Цели:
- уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами В, НА, ПОД.
- учить детей выделять предлоги в предложении;
- закрепить умение детей составлять предложения с заданными предлогами по картинкам и схемам;
- закрепить умения детей выкладывать схемы предложений с предлогами;
- учить детей включать в предложение пропущенный предлог.
Оборудование: карточки со схемами предлогов, предметные и сюжетные картинки, карандаши.
Ход непосредственно-образовательной деятельности:
1. Организационный момент.
- Ребята, сядет тот, кто выполнит мое задание:
- Взять куклу под столом.
- Взять тетрадь в верхнем ящике моего стола.
- Взять ручку на столе.
- Взять картинку с изображением животного в папке.
- Взять каринку с изображением животного под папкой.
- Ребята, а кто мне скажет, какие слова помогали вам найти нужный предмет на месте? (маленькие слова НА, ПОД, В)
2. Повторение схем предлогов.
- Давайте вспомним, когда употребляем предлог НА?
- Когда мы употребляем предлог ПОД?
- Когда мы употребляем предлог В?
Одновременно с повторением вывешиваем схемы предлогов на доске.
3. Составление предложений с предлогами по картинкам.
Логопед выставляет на доску предметные картинки парами. По каждой паре картинок следует придумать предложение с одним из предлогов и вывесить картинку под соответствующую схему предлога.
4. Составление схемы предложения.
- Давайте вспомним, как мы с вами составляем схемы предложения.
- Белый прямоугольник – слово.
- Красный прямоугольник – «маленькое слово» — предлог.
В саду растут яблони.
Марина пошла в детский сад.
Кошка залезла на дерево.
Под столом лежит игрушка.
Лиса спряталась в норке.
На ветке сидит воробей.
5. Физкультминутка.
На горе растут дубы (руки вверх),
Под горой растут грибы (присесть),
Мы в корзинки их собрали (движения рук, имитирующие складывание грибов),
Быстро к дому побежали (бег на месте).
6. Игра «Исправь ошибки»:
- Ребята, к нам снова пришло письмо от Незнайки. Он на занятии в детском саду допустил очень много ошибок и не знает как их исправить. Поможем Незнайке?
Бабушка села … скамейку.
Мяч укатился … шкаф.
Воробей взлетел … ветку.
Я люблю кататься … санках.
Лена пришла сегодня … красивом платье.
Собака сидит … будке.
Цветы растут … полянке.
7. Работа с индивидуальным наглядным материалом.
У детей на столах сюжетные картинки, по которым нужно составить предложения и назвать используемые «маленькие слова».
8. Пространственная ориентировка.
Нарисовать цветок:
- в вазе
- на вазе
- под вазой
9. Этап рефлексии.
- Что понравилось на занятии?
- Как вы считаете, вы хорошо работали?
- Мне тоже было с вами приятно и интересно работать.
Мельникова Наталья Ивановна,
учитель-логопед,
МБОУ начальная школа детский сад «Ивушка»,
г. Новый Уренгой