Подготовила и провела:
учитель-логопед 1 кв. категории
Панькова Оксана Григорьевна
Цели занятия:
1. Познакомить детей со звуком и буквой «М». Соотнесение звука и буквы.
2. Уточнить произношение звука [М] и дать ему характеристику.
3. Учить выделять звук из состава слова и определять его позицию.
4. Развивать фонематический слух, память, внимание, общую и мелкую моторику.
Оборудование:
Символы знаков препинания: ! ?; красный и синий дома Звукобукворинска; символы звука- синий и зеленый кружки; предметные картинки со звуком [М] и 1 картинка - без. Для совместной работы: 3 шаблона буквы «ЭМ», клей – 3 шт, кисточки – 3 шт., материал – пластилин для детского творчества, бумажные разноцветные полоски, гречка.
Музыкальное оформление:
1. Песня «Азбука» В. Волиной из сборника «Музыкальный алфавит»,
2. CD « Музыкальная азбука». Буква «М».
Ход занятия:
1. Орг. момент
- Ребята, подойдите все ко мне.
- У нас сегодня на занятии гости. Поприветствуем дружно наших гостей. (Стульчики в игровой зоне группы расставлены полукругом.)
- А нас ждёт занимательное путешествие.
1, 2, 3, 4, 5 –
Путешествие пора нам начинать.
Вы друг другу улыбнитесь
И тихонечко садитесь.
- Итак, в путь!
2. Сообщение темы занятия.
- Сегодня мы будем путешествовать по городу Звукобукворинску. Это город звуков и букв. А помогать мне будут помощники - знаки препинания, которые охраняют спокойствие города.
Это Вопросительный знак – он будет задавать вопросы, Восклицательный знак — он будет рассказывать, и Запятая - обозначает переменку.
Логопед приглашает 2-х детей и просит их выполнять действия по тексту стихотворения.
Взялись за руки друзья
И сказали: «Ты да я - это мы».
А между тем получилась буква? …….. (ЭМ). А. Шибаев
- Правильно. Сегодня мы будем говорить о жителе Звукобукворинска звуке [М] и букве «ЭМ».
3. Соотнесение звука и буквы. Характеристика.
Итак, послушайте историю восклицательного знака о городе: В городе Звукобукоринске 2 улицы. Это улица Гласных и улица Согласных. На улице Гласных живут только поющие звуки – гласные А…, У…, И…, а на улице Согласных звуки петь не умеют П-п-п-п-п, Ш-ш-ш-ш, к-к-к-к-к-к — это согласные звуки.
Давайте узнаем, где в Звукобукворинске живёт звук «М»:
а) игра «Клубок»: м-м-м-м-м…
- ниточка рвётся, значит — звук петь не умеет.
б) Характеристика звука. Произнесение, различение твёрдый — мягкий звуки.
[М] — губки создают преграду воздуху. Этот звук — согласный. Согласные звуки бывают твёрдые и мягкие. Твёрдый звук [М] мы произнесём сердито, твёрдо и обозначим – кружок синего цвета.
- Игра «Оживи звук»- хоровое и выборочное произнесение звука [М].
А мягкий согласный [МЬ] мы произнесём мягко, по-доброму и обозначим — кружок зелёного цвета.
- Игра «Оживи звук»- хоровое и выборочное произнесение звука [МЬ].
Появляется Вопросительный знак и задаёт вопрос: На какой улице живет звук [М]. На улице Гласных – Согласных?
4. Выделение звука из состава слова и определение его позиции.
Под стульчиком у каждого ребенка индивидуальная картинка.
а) Игра «Назови картинку» по инструкции.
Инструкция логопеда:
На счет «РАЗ» — берём картинку в руки,
«ДВА» — на картинку смотрим,
«ТРИ» — картинку называем.
б) Игра «Что лишнее?» — лишняя та картинка, в составе которой нет звука [М].
- дети вместе определяют лишнюю картинку, без звука [М].
Ребенку с лишней картинкой — дают другую.
в) Игра «Определи место» звука в слове: начало, середина, конец слова.
Подумайте и сделайте правильный выбор.
- Встаньте те дети, у которых изображения начинаются со звука «М»;
- Встаньте те дети, у которых изображения заканчиваются звуком «М»;
- Встаньте те дети, у которых звук [М] посерединке;
Родители могут помогать сделать ребенку правильный ыбор.
После выполнения задания дети ставят картинку на панно.
4. Игра «День — ночь» — развитие внимания и памяти по предметным картинкам в составе 10 – 12 шт.
«ночь» – дети глаза закрывают, а логопед переворачивает картинку;
«день» — глаза открывают и угадывают скрытую картинку логопедом.
Появляется Запятая – а сейчас нас ждёт переменка.
5. Физ. минутка «Хозяйка однажды с базара пришла» — речевой рэп с развитием мелкой моторики пальцев рук.
Проводит воспитатель.
6. «Волшебная буква» — совместное выполнение задания детьми и родителями (на время – звучит песня В. Волиной « Алфавит»).
Дети делятся на 3 группы для совместной работы. В помощь к каждой группе — по 2 родителя. Каждой группе дается шаблон буквы «М».
Задание:
1 группе – сделать пластилиновую букву «ЭМ»,
2 группе – сделать гречневую букву,
3 группе – бумажную.
7. Выделение слов со звуком «М» на слух из песни «Музыкальная азбука» после прослушивания.
8. Итог занятия. Анализ деятельности детей.
КАК ЭТО БЫЛО: