Тема: «Осень наступила»
Цель: обогащение словаря детей.
Задачи:
Образовательные:
– дать детям представление о многозначном слове;
– учить согласовывать сущеcтвительные с прилагательными в роде и числе.
Развивающие:
– развивать слуховое восприятие и память;
– мелкую и общую моторику.
Воспитательные:
– воспитывать интерес к изменениям в природе;
– воспитывать интерес к словообразованию;
– воспитывать умение работать в группе, слушать друг друга.
Ход деятельности:
Организационный момент:
– Сядет тот, у кого в одежде есть желтый цвет. Синий, красный, зеленый, белый, черный.
– Ребята, посмотрите в окно. В наряд, какого цвета одеты деревья?
– Желтого, красного, зеленого, коричневого.
– Правильно, потому что сейчас…., какое время года? (Логопед предлагает детям вспомнить, какое сейчас время года? Предлагает посмотреть на экран, где изображена осень)
– Правильно, вы молодцы! Хотите поиграть? Кто больше слов скажет? Нужно сказать, какая осень?
– Осень – холодная, дождливая, пасмурная, хмурая, теплая, сухая.
– Что может сделать?
– Наступила, пришла, закончилась, затянулась. (Аналогично дается задание описать небо, солнце, дерево, тучу, лужу, дождь)
– Вы любите отгадывать загадки? Тогда слушайте.
Дождик с самого утра,
Птицам в дальний путь пора,
Громко ветер завывает,
Это все когда бывает? ( Осенью)
Летом вырастают, а осенью опадают. (Листья)
Шумит он в поле и в лесу,
А в дом не попадает.
И никуда я не иду,
Покуда он гуляет. (Дождь)
Динамическая пауза.
Туча небо кроет , (Взмахи руками над головой)
Солнце не блестит! (Круг из рук над головой.)
Ветер в поле воет, (Изображают рупор).
Дождик моросит! (Взмахи руками перед собой)
Воды зашумели быстрого ручья, (Топают ногами на месте).
Птицы улетели в теплые края! (Машут руками, изображая улетающих птиц).
– Ребята. Ветер сорвал с дерева лист. И вот он залетел через окно к нам в группу. Рассмотрите его. А вот еще один, еще и еще. Давайте посчитаем: один лист, два листа, три и т.д.
– Один лист, два листа, три листа и т. д.
– Ребята, послушайте внимательно загадку:
Не дерево, а с листочками,
Не человек, а рассказывает,
Не рубашка, а сшита.
– Книга.
–Конечно, ребята. А про какие листочки говорилось в загадке?
– Какие листочки вы знаете?
– Чем они похожи? Чем отличаются?
Итог занятия:
– О каком времени года мы говорили? Что вам понравилось? Какие новые слова запомнили?
Бенгардт Оксана Александровна,
учитель-логопед МБДОУ «Д/сад «Алёнка»,
город Абакан, Хакасия