Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: «Автоматизация звука [Р] в словах и во фразовой речи»
Цель: Автоматизация звука «Р» в словах и во фразовой речи.
Задачи:
- автоматизация звука «Р» в словах и предложениях;
- формирование навыка самоконтроля за собственной речью;
- развитие мелкой моторики пальцев рук;
- развитие воображения и памяти;
- воспитание нравственных качеств.
Оборудование: картинки с изображением предметов со звуком «Р», игрушки на звук «Р», печка речка, домик, макет дерева (яблони), чудесный мешочек, игрушка — Петрушка, кепка, руль, рак, барабаны, атрибуты баранов, магнитофон, аудиозапись.
Ход непосредственно образовательной деятельности
1. Организационный момент.
Логопед. Здравствуйте, мальчики. У нас с вами гости. Сегодня на занятии мы покажем, как умеем красиво говорить звук «Р».
2. Закрепление материала.
Логопед. Ребята сегодня мы будем искать Петрушку, который спрятался в сказке «Гуси- лебеди». Мы пойдем той же дорогой, что и сестрица Аленушка. Давайте вспомним сказку. Кто первый помог сестрице? (Печка).
Логопед. Здравствуй печка. Скажи, пожалуйста, не видела ли ты Петрушку?
Печка (звучит аудиозапись). Видела я Петрушку, но просто так я вам не скажу. Выполните моё задание, а потом получите ответ. Вот моё задание…
Задание «Договори слово».
Логопед. Договори слово, обозначающий предмет, изображенный на картинке: гита.., фа.., коб…- слогом ра; топо.., ков.., ша…- слогом ры; шну.., сы.., пода…- слогом рок; проби.., ма.., те…- слогом рка.
Печка (звучит аудиозапись). Молодцы, ребята, Петрушка побежал к речке.
(Дети вместе с логопедом отправляются к речке).
Логопед. Здравствуй речка. Скажи, пожалуйста, не пробегал ли Петрушка?
Речка (звучит аудиозапись).Был у меня, да не задержался. А куда дальше побежал я вам не скажу. Выловите картинки со звуком «Р» и проговорите их.
Задание «Найди картинки со звуком «Р» и проговори».
Логопед. Ребята давайте по очереди называть картинки (гриб, береза, жираф, верблюд, рак).
Речка (звучит аудиозапись). Молодцы ребята. А теперь я хочу услышать как вы проговариваете скороговорку и проинсценируете их.
Физминутка.
Инсценировка скороговорок:
А) Ехал грека через реку,
Видит грека в реке рак.
Сунул грека руку в реку
Рак за руку греку цап.
Б) Белые бараны били в барабаны.
Речка (звучит аудиозапись). Хорошо ребята, порадовали меня. Петрушка побежал к яблоне.
(Дети вместе с логопедом отправляются к яблоне).
Логопед. Здравствуй яблоня. Скажи, пожалуйста, не знаешь ли где Петрушка спрятался?
Яблоня (звучит аудиозапись) .Знаю где он. На моих ветвях висят наливные, красные яблочки, там вы найдёте задания. Выполните их и я вам скажу, где искать Петрушку.
1 яблочко. Пальчиковая гимнастика. На каждую строку стихотворения дети соединяют подушечки пальцев и не разъединяют их до слова «арбуз».
На базар ходили мы,
Много груш там и хурмы,
Есть лимоны, апельсины,
Дыни, сливы, мандарины.
Но купили мы арбуз-
Это самый лучший груз!
2 яблочко. Задание «Послушай предложение исправь их»
Логопед. Арбуз разрезал Романа. У меня есть сахар без «Орбита». Урну надо бросить в мусор. Красный шар получил меня в подарок от Романа. Куртка стирает Риту. В огурцах растет огород. Краски рисовали художником. У фонаря горит дверь.
3 яблочко. Задание «Угадай, что в руке?»
Логопед. В чудесном мешочке спрятаны предметы, а чтобы узнать какие нужно на ощупь узнать, что это ( тигр, рыба карандаш, трактор, расческа, квадрат).
Яблоня (звучит аудиозапись). Справились вы с заданием на лесной поляне стоит дом, спрятался Петрушка в нем.
(Дети вместе с логопедом отправляются к дому).
Петрушка. Нашли вы меня, ребята, спасибо вам. За это я вам дарю карамельки.
Итог занятия.
Логопед. Мальчики понравилась вам сказка? Скажите, какое задание было интересным? Дома проговаривайте скороговорки.
Жантимирова Динара Кинесовна
учитель-логопед,
МДОАУ детский сад «Солнышко»,
Оренбургская область,Светлинский район,
п. Светлый