Предлагаю вашему вниманию конспект НОД в старшей логопедической группе по подготовке к обучению грамоте на тему «Звуки [Х], [Х']«.
Тема: Звуки [Х], [Х']
Цели:
- закрепить навык различения и правильного произношения звуков [х], [х'] в словах, фразах;
- развивать фонематический слух;
- учить выделять звук [х] в начале и в конце слова;
- работать над предложением;
- упражнять в звуковом анализе;
- развивать память, внимание, мышление.
Ход занятия:
Организационный момент.
Логопед. Отгадайте загадку: Толстые щёчки, похожи на мешочки,
Спрячет всё туда добряк, шустрый, маленький…(хомяк). Слайд 1
На слайде появляется изображение хомяка.
1. Знакомство со звуками [х], [х'] Логопед. Это очень умный хомячок, он приготовил для
вас много разных заданий. И вот первое: отгадайте с какого звука начинаются названия картинок.
На слайде появляются картинки: хомяк, халат, хлеб, холодильник. (Со звука [х]) Слайд 2
На слайде появляются картинки: хирург, химик. (Со звука [х']) Слайд 3
2. Артикуляция звука.
Логопед объясняет, что при произнесении звука [х] выдыхается теплая струя воздуха. Губы и зубы свободны; кончик языка опущен вниз, а спинка языка придвинута к твердому небу, образуя щель для теплого воздуха; горлышко «молчит».
3. Характеристика звука.
Логопед объясняет: звук [х] согласный, твердый, глухой; обозначается синим цветом. Звук [х'] — согласный, мягкий, глухой; обозначается зеленым цветом.
4. Фонетическое упражнение.
Девочка греет замерзшие руки: ХХХХХ…
5. Речевая зарядка.
Логопед. Хомячок очень любит скороговорку: Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: ха-ха-ха, хо-хо-хо, хе-хе-хе. А вы сможете ее повторить? Давайте попробуем.
6. Логопед. Хомячок предлагает вам сыграть в игру «Добавь звук». Логопед произносит слова без последнего звука. Дети добавляют звук [х] и называют слово полностью. пету… отды… мо… пасту… пу… лопу… запа… сме… . Слайд 4
7. Дидактическая игра «Замени звук».
Логопед. А вот новое задание от хомячка. Замените первый звук в словах на звук [х]:
салат — халат сор — хор шрам — храм
голод — холод год — ход
Глеб — хлеб (Слайд 5)
8. Дидактическое упражнение «Назови лишнее слово» (по наличию звуков [х] и [х']).
Логопед. Хомячок предлагает вам назвать лишнее слово в ряду. Объяснить ребенку значение незнакомых слов: муха, петух, духи, хвост; хищный, химия, пихта, хижина. (Ответы на слайдах 6, 7)
9. Физкультминутка.
Хомка – хомка, хомячок, полосатенький бочок. Повороты в стороны.
Хомка раненько встаёт, щечки моет, шейку трёт. Потягивание, «умывание».
Подметает хомка хатку и выходит на зарядку. Имитация подметания.
Раз-два-три-четыре-пять – хомка хочет сильным стать. Сгибание рук в локтях. Слайд 8
10. Логопед. Хомячок предлагает определить место звука в слове (работа со схемой слова) Слайд 9
11. Звуковой анализ слова.
Логопед. Хомячка зовут Хома. Составьте звуковую схему слова. Слайд 10
12. Составь предложение по схеме. Слайд 11.
Дети составляют предложения по опорным картинкам и работают со схемой предложения.
13. Дидактическая игра «Рифмушечки».
Выбрать из ряда слов те, которые рифмуются со словом храбрец. (Взрослый называет пару слов, а ребенок говорит, подходит это слово к слову храбрец или нет.) кузнец, огурец, весельчак, сорванец, плакса, хитрец, лодырь, молодец
14. Подведение итога НОД.
Логопед. С какими звуками мы познакомились? Какие задания хомячка вам понравилось выполнять?
- Хомячок приготовил для вас угощение, но вы должны угадать сами что это?
Дети с закрытыми глазами берут с тарелки угощение, съедают и называют (яблоко, морковка), подбирают слова-определения: сладкое(ая), сочное(ая), вкусное(ая), твердая, мягкое и т.д.
Долженко Ольга Владимировна,
учитель-логопед МАДОУ ЦРР д/с № 134,
г. Калининград
очень понравилось ваше занятие, большое спасибо. А можно где-то скачать презентацию к этому занятию?