Конспект НОД (подгрупповой) с мальчиками старшей группы с общим недоразвитием речи

Звук [Р]Аннотация: интегрированное подгрупповое коррекционно-логопедическое занятие с детьми старшей группы (мальчики) с общим недоразвитием речи построено по технологии «Активные методы обучения».

Конспект непосредственно образовательной деятельности (подгрупповой) с мальчиками старшей группы с общим недоразвитием речи.

Тема: «Звук Р. Морская история»

Образовательная область:

  • «Коммуникация»

Интеграция образовательных областей:

  • «Познание», «Социализация», «Физическая культура», «Здоровье», «Музыка»

Цели:

  • автоматизация звука [Р].
  • Уточнение и обогащение знаний по лексической теме «Морские обитатели».
  • Формирование мотивации к учебной деятельности.
  • Развитие коммуникативно-эмоциональной сферы детей.

Задачи:

  • Коррекционно-образовательная: закреплять умение правильно произносить звук [Р], определять место звука в слове.
  • Активизировать и обогащать словарь по теме.

Коррекционно-развивающая:

  • развивать фонематический слух, внимание, память, речь, мышление, речевое дыхание, общую и мелкую моторику, воображение, творческие и конструктивные способности.

Коррекционно-воспитательная:

  • формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
  • Воспитывать чувство коллективизма, эмоциональную отзывчивость.

Оборудование:

  • Капитошка – прозрачный шарик на резинке, с рыбкой внутри, светящийся от удара; краб – мягкая игрушка с подвижными клешнями, схематичный план образовательного мероприятия, картинки на морскую тему для зрительного ориентира, предметные картинки на звук Р, магнитная доска, настоящий коралл, материал для создания кораллов – 2 подставки, разноцветные прищепки, разноцветные рыбки на магнитной подставке, хвост и плавники на пружинах, сундучок, ракушки по количеству детей, большие и маленькие, магнитофон, кассета с музыкой «Шум моря», схема «Характеристика звука», 3 зеленых полоски – слова, фишки-символы звуков – согласный, твердый, глухой звук и согласный, твердый, звонкий.

Принципы работы с мальчиками:

  • Представление в начале занятий плана, с включением элементов интриги.
  • Высокий темп подачи материала.
  • Разнообразие и постоянное обновление предлагаемых для решения задач
  • Работа на занятии в режиме поисковой активности, акцент на самостоятельность принимаемых решений
  • Использование групповых форм работы с элементами соревновательности, с назначением лидера.
  • Дозированная эмоциональная подача материала, выход на эмоции, чувства через логику.
  • В итоге занятия не повторяем ход, а делаем акцент на то, что понравилось и запомнилось.

Ход организованной образовательной деятельности

I. Вводная часть.

Оргмомент:

АМО «Знакомство»

Логопед:- Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть каждого-каждого из вас!

- И я! И я рад! (логопед из-за спины достает Капитошку)

- А ты кто такой?

- А я Капитошка – Морская капелька! Хочу с вами познакомиться. К кому сяду на ладошки, тот назовет свое имя. Где ладошки?

(Дети протягивают вперед ладони)

- Меня зовут Капитошка, а тебя как зовут? Какое красивое имя.

- Как тебя зовут? (логопед касается Капитошкой ладоней ребенка). Очень приятно познакомиться.

(Капитошка знакомится с каждым ребенком)

- И ко мне сел Капитошка. Меня зовут Зоя Ивановна. Приятно было познакомиться!

II. Основная часть.

1. Вхождение в тему

- Ребята, как вы думаете, где живет Капитошка? (ответы детей)

- А что такое море? Кто знает? А может кто-то из вас был на море? Расскажите о нем. (ответыдетей, высказывания, опирающиеся на личный опыт)

- Море – большое водное пространство с горько-соленой водой (дает понятие «море»).

- Ребята, у Капитошки в море есть настоящий друг(загадывает загадку).

Отгадайте, кто такой?
Веселый, добрый
Сюрпризы любит делать он
Клешнями хлопает с восторгом
Передвигается бочком
С ним каждый повстречаться рад
Он очень славный братец …… (Краб) (Дети думают, размышляют, отгадывают загадку.Дают ответы: рак и краб, доказывают свой ответ)

Логопед проговаривает проблемную ситуацию:

- Капитошка очень хочет встретиться со своим другом, но как попасть в море, он не знает.

- Что же делать? Как помочь? Как помочь Капитошке найти дорогу к другу? (ответы детей)

- А поможет нам в этом план. Путь наш будет непростым. Посмотрите, нам предстоит выполнить ряд заданий (логопед предлагает рассмотреть план пути).

1.(Обращает внимание на первый пункт плана) Сначала мы с вами поработаем и поиграем со звуком.
2. Затем выполним дыхательную гимнастику (2 пункт плана).
3. Встретимся с морскими обитателями и поиграем с картинками.
4. Создадим что-то своими руками
5. Проговорим скороговорку.

- А в конце вас ждет сюрприз! А какой, я сама не знаю! (логопед создает интригу). Вы готовы оказать помощь Капитошке? Не испугаетесь трудностей?

2. Основная проработка темы. Работа со звуком Р

Игра «Услышь и назови»

- Я произнесу слова, вы внимательно послушайте их и найдите одинаковый звук во всех словах. Закройте глаза.

- Ррработа, морррской, дррруг, рррадость (логопед произносит ряд слов со звуком Р)

- Откройте глаза. Саша, какой одинаковый звук в словах ты услышал? А ты, Богдан? …Замечательно. Все согласны?

- Звук Р, есть в каждом слове.

Игра «Гонки» или «Заведи мотор»

- Произнесите звук Р столько раз, сколько пальцев я разогну (логопед разгибает 4 пальца: 1, 2, 3, 4). Сколько раз вы произнесли звук Р? (дети считают и называют количество произнесенных звуков)

Заведем моторы и посмотрим у кого самый мощный. Кто дальше всех уедет. По моей команде на выдохе, начинаем рычать: 1-2-3 — рычи! (логопед предлагает по команде завести моторы и длительно произнести звук Р) Стоп. У меня мотор заглох раньше, обогнали вы меня! А всех дальше уехал Женя! (по желанию детей играем 2-3 раза)

Характеристика звука Р по артикуляционным и акустическим признакам

- Присядьте на ковер. Когда произносим звук Р в каком положении находится язык? Что с ним происходит? А губы? Как вы думаете, звук Рсогласный или гласный? Как ты думаешь, Паша? (Данил, ….) Почему вы так считаете? Он твердый или мягкий? Как можно определить звук Р, звонкий или глухой? Итак, звук Р – согласный, твердый, звонкий. Повторите. Дайте характеристику звуку Р, используя схему. (Дети высказывают свое мнение, доказывают свой ответ, стучат кулаком о кулак, прикладывают ладонь к горлу, закрывают руками уши, делают вывод, повторяют характеристику звука Р хором, индивидуально,

- А какой же фишкой мы будем обозначать звук Р? (Логопед показывает 2 фишки: синюю без колокольчика и синюю с колокольчиком)

(И дети из двух фишек выбирают нужную).

АМО «Хлопни-отвернись»

- А сейчас поиграем. Встаньте, пожалуйста.

- Если услышите звук Р – хлопните в ладоши, если другой звук – отвернитесь: р, к, м, р, р, на, ур, ра, кит, рука, дельфин, водоросли.

- Замечательно! Вы были очень внимательными!

АМО «Поймай звуки – назови слово»

- Приготовьте ладошки, я вам буду кидать звуки, а вы мне назовете слово, только на ухо. Готовы?

- р, ы, б, ы

(Логопед подходит к каждому воспитаннику и просит на ухо, прошептать какое слово он поймал)

- Хором, громко назовите слово. Молодцы ребята!

(логопед включает музыку, достает из-под голубой ткани рыбок на магнитной подставке)

- Посмотрите-ка кто нас встречает, к самому берегу подплыли. Кто это? Какие рыбки? Как они рады вам, приветствуют вас своими плавниками и хвостиками. Где живут рыбы? Рыбы дышат жабрами, а мы дышим чем? (если дети затрудняются — показывает на нос и рот). (Дети размышляют, предлагают разные варианты решения проблемы (надеть водолазные костюмы, акваланги, маски, баллоны). Покажем рыбкам, как умеем дышать.

Дыхательная гимнастика

- Выполним дыхательную гимнастику (обращает внимание на план). Спины у всех прямые, плечи не поднимаем. Выдох через рот, вдох носом, выдох носом, вдох ртом, выдох носом и т.д. (следит за осанкой детей, за плечами, чтобы не поднимались)

- Ребята, рыбкам очень понравилось, как вы дышите, и они зовут нас за собой в море. Но есть одна проблема, под водой мы не можем дышать. Что же нам делать? Как ее решить?(Дети размышляют, предлагают разные варианты решения проблемы (надеть водолазные костюмы, акваланги, маски, баллоны)

АМО «Погружение»

- Наденьте водолазные костюмы, акваланги, не забудьте про подводное снаряжение.

- Готовы к погружению? (Логопед предлагает по команде погрузиться в воду). 1, 2, 3 – прыгаем в море! (логопед включает музыку «Шум моря» громче) Присядьте и закройте глаза. Мы опускаемся все ниже и ниже, все глубже и глубже. Откройте глаза. Вот мы с вами и на морском дне! Оглянитесь вокруг:

Сколько водорослей разных
Звезд, медуз и рыб прекрасных
Ламинарии, ежи
И ракушки хороши!

Гимнастика для глаз.

- Найдите глазами звезду морскую, морского ежа, медузу, морского конька.

(логопед называет картинки по кругу слева на право, справа на лево, по диагоналям и т.д)

- Спасибо ребята! Вы были очень внимательными!

Физминутка.

«Морские обитатели».

- Посмотрите, сколько морских обитателей нас встречает: и рыбы морские. Покажите, как они двигаются. Расплывитесь по всему морю. Я вижу морского конька и не одного! А это кто пятится задом? Рак! И огромный кит встречает нас радостным фонтаном! А это кто? Посмотрите, приветствует нас всеми своими щупальцами (детиизображают, имитируют движения плавающих рыб, пятившегося назад рака, кита, пускающего фонтаны, осьминога)

Работа с картинками.

АМО «Раз, два, три – картинку найди».

- А где же наш Капитошка? Он загрустил. Капитошка очень любит играть с картинками (логопед обращает внимание на план), но морское течение подхватило их и разнесло по всему морю. Поможем Капитошке? Ваша задача: найти одну картинку, в названии которой есть звук Р, произнести слово, определить место звука в слове и прикрепить картинку под схему (обращает внимание на схемы – место звука в слове). Готовы? Раз, два, три по морю плыви и картинку со звуком Р найди!

- Кто нашел, прикрепите картинку на доску и встаньте полукругом.

«Найди лишнюю картинку».

- Посмотрите, пожалуйста, на все картинки. Нет ли здесь лишней? Почему вы считаете, что эта картинка лишняя? Докажите.
Проверяем задание. (логопед произносит слово, дети хором повторяют, выделяя голосом звук Р, и называют место звука в слове)

- Капитошка благодарит вас за помощь!

Игра «Подбери слово-признак»

- Посмотрите-ка, что он нашел! Что это? Может, вы знаете? Это коралл, настоящий, морской! Пройдите на ковер, присядьте. Будем передавать коралл по кругу, и называть слова-признаки – какой коралл? (логопед показывает, как ощупывать коралл, называет слово – прекрасный и передает коралл рядом сидящему ребенку).

Эстафета «Собери коралл».

- Ребята, посмотрите на план. Нам нужно создать что-то своими руками. Создадим кораллы! Разделимся на две команды. Это ваша команда, а это ваша. Из чего будем создавать кораллы? (ответы детей, предложение логопеда: из прищепок)

Ваша задача: подбежать, взять одну прищепку, прикрепить ее на подставку, вернуться и встать в конец команды (показывает). И так по очереди. Чья команда быстрей соберет коралл. Команда, которая закончит, поднимет руки вверх. Готовы? Раз, два, три беги!

- Победила эта команда, вы собрали коралл быстрее! А у этой команды – очень интересный и красивый коралл! Замечательные кораллы получились, вы создали их своими руками! Что вы собрали? (кораллы).

Работа со скороговоркой.

- Посмотрите на план. У нас осталось одно задание. Послушайте: Краб забрался на трап, краб очень рад. Как я произнесла скороговорку? Очень быстро. Вам было понятно? Повторяю медленно. Повторяем все вместе беззвучно. А теперь хором, медленно и тихо. А сейчас громче и побыстрее.

- Ребята, а вот и Краб! Он нас услышал! Посмотрите, как обрадовался Капитошка! Он светится от счастья. Встретились два друга! Когда друзья встречаются, дружба начинается!

Поднимите ладошки, Краб вас поприветствует! (Краб хлопает детей по ладошкам и проговаривает:Когда друзья встречаются, дружба начинается!)

- Подарим друзьям наши кораллы!

Прощание с героями и возвращение.

- А Морские Друзья дарят нам сундучок с затонувшего корабля, но просят открыть его, когда вернемся в группу! Нам пора возвращаться. Попрощаемся с Морскими Друзьями.

(Логопед включает музыку.)- Присели, закрыли глаза ииии 1, 2, 3 выныриваем на поверхность моря, выходим на берег, снимаем подводное снаряжение.

III. Заключительная часть.

Рефлексия.

(Логопед обращается к каждому ребенку)

- Саша, как ты считаешь, ты со всеми заданиями справился? А ты …

- А почему вы смогли справиться со всеми заданиями и преодолели все трудности?

- Расскажите, кому что понравилось, запомнилось больше всего?

- Ребята, мне понравилось, как дружно вы работали, как помогали друг другу и каждый-каждый из вас старался. Мы с вами все задания выполнили (обращает внимание на план), все трудности преодолели и помогли Капитошке встретиться с другом. Вы настоящие мужчины!

- А что же в сундучке? Открываем. Что это? Ракушки! Это вам на память о нашей встрече с Морскими Друзьями! Одна вам, а вторую подарите, кому хотите.

(Логопед раздает ракушки каждому. В сундучке остаются две ракушки. Показывает и спрашивает: «А эти ракушки кому?»)
Говорят, если ракушку приложить к уху, можно услышать шум моря! До свидания, ребята!

Мельникова Зоя Ивановна,
учитель-логопед,
МБДОУ ЦРР – детский сад «Малыш»,
Хакасия, г. Саяногорск, рп. Черемушки

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Игра-соревнование «В мире гласных звуков» для детей старшей логопедической группы ДОУ с родителями Игра-соревнование «В мире гласных звуков» для детей старшей логопедической группы ДОУ с родителями
Конспект подгруппового занятия по логопедии в 1 классе на тему «Прощай, Букварь» с использованием ИКТ Конспект подгруппового занятия по логопедии в 1 классе на тему «Прощай, Букварь» с использованием ИКТ
Конспект подгруппового занятия для детей с ОНР III уровня «Звуки [л'] – [й]« Конспект подгруппового занятия для детей с ОНР III уровня «Звуки [л'] – [й]«
Конспект индивидуального логопедического занятия «Путешествие в страну звуков» Конспект индивидуального логопедического занятия «Путешествие в страну звуков»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.