных
Чувствует прекрасно.

10. Игра «Спрячьте мягкий знак в серединку».

- Измените слова так, чтобы мягкий знак оказался в середине слова.

Конь – коньки
Пень – пеньки
Хорь — хорьки

- Где в слове может встретиться «Ь»?

11. Работа с предложениями.

- Прочитатйте предложения. Какая буква пропущена в словах?

Лос. – сил.ный звер..
Он ест траву и ветки, любит сол.
В чаще леса скрывался лос.
У него бол.шие ветвистые рога

Составить текст, соблюдая следующую последовательность:

1) Предложение со словом, имеющим «Ь» на конце.
2) Предложение со словом, имеющим «Ь» в середине между гласными.
3) Предложение со словом, имеющим «Ь» на конце.
4) Предложение, где есть два слова с «Ь».

- Прочитайте весь текст. Что мы узнали про лося?

- Выпишите из текста слова с мягким знаком. Подчеркните в словах согласную букву и мягкий знак после нее.

12. Итог занятия.

- Когда в словах пишется мягкий знак?

- Когда согласный звук произносится мягко?

Мягкий знак с согласной дружен.
В конце и середине слова нужен.
За согласными знак пишем,
Если мягкими их слышим.

Домашнее задание: выучить стихотворение про мягкий знак.

Галимова Галина Павловна,
учитель-логопед,
коррекционная школа-интернат VIII вида,
Башкортостан, г.Янаул

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: ,

Сейчас читают:

Занятие по логоритмике «Веселые овощи» для детей старшего дошкольного возраста Занятие по логоритмике «Веселые овощи» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Транспорт» Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Транспорт»
План-конспект совместного занятия с детьми и родителями старшей возрастной группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей» План-конспект совместного занятия с детьми и родителями старшей возрастной группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей»
План-конспект совместного занятия с детьми и родителями средней группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей» План-конспект совместного занятия с детьми и родителями средней группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.