Конспект НОД с использованием логопедической ритмики и компьютерных технологий для детей 5-7 лет

Конспект НОД с использованием логопедической ритмикиВ нашем дошкольном учреждении функционирует группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. В ходе решения коррекционных задач используется ряд методик.

Логоритмика – одно из важнейших методических средств, представляющее собой систему упражнений, игр, заданий на основе сочетания музыки и движения, музыки и слова, музыки, слова и движения. Кроме основных задач: коррекция и совершенствование звуковой стороны речи, развитие фонематических представлений, преодоление нарушений слоговой структуры, посредством логоритмических упражнений решаются дополнительные: развитие устойчивости внимания, наблюдательности к языковым явлениям, способности к запоминанию, коммуникативной функции речи.

В связи с этим нами была разработана и апробирована с 2011 года «Рабочая программа по логопедической ритмике для детей 5-7 лет с речевыми нарушениями» на основе содержания методики Г.А. Волковой.

Мы представляем вашему вниманию конспект непосредственно-образовательной деятельности с использованием логопедической ритмики и компьютерных технологий для детей 5-7 лет.

«В гости к Умке»

Цель: коррекция речевых нарушений путём развития двигательной сферы в сочетании с музыкой и словом.

Образовательные задачи:

  • Активизировать словарный запас по теме «Животные Севера».
  • Развивать подражательность, воображение.
  • Формировать умение образовывать притяжательные прилагательные.

Коррекционные задачи:

  • Работать над развитием диафрагмального дыхания, артикуляционной моторики, мелкой и общей моторики.
  • Продолжать работу по развитию чувства темпа и ритма.
  • Развивать ориентировку в пространстве, память, слуховое внимание, способность к расслаблению (релаксации).
  • Работать над развитием способности согласовывать движения с музыкой и речью.

Оборудование: музыкальные инструменты (кастаньеты, металлофон, треугольники, полиэтиленовые мешочки, стаканы с ложками, бубенцы, металлические тарелки), компьютерная презентация «Животные Севера», обручи, маска волка, ободки с оленьими рожками, глобус.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

- Как называется полуостров, на котором мы живём? (Слайд 1)

- Как называется посёлок, в котором мы живём? (Слайд 2)

- Отгадайте загадку:

Здесь расти деревьям трудно –
Не шумят леса.
Широко, просторно,
Ярки небеса.
Здесь берёзки – по колени,
Щиплют мох стада оленьи. (Тундра)

- Ребята, я знаю интересную игру про тундру. Давайте поиграем.

В тундре шумят леса? (Нет.)
В тундре лежат снега? (Да.)
Ночь бывает полгода? (Да.)
Полярный день бывает? (Да.)
Белки живут в тундре? (Нет.)
В тундре летом тает снег? (Нет.)
Летом в тундре много птиц? (Да.)
В тундре живут пингвины? (Нет.)
Белые медведи живут в берлоге? (Нет.)

Белые медведи заходят в тундру? (Да)

- Сегодня мне пришло письмо: «Здравствуйте, дорогие ребята. Я живу на Севере, здесь очень интересно, всё кругом белое, красивое, блестящее, холодное. У меня много друзей. Я бы хотел вас с ними познакомить. Приезжайте ко мне в гости. Я буду вас ждать. Пока. Умка».

- А кто это – Умка?

- Хотите побывать в гостях у Умки? Я приглашаю вас в тундру. Давайте положим свои ладошки на глобус и закроем глаза. Мы отправляемся в путешествие! (Звучит музыка «Волшебный полёт» группа «Спейс»).

- Открываем глаза. (Слайд 3; звук метели). Перед нами заснеженная тундра. А что такое тундра? (Садятся на стулья перед музыкальным руководителем).

2. Пение. Дети исполняют песню «Что такое тундра» (сл. и муз. В.Попова).

3. Упражнение на развитие мимики и пантомимики.

-Добра и щедра тундра летом и осенью. А какая тундра зимой? Заснеженная, холодная, суровая, безмолвная, белая. От таких слов даже холодно становится. Покажите, как вы замёрзли, как вам холодно, нахмурили брови, надули губы.

4. Упражнение на развитие речи с движением с элементами самомассажа

- Давайте погреемся. «Согревалочка». (Аудиозапись «Танцевальная музыка для детей»)

5. Упражнение на развитие дыхания. Вдох носом, на выдохе сказать: «Ох, согрелись!» (Повторить 3 раза).

6. Зрительная гимнастика; пальчиковая гимнастика «Бинокль».

- Осмотримся по сторонам. Достаём волшебные бинокли. Кого вы увидели? Из-за сугроба выглядывает медвежонок. (Слайд 3). На слайде появляется Умка. (Слайд 4)

- Здравствуйте, дети! Я очень рад вас видеть. Мне нравится Север. Я здесь живу и совсем не замерзаю, потому что у меня очень тёплая шубка. (Голос в записи).

- Мы шли к тебе в гости, чтобы познакомиться с твоими друзьями. Где же они?

- Они испугались и спрятались в сугробах.

- Давайте их найдём. Волшебные бинокли. (Слайд 5 – оленьи рога; олень; олениха с оленёнком).

7. Активизация психических процессов, развитие словаря; образование притяжательных прилагательных.

- Чьи рога показались над холмом? (Оленьи.) Это идет большой… (олень). (Звучит крик оленя). За ним идет мама… (олениха) с маленьким… (олененком). Маму оленёнка называют важенка. Она смелая и заботливая.

- Что вы ещё видите? Чьи это глаза? Волчьи. (Слайд 6 – волк). Волки охотятся на оленей. (Звучит вой волка).

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Важенка и оленята».

8. Подвижная игра «Важенка и оленята».

Бродит в тундре важенка,
С нею оленята.
Объясняет каждому
Всё, что непонятно.
Топают по снегу
Оленята малые,
Терпеливо слушают
Наставленья мамины.

- Кто ещё спрятался? Посмотрим в бинокли. Что вы увидели? (Слайд 7– хвост песца). Звучит крик песца.

Что за хищник за такой,
С шерстью бело – голубой?
Хвост пушистый, мех густой,
В норы ходит на постой.
Птицы, яйца, грызуны
Для него всегда вкусны.
На лису похож немного,
Тоже псовая порода. (Песец)

- Значит, чей хвост? Песцовый.

- Что ещё вы видите в свои бинокли?

- Чьи это уши? Заячьи. (Слайд 8– заяц). Звучит крик зайца.

- Превращаемся в зайчиков.

9. Игра на развитие координации движений «Зайка»

(журнал «Дошкольник. Младший школьник – 2010-№2)

В тундре заинька скакал, Зайка корм себе искал.
(дети выполняют прыжки на двух ногах, наклоны в полуприседании в разные стороны)
Вдруг у зайки на макушке (подносят к голове руку с вытянутым указательным пальцем)
Поднялись, как стрелки, ушки. (качают указательными пальцами или соединяют – разъединяют их)
Шорох тихий раздаётся, (медленно присаживаются на корточки)
Кто-то по лесу крадётся… (затаились неподвижно)
Заяц путает следы, (лёгкий бег змейкой по залу)
Убегает от беды. (останавливаются)
Прыгнул вбок и обернулся, (прыжок в сторону на двух ногах, поворот)
И под кустиком свернулся, (приседают на двух ногах, сгруппировавшись)
Словно беленький клубок, (обняв колени руками)
Чтоб никто найти не мог.

- Кто ещё спрятался? Берём бинокли. Что вы увидели? (Слайд 9 – морж). Чьи клыки? (Моржиные). Звучит крик моржа.

- Что ещё видите? Чьи это ласты? Тюленьи. (Слайд 10– тюлень). Звучит крик тюленя.

10. Пальчиковые гимнастики.

С тюленем поиграть хотели,
Но он, лентяй, весь день лежит.
И парой ластов еле-еле
Лениво-сонно шевелит.
(Л.Г.Уланова)

Тёпы-тяпы,
тёпы-тяпы,
Ладошками с плотно сомкнутыми пальчиками похлопывают по коленям или по столу (руки при этом неподвижны).
Это ласты,
а не лапы.
У тюленей
ласты эти
Носят мамы, папы, дети.

- А чьи это глаза? Совиные. (Слайд 11 – сова). Ухает сова.

Пальчиковая игра «Сова» (сл. народные).

(журнал «Музыкальный руководитель» – 2010 -№1 – с.18)

Ночью темно, (Закрывают глаза ладонями, локти в стороны)
Все спят давно. (Кладут ладони под щёку)
Одна сова не спит, (Приставляют сомкнутые большие и указательные пальцы к глазам)
На суку сидит, (Убирают руки за спину, выгибают грудь)
Да как полетит. (Разводят руки в стороны)

- Что ещё вы увидели в бинокль? Чья голова? Медвежья. (Слайд 12 – медведь). Звучит крик медведя.

11. Упражнение на расслабление и релаксацию.

- Давайте превратимся в медвежат. (Дети опускаются на ковёр и выполняют движения по тексту). Слайд 13 (Умка спит).

«Воет пурга, ветер несёт снег. Трудно Умке пробираться сквозь пургу. Холодно, устал Умка. Он ложится на льдину, закрывает лапой нос, чтоб не замёрз, а ветер несёт и кружит снег, и укрывает белоснежным покрывалом медвежонка. (Звучит «Колыбельная для Умки»). И ему уже тепло, и снится ему его добрая, ласковая мама – медведица, которая зовёт его: «Умка! Умка! Умка!» Умка обрадовался и побежал к своей маме».

Дети быстро поднимаются и зовут: «Мама!»

- Вот мы и нашли всех друзей Умки. Кого мы увидели? Диких животных

Севера. Слайд 14 (все звери).

12. Игра на активизацию мышления, воображения «Угадай, чей мех»

- Животные Севера приготовили для вас сюрприз. (Коробочка с кусочками меха разных животных.)

- Возьмите только одну шубку, какую шубку выберете, в такого животного и превратитесь.

13. Игра на координацию речи с движением «Кто на Севере живёт»

По ледяной пустыне
Медведица идёт. (идут по кругу вперевалочку, медленно)
За нею медвежата (убыстряют шаг)
Торопятся вперёд.
Трещит мороз жестокий, (обнимают себя руками)
Повсюду снег и лёд. (повороты с вытянутой рукой вправо-влево)
По полынье холодной
За нерпой морж плывёт. Z(идут, делают гребки руками)
Бегут, спешат олени, (руки скрестно над головой – рога)
Им виден путь едва (бегут, высоко поднимая колени)
Над ними тихо кружит (бегут маленькими шажками, руки в стороны)
Полярная сова.

- Вот и закончилось наше путешествие в тундру! Давайте скажем спасибо нашему другу Умке и пригласим его к себе в гости! (Слайд 15).

- Спасибо, ребята, но у вас там тепло, а я люблю льдины, снег, да и мама меня не отпускает. Я буду ждать вас в гости летом!

- Мы отправляемся с вами домой в детский сад. До свидания, Умка!

14. Речевая игра с использованием музыкальных инструментов «Зимняя дорога» (журнал «Музыкальный руководитель» — 2010 — №8 – с.14)

Едем, едем по сугробам
По заснеженным дорогам
Цок, цок, цок. (отстукивают ритм на кастаньетах)
Нарты под гору летят
И бубенчики звенят. (звенят бубенцами)
Холод, холод,
Стужа, стужа, стучат ложками в стаканах
Снег пушистый
Кружит, кружит. (шуршат полиэтиленовыми мешочками)
Мимо нас мелькают льдины (играют на треугольниках — 2 удара)
День такой морозный, дивный играют на треугольниках(2 удара)
Ехали мы, ехали
Ехали мы, ехали.
Наконец доехали.
С горки ууууух! (ребёнок проводит по м/ф сверху вниз)
В ямку – бух! (ударяют в тарелки)
Приехали!

14. Итог занятия.

- Вот мы и вернулись в наш посёлок. (Слайд 16). Понравилось вам в тундре? Что запомнилось? Кого мы там встретили?

Конспект НОД с использованием логопедической ритмики и компьютерных технологий

Скачать презентацию к занятию

Авторы:

1) Кузьмичёва Татьяна Николаевна, учитель-логопед I квалификационной категории МДОУ детский сад №9 комбинированного вида посёлок Кильдинстрой Кольского района Мурманской области;

2) Вавкина Наталья Анатольевна, музыкальный руководитель I квалификационной категории МДОУ детский сад № 9 посёлок Кильдинстрой Кольского района Мурманской области.

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий, Логопедам Метки: 

Сейчас читают:

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР на тему: «Звук и буква С» Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР на тему: «Звук и буква С»
Использование наглядности при работе над связной речью с детьми с ОНР III уровня речевого развития Использование наглядности при работе над связной речью с детьми с ОНР III уровня речевого развития
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [ш] в словах Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [ш] в словах
Игра-соревнование «В мире гласных звуков» для детей старшей логопедической группы ДОУ с родителями Игра-соревнование «В мире гласных звуков» для детей старшей логопедической группы ДОУ с родителями

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.