Конспект НОД: Звуки [Г] и [Г’]

Конспект непосредственной образовательной деятельности взрослого с детьми старшей логопедической группы по теме: «Звуки [Г] и [Г’]» интеграции образовательных областей «Физкультура», «Здоровье», «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество».

Цели и задачи:

Цель: познакомить со звуками [Г] и [Г’].

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

• учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звуков [г] и [г’];
• учить выделять их из состава слова и дифференцировать по твёрдости-мягкости;
• упражнять в звуковом анализе слов;
• упражнять в подборе слов-антонимов;
• упражнять в употреблении глагола «мочь»;
• уточнить глагольный словарь;
развивать фонематическое восприятие.

Коррекционно – развивающие:

• развивать внимание;
• развивать память;
развивать мелкую и общую моторику.

Коррекционно – воспитательные:

• сплочение группы;
• развивать чувство эмпатии;
• отработка умения согласовывать свои движения с действиями других детей, с ритмом и текстом.

Оборудование:

• сигнальные фонарики;
• цветные карандаши;
• интерактивная доска;
• раздаточный материал;
• зеркала;
• ноутбук;
• презентация;
• ветродуйчики.

Ход НОД

1. Вводная часть.

Приветствие. (Дети стоят в кругу, держась за руки. Вместе с педагогом проговаривают слова).

Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

- Назовите звуки в словах по порядку.

(Логопед дает для анализа односложные трехзвучные слова: мох, нос, пух, кит, сок, бык, вот, дым, зуб, сын, кот, сом. Дети садятся за столы.)

Артикуляционная гимнастика.

- Для того, чтобы речь стала чистой и красивой, что необходимо делать? (Артикуляционную гимнастику). (Выполнение артикуляционной гимнастики.)

«Утро с котиком Музиком» (слайды 1-9)

Дыхательная гимнастика. (С использованием ветродуйчиков.)

2. Основная часть.

Знакомство со звуками [г], [г’]

Загадка.

По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки. (Гусь.) (слайд 10)

Как зовут детеныша гуся? (Гусёнок.)

- Посмотрите на гуся и гусенка. (слайд 11)

- Гусь гогочет: га-га-га! Послушайте и повторите: га. Назовите первый звук.(Гусь гогочет: га-га-га. Первый звук-[г])

(Аналогичная работа со звуком -[г'])

- А гусенок гогочет: гя-гя-гя.

- Как гогочет гусенок? (Гусёнок гогочет: гя-гя-гя. Первый звук-[г'])

Анализ артикуляции звуков [г],[г’].

- Произнесите звук [г], наблюдая за артикуляцией в зеркале. Расскажите о произношении звука [г].

(Губы в улыбке. Зубы обнажены, разомкнуты. Кончик языка лежит внизу и отодвинут от нижних зубов. Задняя часть спинки языка упирается в мягкое нёбо. Воздушная струя разрывает преграду между спинкой языка и мягким нёбом. Голосок звенит.)

- Произнесите звук [г’].

- Расскажите о том, как вы его произносите. (При произношении звука [г’] кончик языка упирается в нижние зубы.)

Характеристика звуков [г], [г’].

- Расскажите, какие это звуки? (Звуки [г] и [г’] согласные. Звук [г] – твёрдый, звонкий, а звук[г’] — мягкий, звонкий.)

Гусь две лапки вверх поднял,
Нам две фишки показал. (слайд 12)

- Какая фишка обозначает звук [г]? Почему? ( Звук [г]обозначает синяя фишка, т. к. – звук согласный, твёрдый)

- А какой — звук [г’]? Почему? ( Звук [г’] обозначает зелёная фишка, т.к. – звук согласный, мягкий.)

Развитие мелкой моторики.

Упражнение в произношении звуков [г], [г’].

Гусь стоит и все гогочет: г-г-г.
А гусенок подпевает: гь-гь-гь.

(Дети строят из пальцев рук гусей и произносят звуки.) (слайд 13)

Упражнение на дифференциацию звуков [г] — [г’].

Игра «Зажги фонарик».

Гуси громко гоготали,
Свои звуки называли.
Звуки их определи и фонарик подними.

(Логопед называет слова: гуси, Гена, шаги, ноги, гараж, гиря, герой, гном, луга. Дети поднимают синие или зеленые фонарики для обозначения звуков [г], [г’].)

Упражнения на звуковой анализ и синтез.

Игра «Отгадай слово».

- Гусь отправляется в путешествие по сказкам. Вы любите путешествовать? (Да)

- Тогда вперёд!

- А помогать нам будет друг гуся, сказочный герой. Отгадаем его имя.. (Дети называют звуки, заполняют схему символами звуков и называют имя героя — Ганс.) (слайд 14 )

- первый звук — это второй звук из слова огонь;
- второй звук — это ударный гласный из слова гитара;
- третий звук — это согласный, дважды произносимый в слове банан;
- четвертый звук — это парный согласный первому звуку в слове зонт.

Игра «Найди и сосчитай ». (Выделение звуков [г], [г’] из состава слова.) (слайд 16)

(Дети рассматривают картинку «Ганс собирается в дорогу», называют слова со звуками [г], [г’] и определяют количество слогов в слове, отхлопывают их.)

Создание проблемной ситуации.

Гансу Гном принес подарки -
Пироги, варенье в банке.
Угощенье Ганс принял,
А спасибо не сказал.

- За это Гном превратил Ганса в крошечного мальчика и сказал: «Если пройдешь через все испытания, станешь опять большим». (слайд 17)

- Ребята, поможем Гансу, спасём его? (Поможем.)

Физкультминутка (выполнение движений по тексту.)

Сначала буду маленьким,
К коленочкам прижмусь.
Потом я вырасту большим,
До лампы дотянусь.
Вот я какой:
Маленький-большой! (З раза приседают и потягиваются).

Развитие лексико–грамматического строя речи.

Игра «Наоборот» (парная работа).

Вот Вам задание на первое испытание: (слайд 18)

Скажи слова наоборот:
В них звук [г] поставь вперед:
тихий — громкий сытый — …
чистый — … редкий — …
веселый — … мелкий — …
умный — … шершавый — …

Упражнение в употреблении глагола мочь.

Второе испытание — новое задание: (слайд 19)

Слово могу измени,
В предложении его скажи. (слайд 20)

- Что может делать Гриша? (Играть на гитаре.)

- А вы можете играть на гитаре? (Мы можем играть на гитаре)

Игра «Закончи предложение».

- Измени слова, закончи предложение.

Я тоже могу… .Ты … .Он … . Мы… . Вы… . Они … Она….

(Дети изменяют глагол мочь по лицам. Логопед обращает внимание на чередование звуков [г], [ж]).

Работа над глагольным словарем.

(слайд 21.) На картинки посмотри,
Звук [г] к словам-действиям подбери.

(Гудит, гонит, горит, гогочет, грызет.) (Дети отвечают полным предложением.)

Развитие мелкой моторики и графических навыков.

(слайд 22) — Дети, смотрите, что случилось с гусем… его гном заколдовал. Расколдовав его, мы спасём Ганса, и он снова станет большим. Чтобы у нас это получилось хорошо и быстро, нам необходимо подготовить пальчики. Повторяйте за мной!

Пальчиковая гимнастика.

«Гуси серые летели (махи кистями рук),
На лужайку тихо сели (все пальчики дотрагиваются стола).
Походили (имитация ходьбы указательным и средним пальцами, другие прижаты к ладони), поклевали, (каждым пальчиком дотронуться до большого, одновременно двумя руками)
Потом быстро убежали (имитация бега указательным и средним пальцами, другие прижаты к ладони).»

Упражнение «Обведи по точкам».

(Дети обводят чёрным карандашом изображение гуся по точкам. Индивидуальная работа.)

- Молодцы, вы справились с самым сложным заданием.

Ганса гном расколдовал,
Прежний рост ему отдал.
Воротился Ганс домой.
Он не маленький — большой!
Гуся гном расколдовал,
Гусь цветным, красивым стал!
(слайд 23)

3. Заключительная часть.

Подведение итогов.

Логопед спрашивает каждого ребёнка, что он делал сегодня на занятии.

- С какими звуками познакомились? Дать им характеристику.

- Что было самым трудным?

- Что больше всего запомнилось?

Рефлексия.

(Дети разукрашивают гуся. Если всё понравилось — разукрашивают гуся цветными карандашами. Если что-то не понравилось — на картинке будет присутствовать чёрный цвет. По окончании НОД определяем настроение детей. Проводится анализ рисунков, обсуждение.)

- Все работали замечательно! Особенно мне понравилось, как выполняли задания….. Активно сегодня работали…. Очень внимательными были.… Самые яркие рисунки получились у…

- Для тех, у кого настроение плохое – включаю музыку, чтобы поднять его. Остальным — для поддержания хорошего настроения. (Звучит детская песня: «От улыбки».)

- До свидания!

Презентация к занятию Звуки [Г] и [Г’]

Скачать презентацию к занятию Звуки [Г] и [Г’]

Ларина Юлия Олеговна,
учитель — логопед МБДОУ №29,
г. Иваново

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (4 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий, Логопедам Метки: , ,

Сейчас читают:

Занятие по логоритмике «Веселые овощи» для детей старшего дошкольного возраста Занятие по логоритмике «Веселые овощи» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Транспорт» Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Транспорт»
План-конспект совместного занятия с детьми и родителями старшей возрастной группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей» План-конспект совместного занятия с детьми и родителями старшей возрастной группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей»
План-конспект совместного занятия с детьми и родителями средней группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей» План-конспект совместного занятия с детьми и родителями средней группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.