Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий в средней группе с ОНР

ОвощиКонспект непосредственной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий в средней группе с ОНР.

Тема: «Во саду ли, в огороде»

Цель:

  • Закрепить практическое употребление предлогов НА, В.

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные:

  • Обобщать и систематизировать знания детей об овощах и фруктах, местах их произрастания;
  • Закреплять понятия «высоко», «низко»;
  • Совершенствовать грамматический строй речи (образование множественного числа имен существительных).

2. Коррекционно-развивающие:

  • Активизировать речевую деятельность детей;
  • Развивать диалогическую речь, пространственные отношения, мышление, тонкую, общую моторики.

3. Коррекционно-воспитательные:

  • Формировать положительную установку на участие в занятии, доброжелательные отношения, навыки сотрудничества. Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование: плакат с изображением фруктового сада и плоскостных фруктов; плакат с изображением огорода, грядок и плоскостных овощей; корзина, мешок; свежие фрукты.

Предварительная работа: рассматривание овощей, фруктов, огорода, сада. Разучивание пальчиковой гимнастики «Компот». Дидактическая игра «Собери в корзинки» для дифференциации овощей и фруктов. Индивидуальная работа логопеда с каждым из детей по обучению диафрагмальному дыханию лежа.

Ход НОД

Организационный момент.

Логопед:

Отгадайте загадку:

Что весною мы сажали,
Потом летом поливали.
Все, что осенью на грядках
Поспевает: вкусно, сладко!
Не зевай и собирай
Наш осенний (Урожай)!

Логопед: Правильно! И я вас сегодня приглашаю собрать урожай.

Упражнение «В саду».

Логопед помещает на мольберт плакат с изображением фруктовых деревьев и плоскостных фруктах на них и дает детям одну минуту для его свободного рассматривания, потом начинает беседу, показывая указкой то, на что дети должны обратить внимание.

Логопед: Давайте представим, что мы с вами попали в сад. Что мы видим вокруг?

Дети: Деревья.

Логопед: А что растет на деревьях?

Дети: Фрукты.

Логопед: Назовите фрукты, которые растут на деревьях.

Дети: Яблоки. Груши. Сливы.

Логопед: Ребята, а какие вы ещё знаете фрукты?

Дети: Бананы, лимоны, апельсины.

Логопед: Молодцы, правильно! К нам их привозят из жарких стран, в нашей стране они не растут.

Логопед: Какие яблоки? Расскажите про их цвет, форму.

Дети: Яблоки красные, круглые.

Логопед: Какие груши?

Дети: Груши, жёлтые, овальные.

Логопед: Какие сливы?

Дети: Сливы синие, овальные.

Логопед: Какие лимоны?

Дети: Лимоны жёлтые, овальные.

Логопед: Какие апельсины?

Дети: Апельсины оранжевые, круглые.

Логопед: А какие фрукты по вкусу?

Дети: Вкусные. Сладкие. Сочные. Только лимоны кислые.

Упражнение «Соберём фрукты».

Логопед: Посмотрите, я взяла с собой корзину и мы с вами соберём урожай яблок, слив и груш в эту корзину. Никита, сорви яблоко. Куда ты его положил?

Никита: В корзину.

Логопед: Правильно. Где оно лежит?

Никита: В корзине.

Логопед: Алиса, сорви грушу. Куда ты его положила?

Алиса: В корзину.

Логопед: Правильно. Где она лежит?

Алиса: В корзине.

Далее проводится аналогичная работа со всеми детьми.

Пальчиковая гимнастика «Компот».

Логопед делает упражнение вместе с детьми, давая образец выполнения упражнения.

Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много. Вот:

Левую ладошку держат «ковшиком», правой имитируют помешивание в нем.

Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.

Загибают пальчики на правой руке, начиная с большого.

Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ.
Нищева Н. Н.

Опять «варят» и «помешивают».

Упражнение «В огороде».

Логопед: А теперь пойдём в огород.

Логопед помещает на мольберт плакат с изображением огорода, грядок. На грядках прикреплены плоскостные овощи.

Логопед: Что растёт в огороде?

Дети: Овощи.

Логопед: На чём растут овощи?

Дети: На грядках.

Логопед: Давайте вспомни, какие овощи растут в огороде.

Логопед: Что это? (Показывает морковь.)

1-йребенок: Это морковка.

Логопед: Какая она?

1-йребенок: Она длинная, оранжевая.

Логопед: Где она растет?

1-йребенок: В огороде, на грядке.

Логопед: Что это? (Показывает помидор.)

2-й ребенок: Это помидор.

Логопед: Какой он?

2-й ребенок: Он круглый, красный.

Логопед: Где он растет?

2-й ребенок: В огороде, на грядке.

Логопед: Что это? (Показывает огурец.)

3-й ребенок: Огурец.

Логопед: Какой он?

3-й ребенок: Зеленый, длинный.

Логопед: Где он растет?

3-й ребенок: В огороде, на грядке.

Логопед: Вы очень хорошо рассказали об овощах. Похлопайте себе!

Физминутка-зарядка.

Логопед проговаривает текст зарядки и выполняет движения по тексту вместе с детьми, давая образец выполнения.

Раз, два – прыгнем высоко, Подпрыгивают на месте, руки на поясе.
Наклонились низко – три, четыре. Наклоняют корпус, руками достаютдо пола.
Пять, шесть – смотрим далеко, Руки держат «козырьком» над бровями, корпус выдвигают вперёд влево и вправо.
Семь, восемь – улыбнулись шире. Улыбаются друг другу, руки на поясе.

Упражнение «Соберём овощи».

Логопед: А теперь, ребята, соберём овощи в этот мешок (показывает). Дима, сорви помидор. Куда ты его положил?

Никита: В мешок.

Логопед: Правильно. Где он лежит?

Никита: В мешке.

Логопед: Лиза, сорви огурец. Куда ты его положила?

Алиса: В мешок.

Логопед: Правильно. Где он лежит?

Алиса: В мешке.

Далее проводится аналогичная работа со всеми детьми.

Игра-эстафета «Фрукты – овощи».

Логопед: Молодцы, ребята, собрали сегодня урожай фруктов и овощей. А теперь, мы поиграем с вами ещё в одну игру. Для этого мы разделимся на две команды.

Логопед делит детей на две команды и высыпает фрукты и овощи на пол, перемешивая их.

Логопед: Первая команда будет собирать в корзину только фрукты. Вторая команда соберёт в мешок только овощи.

Далее по команде дети собирают фрукты и овощи, затем логопед вместе с детьми проверяет корзину и мешок.

Логопед: Молодцы, обе команды правильно справились с заданием! Куда вы собрали фрукты?

Дети: В корзину!

Логопед: Куда вы собрали овощи?

Дети: В мешок!

Итог НОД.

Логопед: Вы сегодня хорошо потрудились! Что вы делали?

Дети: Собирали урожай фруктов и овощей.

Логопед: Вам понравилось?

Дети: Да!

Логопед: Молодцы! И за это я вас угощу вкусными, сладкими и сочными фруктами.

Дыхательная гимнастика.

Диафрагмальное дыхание лежа. Воспитание диафрагмального дыхания.

Логопед укладывает детей на ковер на спину и предлагает им положить левую руку на живот, а правую руку на грудь.

Логопед: Сейчас по моей команде вы сделаете глубокий вдох носом так, чтобы воздух попал в животик и животик надулся. А потом выдохнете воздух через рот так, чтобы животик сдулся.

Упражнение проводится не более 3—4 раз, чтобы не спровоцировать возникновения головокружения у детей. (В подгруппе логопед проводит упражнения дыхательной гимнастики только после того, как они отработаны с каждым ребенком на индивидуальном занятии.)

Тимофеева Оксана Александровна,
учитель-логопед,
ГБОУ СОШ № 400 Дошкольное отделение,
ВАО г. Москвы

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (4 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР на тему: «Звук и буква С» Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР на тему: «Звук и буква С»
Использование наглядности при работе над связной речью с детьми с ОНР III уровня речевого развития Использование наглядности при работе над связной речью с детьми с ОНР III уровня речевого развития
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [ш] в словах Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [ш] в словах
Игра-соревнование «В мире гласных звуков» для детей старшей логопедической группы ДОУ с родителями Игра-соревнование «В мире гласных звуков» для детей старшей логопедической группы ДОУ с родителями

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.