Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий в средней группе с ОНР

ОвощиКонспект непосредственной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий в средней группе с ОНР.

Тема: «Во саду ли, в огороде»

Цель:

  • Закрепить практическое употребление предлогов НА, В.

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные:

  • Обобщать и систематизировать знания детей об овощах и фруктах, местах их произрастания;
  • Закреплять понятия «высоко», «низко»;
  • Совершенствовать грамматический строй речи (образование множественного числа имен существительных).

2. Коррекционно-развивающие:

  • Активизировать речевую деятельность детей;
  • Развивать диалогическую речь, пространственные отношения, мышление, тонкую, общую моторики.

3. Коррекционно-воспитательные:

  • Формировать положительную установку на участие в занятии, доброжелательные отношения, навыки сотрудничества. Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование: плакат с изображением фруктового сада и плоскостных фруктов; плакат с изображением огорода, грядок и плоскостных овощей; корзина, мешок; свежие фрукты.

Предварительная работа: рассматривание овощей, фруктов, огорода, сада. Разучивание пальчиковой гимнастики «Компот». Дидактическая игра «Собери в корзинки» для дифференциации овощей и фруктов. Индивидуальная работа логопеда с каждым из детей по обучению диафрагмальному дыханию лежа.

Ход НОД

Организационный момент.

Логопед:

Отгадайте загадку:

Что весною мы сажали,
Потом летом поливали.
Все, что осенью на грядках
Поспевает: вкусно, сладко!
Не зевай и собирай
Наш осенний (Урожай)!

Логопед: Правильно! И я вас сегодня приглашаю собрать урожай.

Упражнение «В саду».

Логопед помещает на мольберт плакат с изображением фруктовых деревьев и плоскостных фруктах на них и дает детям одну минуту для его свободного рассматривания, потом начинает беседу, показывая указкой то, на что дети должны обратить внимание.

Логопед: Давайте представим, что мы с вами попали в сад. Что мы видим вокруг?

Дети: Деревья.

Логопед: А что растет на деревьях?

Дети: Фрукты.

Логопед: Назовите фрукты, которые растут на деревьях.

Дети: Яблоки. Груши. Сливы.

Логопед: Ребята, а какие вы ещё знаете фрукты?

Дети: Бананы, лимоны, апельсины.

Логопед: Молодцы, правильно! К нам их привозят из жарких стран, в нашей стране они не растут.

Логопед: Какие яблоки? Расскажите про их цвет, форму.

Дети: Яблоки красные, круглые.

Логопед: Какие груши?

Дети: Груши, жёлтые, овальные.

Логопед: Какие сливы?

Дети: Сливы синие, овальные.

Логопед: Какие лимоны?

Дети: Лимоны жёлтые, овальные.

Логопед: Какие апельсины?

Дети: Апельсины оранжевые, круглые.

Логопед: А какие фрукты по вкусу?

Дети: Вкусные. Сладкие. Сочные. Только лимоны кислые.

Упражнение «Соберём фрукты».

Логопед: Посмотрите, я взяла с собой корзину и мы с вами соберём урожай яблок, слив и груш в эту корзину. Никита, сорви яблоко. Куда ты его положил?

Никита: В корзину.

Логопед: Правильно. Где оно лежит?

Никита: В корзине.

Логопед: Алиса, сорви грушу. Куда ты его положила?

Алиса: В корзину.

Логопед: Правильно. Где она лежит?

Алиса: В корзине.

Далее проводится аналогичная работа со всеми детьми.

Пальчиковая гимнастика «Компот».

Логопед делает упражнение вместе с детьми, давая образец выполнения упражнения.

Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много. Вот:

Левую ладошку держат «ковшиком», правой имитируют помешивание в нем.

Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.

Загибают пальчики на правой руке, начиная с большого.

Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ.
Нищева Н. Н.

Опять «варят» и «помешивают».

Упражнение «В огороде».

Логопед: А теперь пойдём в огород.

Логопед помещает на мольберт плакат с изображением огорода, грядок. На грядках прикреплены плоскостные овощи.

Логопед: Что растёт в огороде?

Дети: Овощи.

Логопед: На чём растут овощи?

Дети: На грядках.

Логопед: Давайте вспомни, какие овощи растут в огороде.

Логопед: Что это? (Показывает морковь.)

1-йребенок: Это морковка.

Логопед: Какая она?

1-йребенок: Она длинная, оранжевая.

Логопед: Где она растет?

1-йребенок: В огороде, на грядке.

Логопед: Что это? (Показывает помидор.)

2-й ребенок: Это помидор.

Логопед: Какой он?

2-й ребенок: Он круглый, красный.

Логопед: Где он растет?

2-й ребенок: В огороде, на грядке.

Логопед: Что это? (Показывает огурец.)

3-й ребенок: Огурец.

Логопед: Какой он?

3-й ребенок: Зеленый, длинный.

Логопед: Где он растет?

3-й ребенок: В огороде, на грядке.

Логопед: Вы очень хорошо рассказали об овощах. Похлопайте себе!

Физминутка-зарядка.

Логопед проговаривает текст зарядки и выполняет движения по тексту вместе с детьми, давая образец выполнения.

Раз, два – прыгнем высоко, Подпрыгивают на месте, руки на поясе.
Наклонились низко – три, четыре. Наклоняют корпус, руками достаютдо пола.
Пять, шесть – смотрим далеко, Руки держат «козырьком» над бровями, корпус выдвигают вперёд влево и вправо.
Семь, восемь – улыбнулись шире. Улыбаются друг другу, руки на поясе.

Упражнение «Соберём овощи».

Логопед: А теперь, ребята, соберём овощи в этот мешок (показывает). Дима, сорви помидор. Куда ты его положил?

Никита: В мешок.

Логопед: Правильно. Где он лежит?

Никита: В мешке.

Логопед: Лиза, сорви огурец. Куда ты его положила?

Алиса: В мешок.

Логопед: Правильно. Где он лежит?

Алиса: В мешке.

Далее проводится аналогичная работа со всеми детьми.

Игра-эстафета «Фрукты – овощи».

Логопед: Молодцы, ребята, собрали сегодня урожай фруктов и овощей. А теперь, мы поиграем с вами ещё в одну игру. Для этого мы разделимся на две команды.

Логопед делит детей на две команды и высыпает фрукты и овощи на пол, перемешивая их.

Логопед: Первая команда будет собирать в корзину только фрукты. Вторая команда соберёт в мешок только овощи.

Далее по команде дети собирают фрукты и овощи, затем логопед вместе с детьми проверяет корзину и мешок.

Логопед: Молодцы, обе команды правильно справились с заданием! Куда вы собрали фрукты?

Дети: В корзину!

Логопед: Куда вы собрали овощи?

Дети: В мешок!

Итог НОД.

Логопед: Вы сегодня хорошо потрудились! Что вы делали?

Дети: Собирали урожай фруктов и овощей.

Логопед: Вам понравилось?

Дети: Да!

Логопед: Молодцы! И за это я вас угощу вкусными, сладкими и сочными фруктами.

Дыхательная гимнастика.

Диафрагмальное дыхание лежа. Воспитание диафрагмального дыхания.

Логопед укладывает детей на ковер на спину и предлагает им положить левую руку на живот, а правую руку на грудь.

Логопед: Сейчас по моей команде вы сделаете глубокий вдох носом так, чтобы воздух попал в животик и животик надулся. А потом выдохнете воздух через рот так, чтобы животик сдулся.

Упражнение проводится не более 3—4 раз, чтобы не спровоцировать возникновения головокружения у детей. (В подгруппе логопед проводит упражнения дыхательной гимнастики только после того, как они отработаны с каждым ребенком на индивидуальном занятии.)

Тимофеева Оксана Александровна,
учитель-логопед,
ГБОУ СОШ № 400 Дошкольное отделение,
ВАО г. Москвы

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (4 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Логопедическая викторина Логопедическая викторина
Звуки С-Ш — конспекты логопедических подгрупповых занятий для детей ФФНР Звуки С-Ш — конспекты логопедических подгрупповых занятий для детей ФФНР
Конспект открытого логопедического занятия по связной речи на тему «Дикие животные наших лесов» Конспект открытого логопедического занятия по связной речи на тему «Дикие животные наших лесов»
Логопедическое занятие в 1 классе на тему «Путешествие Буратино по стране звуков» Логопедическое занятие в 1 классе на тему «Путешествие Буратино по стране звуков»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.