В данной работе представлен практический материал для проведения НОД на основе интеграции образовательных областей «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество» в старшей группе ДОУ с детьми, имеющими речевые отклонения и занимающимися на логопункте детского сада.
Цель: Развитие лексико-грамматической стороны речи.
Задачи:
1) Учить выделять заданный звук в слове и подбирать имена детей на этот звук.
2) Познакомить с понятием «родственные слова».
3) Продолжать учить детей делить слова на слоги.
4) Развивать умение пользоваться имеющимися знаниями в сходных заданиях.
5) Развивать внимание, зрительную и слуховую память через игровые упражнения.
6) Совершенствовать двигательные умения и навыки, чувство ритма.
Материал: Серия картинок для определения звука, белые листы бумаги и краски, большой мяч, сюрпризные моменты: макет замка и кукла – Снегурочка.
Ход:
Организационный момент.
Перед детьми ставится задача спасти Снегурочку от злых Ошибок, которые посадили ее в свой замок. Для этого нужно дойти до замка. По пути необходимо выполнить пять заданий. За каждое выполненное задание открывается один замочек. Выполнять задание детям мешает персонаж Ошибка.
Основная часть:
Задание №1.
Детям предъявляются на мольберте картинки (автобус, вата, паук, лист, носки, дом, машина). Дети называют начальные звуки и припоминают имена детей, начинающиеся с этих звуков.
Задание №2.
Для продвижения вперед дети должны сосчитать количество слогов в словах ЛЕС, ЗАМОК, ДОРОГА. Дети ищут полоски, соответствующие количеству слогов. ОШИБКА путает их, мешает сосредоточиться.
Физкультминутка: упражнение «Снеговик» на развитие общей и мелкой моторики в сопровождении стихов:
Давай, дружок, смелей, дружок!
Кати по снегу свой снежок!
Он превратится в снежный ком
И станет он Снеговиком!
Его улыбка так светла,
Два глаза, шляпа, нос, метла,
Но солнце припечёт слегка,
Увы, и нет Снеговика!
Задание №3.
Чтение стихотворения «Снегопад».
Задание: выделить в стихотворении родственные слова к слову «СНЕГ»:
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю снег
Ватой тёплой, белой, нежной
Застелил метелью снежной.
Всё летят, летят пушинки,
Белокрылые снежинки…
Вот веселье для ребят!
Всё сильнее снегопад!
Словно в белый пуховик,
Мы одели Снеговик.
Рядом – белая фигурка –
Это девочка-Снегурка,
На деревьях, посмотри,
Это птички-снегири!
Игра «Мяч»: дети припоминают родственные слова из стихотворения.
Задание №4.
Дети слушают загадку про снежинку, отгадку они получают после рисования на листе бумаги: при закрашивании синей краской листа бумаги появляется снежинка (снежинка заранее нарисована свечой). Дети решают подарить снежинки Снегурочке.
Задание №5.
Подведение итога занятия: дети припоминают, какие задания выполняли во время путешествия к Замку ошибок. Ошибка извиняется, обещает больше не вредить детям. Она снимает последний замок и выпускает Снегурочку. Дети дарят Снегурочке нарисованные снежинки.
Матвеева Ирина Борисовна,
учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад №41
«Северяночка», г. Архангельск