Разработка открытого логопедического подгруппового занятия по теме «Мягкий знак -показатель мягкости. Разделительный мягкий знак.» Этот урок был дан в рамках областного семинара-практикума для логопедов и учителей-логопедов г. Курска и Курской области по теме «Коррекционно-логопедическая работа по устранению дисграфии и дислексии».
Конспект подгруппового логопедического занятия с учащимися, имеющими недостатки чтения и письма, обусловленные нерезко-выраженным общим недоразвитием речи.
Тема занятия:
«Мягкий знак – показатель мягкости.
Разделительный мягкий знак».
Цели:
- формировать представление о различных функциях мягкого знака и разделительного мягкого знака;
- формировать приём мышления по определению написания разделительного мягкого знака и мягкого знака, обозначающего мягкость согласного;
- формировать у детей правильное представление об акустическом, артикуляционном и графическом образе слов с разделительным мягким знаком;
- формировать умение находить в тексте слоги и слова с разделительным мягким знаком;
- развивать устную и письменную речь.
Задачи:
- научить детей правильному произношению слогов и слов с разделительным мягким знаком;
- формировать у учащихся фонематическое восприятие на слоги и слова с разделительным мягким знаком;
- развивать умение находить слоги и слова с мягким знаком – показателем мягкости и разделительным;
- формировать у учащихся устойчивые навыки правильной записи слов с разделительным мягким знаком;
- развивать словесно-логическое мышление, внимание, память, орфографическую зоркость;
- развивать умение анализировать, сравнивать, группировать;
- воспитывать эмоциональные оттенки на увиденное и услышанное, интерес к русскому языку;
- обогащать словарный запас учеников;
- формировать универсальные учебные действия: работать с информацией, развивать умение слушать и слышать партнёра, уважать чужое мнение, формировать уважение к труду и его результату, умение самоконтроля и самооценки, умение ставить и решать учебные задачи;
- совершенствовать навыки каллиграфии, санитарно- гигиенические навыки.
Оборудование:
- мультимедийная установка (проектор, экран), индивидуальная рабочая тетрадь, ручки, цветные карандаши, карточки с заданиями для индивидуальной работы, перфокарты, мяч.
Ход занятия
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! У нас на занятии присутствуют гости. Давайте улыбнёмся друг другу и обменяемся хорошим настроением.
- Присядет тот, кто назовёт последний звук мягко в данных словах:
Кон – конь
хор — хорь
Угол – уголь
мел — мель
Ест – есть
брат — брать
Ел – ель
- А что помогло изменить эти слова? (Мягкий знак)
Мягкий знак – хитрый знак.
Не назвать его никак.
Он не произносится,
но в слово часто просится.
- Что вы можете сказать об этом мягком знаке? ( Звука не обозначает. Может занимать место в середине слова или на конце слова. Показывает, что согласный перед ним произносится мягко.)
- Ребята, какие времена года вы знаете?
- Сколько месяцев в каждом времени года?
- А в году?
- Как называется время года, о котором говорится:
Снежок порхает, кружится на улице бело.
И превратились лужицы в прозрачное стекло.
- Какие месяцы относятся к этому времени года?
(декабрь, январь, февраль)
- Какую букву надо написать на конце этих слов? (слайд)
Проверка. (слайд)
- Ребята, а вам нравится зимушка-зима?
- Почему? (ответы детей: мне нравится зима, потому что можно кататься на лыжах, санках, коньках, играть в снежки, лепить снеговиков и т.д.)
2. Объяснение нового материала.
- Посмотрите на слайд и прочитайте слова (КОНЬКИ, МЕТЕЛЬ, ВЬЮГА) что их объединяет в одну группу. Сколько букв и звуков в этих словах7
Коньки -6 б., 5 зв.
Метель – 6 б., 5 зв.
Вьюга – 5 б., 5 зв.
- А почему? Может кто-то знает из вас. Давайте проверим и докажем это.
- Посмотрите и прочитайте звук (ль) графически кружок зелёный;
- Слог – ЛЯ графически кружок зелёный и красный.
- А вот теперь внимание пришёл мягкий знак. Он разорвал, потеснил, отделил, вклинился, разъединил слог ЛЯ. Можно назвать его – разрывательный, потеснительный, отделительный, вклинительный, разъединительный. Всё это синонимы (близкие по значению слова), но правильно он называется – РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК. Теперь я думаю, что вы можете определить тему нашего занятия (речь пойдёт о разделительном мягком знаке).
- Что он разделяет? Где его место в слове.
- На этот вопрос мы попробуем дать ответ на нашем занятии.
- Среди буквосочетаний, произнесите только с разделительным мягким знаком? (слайд)
(ТЬЯ, БЬЮ, ЛЬЮ, ВЬЯ, ВЬИ, ЖЬЕ)
- Какой дополнительный звук появляется в названных словах? (Й)
- Откуда он берётся? (Гласные второго ряда после разделительного знака распадаются на два звука один из которых звук Й (слайд)
- Можно ли почувствовать на слух наличие разделительного мягкого знака в слове? (ДА)
- Повторите ЛЯ – ЛЬЯ, как произнесли первый слог – вместе, слитно (посмотрите в зеркало)
- А теперь слог ЛЬЯ (как произнесли слитно или раздельно), получилось отдельно, образовалась преграда звук Й , на губах улыбка.
- Давайте проверим внимательные глазки.
(Чтение таблиц, таблицы на доске)
- Сначала читаем вместе, а потом по очереди (если будет получаться).
- Ви-вьи мя-мья рё-рьё
- Ря-рья тё-тьё де-дье
- Ня-нья сё-сьё пи-пьи
- Тю-тью би-бьи тя-тья
- Ме- мье ти-тьи ся-сья
- Фи-фьи ди-дьи зя-зья
- Чи-чьи рю-рью ля-лья
- Пя-пья зе-зье ке-кье и т.д.
- Ребята, я думаю, что вы можете ответить, что разделяет мягкий знак?
- Где его место в слове?
- Закрепить нам это поможет правило стихотворение (слайд).
- Прочитайте в полголоса.
Слева от меня – согласный,
Справа – Е,Ё,И,Ю,Я.
Чтобы не было слиянья,
разделил их ловко я.
3. Физминутка.
(бросаю мяч ученику называя слоги…)
1. «Добавь разделительный мягкий знак»:
Зя-зья, бе-бье, ря-рья, чи-чьи, ся-сья, лю-лью
2. «Убери разделительный мягкий знак» :
Лья-ля, сью-сю, тьё-тё, нья-ня, рье-ре, бьи-би
4. Закрепление.
А) Игра «Один – много» (слайд).
Задание для детей записано в тетради.
Запишите через чёрточку слова во множественном числе. Разделительный мягкий знак подчеркните.
Друг-
Перо-
Дерево-
Крыло-
Лист-
Воробей-
Б) Измените по образцу (слайд) устно.
- Юра – Юрьевич, Юрьевна.
- Илья – Ильич, Ильинична.
- Валера – Валерьевич, Валерьевна.
- Василий – Васильевич, Васильевна.
- А теперь выполните задание по карточке. (по образцу)
- Соня-Софья
- Даша-
- Таня-
- Илюша-
- Уля-
- Луша-
- Закончили. Карточку отложите. Давайте проверим.
- Какое было затруднение (имя Луша).
- Ребята, это имя уже устарело и в обычной жизни это имя не употребляется. Но в русских сказках это имя звучало часто (Лушенька — душенька, а полное имя будет Лукерья, правда звучит красиво!). Запишите теперь это имя у себя в тетради.
В) Нужно ли писать букву ь знак в этих словах.(слайд) УСТНО.
Рыс_, ал_бом, дел_фин, плат_е, тен_, друз_я
- Что вы скажете?
Ь – показатель мягкости
Ь – разделительный
Г) Запишите слова, разделив их на две группы (слайд).
Счастье, пальто, день, семья, учитель, льёт, сильный, деньки
- Кто уверен, что правильно написал слова — поставьте знак уверенности (!).
- А кто сомневается, знак сомнения (?).
5. Итог занятия.
- Возьмите перфокарты.
- Я буду называть по три слова. Там где есть разделительный мягкий знак вы будете ставить «плюс», где нет «минус».
1) + + + гостья, вьюга, льёт
2) + — - счастье, гость, снег
3) + + + оладьи, платье, семья
4) — - + медведь, голубь, вьюга
5) + + + веселье, житьё, гроздья
- Соедините все плюсы линией. Какую цифру вы увидели? Поднимите руки, у кого получилась «пятёрка».
6. Рефлексия. (слайд)
- Выберите для себя одно из утверждений:
- Сегодня на занятии я понял (а) …
- Сегодня на занятии я узнал (а) …
- На занятии мне было интересно …
- На занятии я научился (ась) …
- Всем спасибо. Поблагодарите себя. А я благодарю вас. (Возьмите из сундучка сладкий приз). Занятие окончено.
Презентация
«Мягкий знак — показатель мягкости.
Разделительный мягкий знак»
Китаева Е.М.,
учитель-логопед