Логопедическое занятие разработано для обучения грамоте дошкольников в процессе игровой деятельности. Дети вместе с логопедом отправляются в Страну Звуков, где знакомятся с жителями этой страны. В процессе занятия ребята справляются со всеми загадками Деда Буквоеда (подбирают слова по звуковым схемам, определяют позиции заданных звуков в слове, составляют предложения по графическим схемам).
Тема: »Проделки деда Буквоеда»
Цель занятия:
- Дифференциация звуков [Ш]-[Ж] в связной речи. Предложение.
Задачи:
- Дифференцирование звуков [Ш]-[Ж] на слух и в письменной речи.
- Закрепление звукового анализа и синтеза слов.
- Активизация фонематического слуха.
- Формирование пространственных отношений.
- Составление предложений по графической схеме. Закрепление правила написания предложения.
- Развитие связной речи, зрительного и слухового внимания, слухоречевой памяти.
Оборудование: зеркала, символы звуков, буквы «Ш», «И», «Н», «А», схемы предложений, цветные квадраты (для составления звуковой схемы слов), тетради, ручки, поезд.
Ход занятия.
Организационный момент.
Логопед.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами опять отправимся в наше путешествие в Страну Звуков или буквоцарство. Вы готовы?
Дети.
- Да.
Основная часть.
1. Повторение прошлых тем по грамоте.
Логопед.
- Тогда мы садимся с вами на наш поезд и отправляемся в страну звуков.
- Молодцы, вот мы и приехали. А кто живёт в этой стране? (буквы, звуки) А чем «звук» отличается от «буквы»? (Звуки мы слышим и произносим, а букву мы пишем и видим). А напомните мне, что такое «слог»? Ой, мне кажется, что кто-то к нам спешит, вы слышите шаги?
2. Сравнительная характеристика звуков [Ш] и [Ж].
Дед буквоед.
- Здравствуйте, всезнайки, я — Дед буквоед. Я живу в стране звуков. Пришёл я, чтобы проверить, готовы ли вы к школе. Слышал я как вы сейчас отвечали. А теперь на мой вопрос ответьте.
- «В нашем царстве живут 2 звука [Ш] и [Ж]. Что вы про них можете мне рассказать?
Дети.
Звук [Ж] — согласный, глухой, твёрдый.
Звук [Ш] — согласный, звонкий, мягкий.
Логопед.
- Ребята, а чем эти звуки похожи и чем различаются?
- Молодцы!
- А какие бывают звуки? (гласные и согласные, твёрдые и мягкие, глухие и звонкие)
3. Составление слов по звуковым схемам.
Дед буквоед.
- А это что у вас за значки на доске?
Логопед.
- Мы сейчас тебе объясним. Ребята, что это? (звуки) Давайте, мы с вами покажем Деду Буквоеду, как мы умеем составлять по этим схемам слова? (кот, ток, сон, нос, мама, папа, мыши, нора)
Дети.
- Да.
Дети составляют слова по схеме.
Логопед.
- Молодцы ребята.
4. Определение позиции звука [Ж] в слове.
Дед буквоед.
- А это что у вас?
Логопед.
- А мы сейчас тебя научим. Ребята, что показывает эта наша таблица? (где стоит звук) Ну-ка, поиграем. Логопед называет слова, а Дети ставят нужный квадрат. (жук, нож, жёлудь, жираф, ножницы, Женя)
- Ребята, мне кажется к нам опять кто-то спешит, вы слышите?
5. Звуковой анализ и синтез слов.
Входят буквы.
Логопед.
- Ребята, вы узнали, кто это? (это буквы) Они тоже пришли, чтобы проверить, готовы ли вы к школе. Ну-ка, Настя, покомандуй звуками.
Настя.
- Ну-ка, звуки, повернитесь,
Дружно в буквы превратитесь,
Прочитайте-ка, друзья,
Получилось слово … ШИНА.
- Дед буквоед, а ты знаешь, сколько в слове «зима» слогов?
Дед буквоед.
- Ну, думаю 6, нет лучше 10. Да в этом слове 10 слогов.
Логопед.
- Ребята, выручайте, мне кажется наш Дед Буквоед запутался.
Дети.
- В слове «зима» 2 слога, т.к. «сколько в слове гласных столько и слогов, это знает каждый из учеников». А ещё его можно прохлопать 2 раза всего.
Логопед.
- Молодцы! А ты, Дед Буквоед, повнимательней. А сколько в этом слове звуков ты знаешь, Буквоед?
Дед буквоед.
- Конечно же, это легко! В это слове 15 звуков.
Логопед.
- Выручайте его опять, ребята.
Дети.
- В слове «зима» 4 звука: [Ш], [И], [Н], [А].
- А ещё есть такие строгие буквы, кроме буквы «И»? (Ё,Е,Я,Ю)
- Молодцы!
Буквы садятся на стулья.
6. Составление предложений по графическим схемам.
Логопед.
- Ребята, а давайте с вами поиграем в зашифровщиков? И ты Буквоед с нами.
Дети.
- Да.
Логопед.
- Составьте мне предложение по моим волшебным знакам. Но сначала расскажите, что это за знаки?
— слово-предмет.
= слово-действие.
~ слово-признак.
- Какие вы молодцы. А теперь мы слушаем ваши предложения.
СХЕМЫ.
? =. — = —. = ~ —.
- Молодцы! Вот какие у нас ребята, Буквоед.
7. Письмо в тетрадях.
Логопед.
- А сейчас вы, ребята, будете зашифровывать слова в знаки. Если услышите в слове звук [Ж] – нарисуете — ?, если – звук [Ш] – O.
Слова: жук, шина, шкаф, жёлудь, жираф, машина, шоколад, Женя, нож.
- Женя, напиши на доске, какие знаки у тебя получились.
Женя пишет на доске.
Дед Буквоед.
- Молодцы вы, ребята. Уж простите старика, что сомневался в вас. Я теперь вижу, что вы все готовы к школе. Желаю вам только хороших оценок. До свидания.
Дети.
- До свидания!
Буквоед уходит.
Логопед.
- А мы с вами садимся на наш поезд и отправляемся обратно в садик.
Итог занятия.
Логопед.
- Где мы с вами сегодня были? Кого встретили? Про какие звуки мы разговаривали? Что вам больше всего понравилось делать?
Бузина Ирина Александровна,
учитель-логопед,
МБДОУ «Детский сад №77″,
город Рязань
Непонятно с характеристикой звуков ж, ш, немного здесь напутано.