Предлагаю Вашему вниманию конспект НОД в старшей группе компенсирующего вида для детей с тяжелыми нарушениями речи по совершенствованию грамматического строя речи (образование и усвоение притяжательных прилагательных) по теме: Животные жарких стран».
Работа с данным материалом поможет обогатить словарный запас детей, развить слуховое внимание, зрительное восприятие, творческое воображение, словесно-логическое мышление.
Конспект НОД для детей с тяжелыми нарушениями речи по теме: «Животные жарких стран».
Образовательные области: «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Здоровье», «Музыка».
Коррекционно-образовательные цели:
- активизация и актуализация словаря по теме: «Животные жарких стран»;
- образование и усвоение притяжательных прилагательных;
- автоматизация правильного произношения звуков.
Коррекционно-развивающие цели:
- развитие общей моторики, слухового внимания, зрительного восприятия, творческого воображения, словесно-логического мышления.
Воспитательные цели:
- воспитание интереса к живой природе, навыков сотрудничества, активности.
Оборудование: магнитная доска, комплект магнитов, магнитофон, аудиокассеты «Голоса диких животных Африки», «Звуки природы», панно «Кто спрятался в джунглях», игрушка обезьянка Чики, предметные картинки с изображением животных жарких стран, карточки «Кто лишний?».
Предварительная работа.
Просмотр телепередач о животных жарких стран, посещение зоопарка, рассмотрение альбомов «Живая природа», «В мире животных» (выпуск I), географической карты мира, чтение стихов, рассказов по теме.
ПРОВЕДЕНИЕ НОД:
1. Организационный момент.
Психогимнастика: — Изобразите сердитого Бармалея, доброго доктора Айболита, заболевших зверей.
2. Ребята! Сегодня у нас в гостях обезьянка Чики. Она хочет пригласить вас в свою экзотическую страну. Как называется страна, в которой живет обезьянка Чики? А где находится Африка: близко или далеко от нас? На каком транспорте быстрее всего можно добраться до Африки? Заводи моторы. Самолет набирает высоту, и мы летим в Африку.
3. Наш самолет приземлился в жаркой Африке (логопед приглашает детей подойти к магнитной доске и сесть на стульчики, стоящие полукругом вокруг доски).
Дети! Вам интересно узнать, с кем вас хочет познакомить обезьянка Чики? Тогда попробуйте отгадать ее загадки (по мере отгадывания картинки-отгадки помещаются на магнитную доску):
У него большие уши,
Длинный хобот носит он.
Хоть силён, но добродушен,
Потому что это … .
По реке плывет бревно,
Очень злющее оно.
Тем, кто в речку угодил,
Нос откусит … .
Знать, не зря он царь зверей
В жаркой Африке своей.
Там, где с деревьев свисают лианы
Разные в джунглях живут … .
Этот зверь какой-то странный,
Шея, как стрела у крана,
Чтобы ртом достать до трав,
Вдвое сложится … .
Что за коняшки?
На всех полосатые рубашки.
На носу он носит рог,
А зовется … .
Обезьянка Чики очень рада, что вы правильно отгадали загадки. Кто это такие? Кто догадался, о ком мы сегодня будем говорить?
Правильно, сегодня мы будем говорить о животных жарких стран, отвечать на вопросы о них: чья? чей? чьи? чьё?, правильно называть части тела животных. Обезьянка Чики просит вас отвечать предложениями и правильно произносить звуки.
4. Обезьянка Чики говорит, что в Африке нужно быть очень внимательными, чутко прислушиваться к окружающим звукам. Закройте глаза и послушайте голоса животных Африки, а потом скажите: чей голос вы слышали? (звучит аудиозапись «Голоса животных Африки»).
Предполагаемые ответы детей:
- я слышал обезьяний крик;
- я слышала львиное рычание;
- я слышал слоновий крик;
- я слышала тигриное рычание.
Слушать вы умеете. Молодцы!
5. В джунглях нужно быть очень зорким, чтобы заметить животных.
Дети подходят к панно «Джунгли». Кого вы заметили в джунглях?
Предполагаемые ответы детей:
- В джунглях прячется лев. — Как ты догадался? — Я вижу львиную гриву.
- В реке стережёт добычу крокодил. – Почему ты так думаешь? — Я вижу крокодилью пасть.
- Среди лиан качается обезьянка. – Как ты узнала об этом? — Я вижу обезьяний хвост.
- Я заметил слона, потому что вдалеке видны слоновьи уши.
Молодцы! Вы заметили всех спрятавшихся животных. Обезьянка Чики очень рада за вас!
6. Обезьянка Чики очень любознательна и ей интересно, а знаете ли вы:
- чьи уши самые большие?
- чьи зубы самые острые?
- чьи лапы самые сильные?
- чей хвост самый длинный?
- кто знает, зачем обезьянке длинный хвост?
Предполагаемый ответ ребенка: Обезьянкам нужен длинный хвост, потому что они любят качаться на лианах.
Дети! А вы хотите поиграть в игру, которую очень любят обезьянки?
7. Физкультминутка.
Логопед предлагает детям выйти на ковер, образовать круг и начать игру. Звучит музыка из песни «Оранжевая песня»:
Лучшие качели – гибкие лианы.
(дети пружинят в коленях с раскачиванием рук вперед-назад)
Это с колыбели знают обезьяны.
Кто весь век качается, да – да – да,
(руки вверх, хлопки в ладоши)
Тот не огорчается никогда!
(прыжки в правую – левую стороны).
8. Игра «Кто лишний?».
Помогите обезьянке Чики определить, кто лишний и почему.
Дети подходят к магнитной доске, где расположены картинки: лев, обезьяний хвост, слоновьи уши, крокодилья пасть.
Предполагаемые ответы детей:
- Лишний лев. Лев – животное, а обезьяний хвост, крокодилья пасть, слоновьи уши – это части тела животных. (выслушиваются ответы 2-3 детей).
Молодцы! Вы справились с очень трудным заданием.
Вот и закончилось наше с вами путешествие по Африке. Что нового вы узнали о животных Африки?
Обезьянке Чики было очень интересно путешествовать с вами. Она хочет подарить вам фотографии животных Африки, которые вы наклеите в свои книжки-малышки.
Попрощайтесь с обезьянкой. Нам пора возвращаться в детский сад.
Мищенко Зоя Александровна, учитель-логопед, МБДОУ комбинированного вида «Детский сад № 53″, г.Асбест, Свердловской области |
Хорошее занятие. Мне понравилось.
Занятия Зои Александровны всегда очень интересны, динамичны и поучительны для молодых специалистов.Мне очень повезло, что работаю с таким замечательным логопедом и наставником.