Конспект открытого логопедического занятия для детей с ОНР — составление описательного рассказа по картине Левитана

Составление описательного рассказа по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода»
(подготовительная группа)

Цель:
Обучать  детей описывать пейзажную картину с опорой на картинно-графический план.

Задачи:
1. Учить детей понимать замысел картины, видеть особенности композиции и цветового фона.
2. Обогащать словарный запас детей эмоционально-окрашенной оценочной лексикой, эпитетами, образными выражениями.
3. Продолжать работу по развитию связности, последовательности, целостности высказываний.
4. Упражнять в дополнении предложений однородными членами и дальнейшем их использовании в ходе описания пейзажа.
5. Упражнять в образовании действительных  причастий настоящего времени.
6. Развивать интерес к пейзажной живописи, помогать детям осмысливать свои чувства, отношение к пейзажу.
7. Воспитывать   любовь к родному краю.

Оборудование:
репродукция картины И.И. Левитана «Весна. Большая вода»; картинно-графический план, мягкая игрушка – солнышко, запись А.Вивальди  «Весна».

Составление описательного рассказа по картине Левитана Весна. Большая вода.

Ход занятия

1. Организационный момент

Дети входят в группу под музыку  А. Вивальди «Весна» из  цикла «Времена года».

- Вам знакома эта чудесная музыка? Как она называется? О чем она?
- Давайте сейчас каждый из вас скажет о весне, какая она?
(долгожданная, ранняя, поздняя,  теплая, цветущая, звонкая, веселая)

2. Сообщение темы занятия

- А сейчас послушайте, как писал о весне поэт И.С. Никитин.
Логопед зачитывает четверостишие:

Полюбуйся: весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает
И ручьи по оврагам шумят…

- Какое настроение хотел донести до нас поэт? (Радостное, веселое.)
- Да, весна несет всем людям радость жизни, творчества. Поэты пишут о ней стихи, композиторы музыку, а художники картины.
- С одним  из замечательных весенних пейзажей  мы познакомились на прошлом занятии. Сегодня  на занятии вы станете  настоящими искусствоведами,  будете его описывать.

3. Беседа по картине

Выставляется репродукция картины И.И. Левитана «Весна. Большая вода.»

- Вспомните, как  называется эта картина, кто ее автор ?
(И.И. Левитан  «Весна. Большая вода.»

- Какое явление здесь запечатлено?
(Разлив реки, половодье).

- Когда бывает половодье?
( В апреле.)

- Что можно сказать о воде, какая она?
(Прозрачная, спокойная, обильная, холодная.)

- В какой день И.И. Левитан писал этот пейзаж?
(Весенний, апрельский, яркий, солнечный.)

- Какие цвета художник использовал  чаще всего?
(Оттенками синего и желтого.)

- Что вы чувствуете, глядя на эту картину? (Радостные чувства: наступила весна, светит солнце, скоро станет совсем тепло.  Но, немного жаль деревьев, которые оказались в воде.)

4. Коррекционные упражнения

«Скажи иначе» (образование причастий настоящего времени)

- Послушайте, как скажу я, и скажите иначе, изменив слово-действие.

Домишки стоят в воде – стоящие в воде домишки.
Тени лежат на земле – лежащие на земле  тени.
Лучи скользят по ветвям –скользящие по ветвям  лучи.
Облака плывут по небу – плывущие по небу облака.
На деревьях набухают почки – набухающие на деревьях почки.

Распространение предложений. Игра «Волшебная цепочка»

- Скажите, что же заставляет таять снег, голубеть небо, набухать почки. Кто является главным помощником весны? (Солнышко.)
- Оно улыбается вам, и вы улыбнитесь ему в ответ.

- Давайте поиграем с ним в игру «Волшебные цепочки»?
- Слушайте внимательно, запоминайте и добавляйте в цепочку новые звенья – слова.
Логопед предлагает детям запомнить предложение, а затем повторить, добавив новое слово.

На картине изображен  день.
По небу плывут облака.
Вода затопила низины.
По берегу легли тени.
Березки стоят в воде.
Вдалеке виднеются домишки.
На картине изображен весенний  день.
На картине изображен весенний апрельский день.
По небу плывут белые облака.
По голубому небу плывут белые облака.
Холодная  вода затопила низины.
Холодная  вода затопила низины, лес, дома.
По рыжему берегу легли тени.
По рыжему берегу легли темные тени.
Стройные березки стоят в воде.
Стройные березки стоят в холодной воде.
Вдалеке виднеются деревянные домишки.
Вдалеке виднеются  деревянные домишки, стоящие в воде.

5.Физкультминутка

«Веснянка»

Солнышко, солнышко,                        (дети идут по кругу)
Золотое донышко,
Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей,                        (дети бегут по кругу)
Прилетели сто грачей,
А сугробы тают, тают,                        (приседают)
А цветочки расцветают.                     (встают на носочки)

6. Составление плана рассказа в виде картинно-графического плана.

- А сейчас давайте составим план, который поможет вам составить рассказы.

Логопед выставляет картинки-пункты плана вразброс, дети восстанавливают  их последовательность:

1. Название картины, автор
2. Место действия
3. Время действия
4. Погода
5. Композиция картины
6. Цветовая палитра
7. Настороение картины
8. Твое отношение к картине
7. Составление рассказов

а) по цепочке (принимают участие все дети)
б) индивидуально

Ответ «идеального» ученика.

«На картине «Весна. Большая вода» художник И. Левитан изобразил реку во время разлива.  Это апрельский полдень. Погода ясная, солнечная, теплая. По голубому небу плывут белые облака, похожие на барашков. Солнца не видно, но чувствуется его тепло. На первом плане я вижу голубую, спокойную воду. В ней как в зеркале отражаются голые деревья. Слева рыжий изогнутый берег. По берегу легли темные загадочные тени от стволов березок. У берега стоит старая ненадежная лодка, наверно  ее унесло течением.  В середине картины видна березовая роща, еще не одетая листвой. Среди тонких белоствольных березок видна  зеленая стройная ель и старая корявая осина. Вдалеке виднеются стоящие в воде  домишки, уцелели только те, которые стоят на пригорке. В своей работе художник чаще всего использовал голубые и золотистые оттенки. Эта картина радостная,  потому что наступила весна и скоро станет совсем тепло и зелено.»

8. Оценка рассказов детей.

Логопед оценивает рассказы детей.
- Ваши рассказы получились полными, последовательными, в них не  было длительных  остановок, вы использовали в своих описаниях длинные предложения, подобрали много красивых слов, высказали свое отношение к картине.

9. Итог занятия

- О чем мы узнали,  что почувствовали, чем любовались  на занятиях по этой картине? (Узнали о половодье, почувствовали приход весны, любовались красотой русской природы.)
- Как же мы должны относиться к природе, чтобы не испортить ее красоту?
(Бережно. Защищать  и охранять все живое.)
- Давайте любить  свою Родину, восхищаться  красотой каждого ее уголка,    как это делал великий русский художник И. Левитан.

Краюшкина Иванна Александровна,
учитель-логопед МДОУ №138 «Песенка» г. Брянска

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (9 понравилось, средний балл: 4,89 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: , ,

Сейчас читают:

Советы родителям «Развиваем пальчики – улучшаем речь» Советы родителям «Развиваем пальчики – улучшаем речь»
Автоматизация звуков: как скучное сделать интересным Автоматизация звуков: как скучное сделать интересным
Алфавит в стихах Алфавит в стихах
Занятие по логоритмике «Веселые овощи» для детей старшего дошкольного возраста Занятие по логоритмике «Веселые овощи» для детей старшего дошкольного возраста

Отзывы к материалу: "Конспект открытого логопедического занятия для детей с ОНР — составление описательного рассказа по картине Левитана"

  1. Регина С.:

    Хороший конспект.

  2. людмила:

    Подробный, хороший конспект. Вполне можно применить в работе. Спасибо!

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.