Конспект открытого занятия по коррекции дисграфии обучающихся 2 класса

Темы:

Логопедическая: развитие фонематического анализа и синтеза слов различной звукослоговой структуры.

Лексическая: Зима.

Грамматическая: второй способ обозначения мягкости согласных на письме посредством мягкого знака; разделительный Ь.

Цели:

1.    Развивать фонематические обобщения в процессе упражнений по звуковому анализу и синтезу слов;
2.    Формировать умение различать на слух твердые и мягкие фонемы;
3.    Развивать слуховую память и слуховое восприятие;
4.    Научить обозначению мягкости согласных на письме с помощью Ь;
5.    Прививать умение ориентироваться в лексических и грамматических признаках слова;
6.    Расширять словарный запас прилагательных и глаголов по теме «Зима».

Оборудование: картинки, дидактический материал.

Ход занятия.

I.    Организационный момент.

Сядет тот кто назовет:

- последний месяц осени,
- первый месяц зимы,
- второй месяц зимы,
- последний месяц зимы,
- какое время года наступит после зимы,
- первый месяц весны,
- сколько месяцев длится зима.

II.    Проверка домашнего задания.

Каждый из детей загадывает по одной загадке. После отгадывания каждой загадки соответствующая картинка выставляется на доске.

Загадки:

•    Кручу, урчу, знать ничего не хочу. (Вьюга)

•    Летом бродит без дороги между сосен и берез. А зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос. (Медведь)

•    Кто всех пугается, под кустом скрывается? (Заяц)

•    Чтобы осень не промокла, не прокисла от воды, превратил он лужи в стекла, сделал снежными сады. (Мороз)

•    У нас под крышей белый гвоздь висит. Солнце взойдет, гвоздь упадет. (Сосулька)

III.    Выделение мягких согласных из слов отгадок. Запись слов – отгадок с комментированием и проговариванием.

- Назовите по картинкам слово, в котором последний согласный мягкий. (Медведь) Назовите последний звук в слове (ТЬ) А как мы напишем слово? (Медведь) Какую букву надо писать на конце слова? (Мягкий знак) Почему? (Потому что последний согласный мягкий).

- Почему в этом слове после М-Е? (Слово записывается в тетради с проговариванием и комментированием.)

- Назовите слово с мягким согласным в середине слова. (Сосулька.)

- Какой мягкий согласный в этом слове? (ЛЬ). Какой по счету этот звук? (5) Какую букву надо писать после буквы Л? Почему?

- Найдите слово с мягким согласным в начале слова. (Вьюга) Какой мягкий звук? (ВЬ). Сливается ВЬ с последующими звуками или разделяется в произношении: Вь-юга? (Не сливается) Какую букву надо писать после В? (Ь) Какой это мягкий знак? (Разделительный) Почему? (ВЬ не сливается с Ю)

Запись слова.

IV.    Сообщение темы урока.

- Сегодня мы будем продолжать работать над словами, в которых пишется Ь.

V.      Развитие звукобуквенного анализа и синтеза слов.

1.  Развитие фонематического синтеза. Отгадайте слово по начальным буквам названий картинок:

Листья (ЛЬ)
Дерево (ДЬ)
Индюк (И)
Ножницы (Н)
Ананас (А)

Это слово: ЛЬДИНА

2.  Развитие фонематического анализа

а) Отгадывание слова.

- Это слово – часть суток; чтобы узнать это слово, вы должны задать вопросы о звуках и буквах этого слова.

Дети задают вопросы: Сколько звуков в слове? Сколько букв? В этом слове первый согласный твердый или мягкий? (Это слово ДЕНЬ)

б)  Работа с цифровым рядом.

У каждого ученика Цифровой ряд.

Логопед называет слово и задает следующие вопросы: Сколько звуков в этом слове? Сколько букв? На каком по счету месте надо писать Ь? Почему?

Предлагаемые слова: ХЛОПЬЯ, ДЕНЬКИ, ЖИЛЬЕ, ДЕКАБРЬ.

в) Развитие позиционного анализа.

На доске картинки: коньки, деревья, голубь, ель, календарь.

Логопед предлагает назвать картинки:

- Возьмите картинку, название которой состоит из одного слога (ЕЛЬ).

- Какой согласный звук в конце слова?(ЛЬ).

- Как он обозначается на письме? (Буквами Л и Ь).

- Возьмите картинку, в названии которой звук ВЬ между гласными Е и Я (ДЕРЕВЬЯ).

- Какую букву вы напишите перед Я? (Ь ) Какой это мягкий знак? (Разделительный) Что он показывает? (Что согласный ВЬ не сливается с гласной Я).

- Возьмите картинку, в названии которой после А слышится РЬ.

- Какую последнюю букву вы напишите в конце слова? (Ь) Почему?

- Возьмите картинку, в названии которой У слышится перед ПЬ (Голубь) А какие буквы вы напишите в конце этого слова? (БЬ) Почему?

VI.  Работа со словосочетаниями.

- О каком времени года вам напоминают слова: вьюга, метель, сосульки? (О зиме) После какого времени года приходит зима? (После осени) А какому времени года уступает она свои права? (Весне)

- Какие мягкие согласные слышатся в конце названий зимних месяцев? (РЬ, РЬ, ЛЬ)

- В декабре уже морозы, правда, не такие сильные, как в январе. Как можно по-другому сказать вместо МОРОЗЫ В ДЕКАБРЕ? (Декабрьские морозы) В слове ДЕКАБРЬСКИЕ после какой  буквы напишите Ь? (После Р). ЯНВАРСКАЯ – какие мягкие согласные звуки? (Их нет) Надо ли писать Ь после Р в слове ЯНВАРСКАЯ? (Нет) Почему ? (Р-твердый звук)

- В феврале уже становится теплее, иногда бывают даже оттепели; как назвать ОТТЕПЕЛЬ В ФЕВРАЛЕ? (Февральская оттепель) В слове ФЕВРАЛЬСКАЯ пишется Ь? После какой буквы? (Л) Почему?

Запись родственных слов: ДЕКБРЬ-ДЕКАБРЬСКИЙ, ЯНВАРЬ-ЯНВАРСКИЙ, ФЕВРАЛЬ-ФЕВРАЛЬСКИЙ.

VII.     Работа с текстом.

- Известный русский поэт А. Блок написал очень красивое стихотворение о зиме. Оно написано на доске, но некоторые слова в нем зашифрованы. Их надо отгадать, и тогда мы сможем прочитать выразительно это стихотворение.

На доске стихотворение, в некоторых словах пропущены буквы.

Снег да снежные узоры,
В поле  в (5-2), разговоры,
В  п (4-4)  часов уж  т (4-2).
Д (4-4)  — к(6-4), снежки, салазки:
Вот она зима.

Логопед объясняет шифровку слов: первая цифра означает, сколько букв в слове, а вторая – на каком месте пишется Ь (слова: ВЬЮГА, ПЯТЬ, ТЬМА, ДЕНЬ, КОНЬКИ)

Дети выходят к доске и вписывают слова в текст. А потом выразительно читают написанное стихотворение.

VII.  Подведение итогов занятия.

Сорокатая Олеся Фёдоровна,
учитель – логопед
СОШ № 13 г. Нерюнгри РС (Якутия)

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (4 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Транспорт» Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Транспорт»
План-конспект совместного занятия с детьми и родителями старшей возрастной группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей» План-конспект совместного занятия с детьми и родителями старшей возрастной группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей»
План-конспект совместного занятия с детьми и родителями средней группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей» План-конспект совместного занятия с детьми и родителями средней группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей»
Конспект НОД в средней группе для детей с ТНР. Тема: Предлог НА Конспект НОД в средней группе для детей с ТНР. Тема: Предлог НА

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.