Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста по формированию лексико-грамматических категорий

Конспект занятия КосмосВ конспекте занятия определены содержания работы по развитию грамматической стороны речи с целью формирования у детей:

  • правильного образования множественного числа существительных;
  • самостоятельного образования новых форм слова;
  • правильного образования трудных форм повелительного наклонения глаголов;
  • правильного образования притяжательных и относительных прилагательных;
  • правильного согласования существительных с прилагательными, числительными, местоимениями;
  • правил согласования слов в предложениях с использованием предлогов;
  • умения грамматически правильно строить предложения (простые, сложносочиненные и сложноподчиненные);
  • навыков связной речи.

Предлагаемый практический материал может быть рекомендован к использованию в логопедической практике на фронтальных и подгрупповых занятиях в ДОУ, как комбинированного, так и специализированного вида, в работе с детьми с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста.

Конспект коррекционно-развивающего занятия
с детьми старшего дошкольного возраста
по формированию лексико-грамматических категорий

Тема: «Космическое путешествие»

Цель занятия: Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи по теме «Космос».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Углубить и расширить знания детей о космосе , активизировать словарь по теме. (Интеграция образовательной области «Познание»).
  • Формировать умение образовывать существительные с помощью суффиксов(Интеграция образовательной области «Коммуникация»).
  • Учить образовывать родственные слова (Интеграция образовательной области «Коммуникация»).
  • Совершенствовать навык отгадывания загадок (Интеграция образовательной области «Коммуникация»).
  • Формировать умение составлять описательный рассказ о временах года. (Интеграция образовательной области «Коммуникация»).

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать стремление изучать живых обитателей Земли и Космоса .. (Интеграция образовательной области «Познание»).
  • Воспитывать доброжелательность, самостоятельность, инициативность, эмоциональность на занятии. Интеграция образовательной области «Социализация»).
  • Воспитывать умение слушать логопеда и сверстников , при необходимости помочь товарищу (Интеграция образовательной области «Коммуникация»).
  • Приучать детей беречь материалы, убирать их на место после работы. (Интеграция образовательной области «Труд»).

Коррекционно-развивающие:

  • Формировать потребность в двигательной активности через выполнение упражнений в динамической паузе (Интеграция образовательной области «Физическая культура»).
  • Укреплять и развивать двигательную активность речевого аппарата через артикуляционную гимнастику (Интеграция образовательной области «Коррекция»).
  • Закреплять умение точно сочетать темп и ритм речи с движениями (Интеграция образовательной области «Коррекция»)
  • Формировать зрительное восприятие, умение ориентироваться в пространстве. (Интеграция образовательной области «Коррекция»)

Ход занятия:

Звучит музыка «Звукозапись космических шумов».

Логопед вносит в группу куклу Лунатик.

Логопед: Ребята, к нам прибыл гость с другой планеты. Его зовут Лунатик. С Лунатиком случилось несчастье, его космический корабль потерпел крушение и он попал к нам на землю.

Лунатик: Я никогда не был на земле и ничего не знаю о вашей планете. Не могли бы вы рассказать о ней.

Логопед: Конечно, Лунатик, дети с удовольствием расскажут тебе о временах года , которые бывают на нашей планете Земля.

Дети составляют рассказы о временах года с опорой на схемы.

«Осень» (Примерный рассказ по схеме)

Осенью солнышко светит, но слабо согревает землю. Становится холодно. Часто идут дожди. Листья на деревьях меняют свой цвет на желтый, красный, оранжевый и багряный, поэтому осень и называют «золотой».

Животные готовятся к зиме: некоторые, как ежи и медведи, впадают в спячку. А другие, как белки и мышки, запасают на зиму корм. Все животные осенью линяют—меняют летний мех на теплый зимний.

Птицы собираются в стаи и улетают в теплые края.

Люди на полях и в садах собирают урожай овощей и фруктов.

«Зима»  (Примерный рассказ по таблице)

Зима — самое холодное время года. Зимой бывает мороз, часто идет снег, метут метели. Речки замерзают и покрываются льдом. На деревьях лежит иней. Прилетают самые красивые из зимующих птиц — снегири. Люди надевают теплую зимнюю одежду: меховые шапки, шубы, шерстяные варежки и шарфы, сапожки и ботинки.

Все дети очень любят зиму. В это время года можно играть в снежки, лепить снеговиков, кататься на санках, коньках и лыжах. А еще зимой бывает самый лучший праздник — Новый год.

«Весна»

Наступает весна. Солнышко светит ярче, «заплакали» сосульки с крыш. Снег тает, и на первых проталинах появляются подснежники. Перелетные птицы стаями возвращаются из теплых стран. Они вьют гнезда и выводят птенцов. Животные побуждаются от зимней спячки. Появляются первые насекомые.

Логопед: Ребята, Лунатику очень понравились ваши рассказы о земле, но он говорит, что в космосе можно тоже встретить много интересного и красивого. Он приглашает нас в звездное путешествие. Вы согласны? (Да)

Логопед: Я буду командиром корабля, а вы ребята должны обязательно меня слушаться. Скажите, как называется одежда космонавта? (скафандр). Откуда космонавты начинают свой путь? (с космодрома). Ребята, я предлагаю надеть космическую одежду (дети надевают воображаемые ботинки на липучках, скафандр, шлем, проверяют связь).

Лунатик: Через 3 минуты наш корабль отправляется в полёт. Вы готовы? (Да)

Окрашен космос в черный цвет
Поскольку атмосферы нет,
Ни ночи нет, ни дня,
Там нет земной голубизны,
Там виды странны и чудны.
И звёзды сразу все видны
И солнце, и Луна.(В. Леников).

Лунатик: Отправиться в путешествие в звёздную страну я предлагаю вам на «волшебном звездолёте» (большой стул, накрытый серебристой тканью, украшенной звёздами). Дети рассаживаются вокруг «звездолёта».

Лунатик: К полёту мы уже готовы, но вот беда. У моего «звездолёта» закончилось топливо. А подняться в высь он сможет, если вы мне поможете заправить его словами родственниками.

Подбор родственных слов:

Игра «Слова-родственники»

Выбрать только те слова, которые нам подходят:

  1. Луна, луноход, лунка, лунный( луна, луноход, лунный)
  2. Солнце, сон, солнечный, солнышко. (Солнце, солнечный, солнышко).
  3. Космос, косматый, космонавт, космический. (Космос, космонавт, космический)
  4. Планета, план, планетный, планетарий. (Планета, планетный, планетарий)

Почему выбрали эти слова? (Это слова-родственники).

Лунатик:

Вот мы сели в Звездолет,
Отправляемся в полет.
Продырявим атмосферу,
Держим курс свой на Венеру.
(звучат звуки космоса).
Она мимо промелькнула,
Также солнышко сверкнуло.
А наш с вами Звездолет
Так и просится вперед.
Вот созвездье Гончих Псов,
Чуть подальше — Близнецов.

А мы выбрали вот эту симпатичную планету.

Лунатик: Наш корабль сделал посадку на неизвестной планете. Давайте выйдем из звездолёта и посмотрим, чем хороша эта планета?

Логопед: Ребята, возьмите с собой подзорную трубу, чтобы лучше рассмотреть эту планету.

Этюд «Подзорная труба». Выразительные движения: кисти зафиксированы на одной линии у глаза, а пальцы сложены так, что в них можно смотреть — это подзорная труба). При повороте головы вправо или влево (вверх или вниз), переводим руки так, чтобы можно было смотреть, делаем вид, что смотрим вдаль. Логопед просит каждого ребенка рассказать, что он видит в подзорную трубу.

Лунатик: Эта планета, почему-то, вся красная. Как вы думаете, как она называется? (Марс).

Логопед: А как называют жителей этой планеты?(марсиане)

Марсиане: Кто вы и зачем пожаловали на нашу планету?

Лунатик: Я лунатик, а это мои друзья Земляне. Мы совершаем космическое путешествие.

Марсиане: Веселого вам путешествия, мы всегда будем рады видеть вас на нашей планете.

Лунатик: Нам пора прощаться с вами и отправиться в дальнейшее путешествие. (Дети садятся вокруг воображаемого звездолета)

Логопед: Ребята, нам надо дозаправить наш звездолет загадками, чтобы он поднялся в высь.

Отгадывание загадок:

  • Белые звездочки вечером расцветают, а утром увядают. (звёзды)
  • Искры небо прожигают, а до нас не долетают. (метеориты)
  • Украшал ночную синь серебристый апельсин.
  • А прошла неделя только — о него осталась долька. (луна и месяц)
  • Кто-то утром не спеша надувает красный шар,
  • А как выпустит из рук станет вдруг светло вокруг. (Солнце)

Лунатик: Вот и заправился наш Звездолет. К полёту приготовились — 3-2-1-Пуск!

Логопед: Ребята, посмотрите, что там видно в иллюминаторе (метеориты, звезды, планеты)

Логопед: Давайте посчитаем, сколько мы увидим метеоритов, звёзд и планет.

Согласование существительных с числительными.

  • Одна яркая звезда, две яркие звезды, три яркие звезды, четыре яркие звезды, пять ярких звёзд.
  • Одна далекая планета, две далеких планеты……
  • Один большой метеорит, два больших метеорита….

Лунатик: Внимание, наш звездолет совершил посадку на неизвестной планете.

Логопед: Я знаю, как называется эта планета. Это неизвестная Планета Роботов. На эту планету упало много Астероидов, то есть космического мусора. Давайте поможем жителям этой планеты очистить её от космического мусора. (Показывает детям карточки с условно-схематическими обозначениями действий робота (человека).

Дети под музыку «Планета роботов» выполняют движения, зрительно ориентируясь на эти изображения.

  • робот стоит прямо;
  • робот нагнулся;
  • робот взял предмет;
  • робот идёт;
  • робот положил предмет в корзину.

Лунатик: Мы помогли очистить планету от астероидов и нам пора возвращаться на землю. Займите места в звездолете. (Дети становятся вокруг «звездолета»).

Речь с движением.

На луне жил звездочет. (смотрят в «телескоп»)
Он планетам вёл учет; (показать в небо рукой)
Меркурий раз; (описать круг руками)
Венера- два-с (хлопок)
Три-Земля, четыре-Марс (присесть)
Пять-Юпитер, шесть-Сатурн (наклоны вправо-влево)
Семь-Уран, восемь-Нептун (наклоны вперед,назад)
Девять-дальше всех Плутон (прыжок)
Кто не верит-выйди вон! (развести руки в стороны).

Лунатик: Наш корабль успешно приземлился, вам пора покинуть звездолет. А я улетаю на свою планету Луна и жду вас к себе в гости.

Логопед: Ребята, давайте поблагодарим Лунатика за интересное путешествие и пожелаем ему счастливого пути.
Нам нужно снять шлем, скафандр, ботинки (снимают воображаемые вещи) и оставить их до следующего космического путешествия.

Список литературы:

  1. Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логопедические игры и задания. С-пб., «Каро». 2001.
  2. Быкова И.А. Обучение детей грамоте в игровой форме. СПб., «Детство–Пресс», 2005.
  3. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. СПб., «Детство–Пресс», 2009

Конорева Любовь Васильевна,
МАДОУ детский сад № 66,
г. Белгород

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (3 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР на тему: «Звук и буква С» Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР на тему: «Звук и буква С»
Использование наглядности при работе над связной речью с детьми с ОНР III уровня речевого развития Использование наглядности при работе над связной речью с детьми с ОНР III уровня речевого развития
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [ш] в словах Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [ш] в словах
Игра-соревнование «В мире гласных звуков» для детей старшей логопедической группы ДОУ с родителями Игра-соревнование «В мире гласных звуков» для детей старшей логопедической группы ДОУ с родителями

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.