В помощь начинающему логопеду.
Понимание различных языковых явлений у дошкольников часто формируется только опытным, практическим путем. Так, для понимания темы «Ударение в слове» ребенок должен почувствовать ритм. Ритм музыки, ритм движения в танце и спорте, повторяющиеся элементы графического узора, ритм природных явлений, ритм дыхания, ритм стиха…
Способность ребенка чувствовать ритм во всем можно и нужно развивать! Именно поэтому в ходе подготовки к занятию по этой теме (или серии занятий), необходимо вызвать у детей исследовательский интерес к языковым явлениям, увлечь их игрой со звуковой оболочкой слова, научить использовать вновь приобретенный опыт.
Я предлагаю вашему вниманию конспект логопедического занятия по теме «Ударение», которое можно взять за основу при планировании работы по данной теме.
Тема: «Ударение».
Цель: практическое усвоение детьми темы «Ударение».
Задачи:
- Создавать у детей мотивацию к исследовательской деятельности;
- Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;
- Развивать способности к анализу и синтезу;
- Развивать линейную вербальную память;
- Учить детей делать обобщение, формулировать выводы, подводить итог проделанной работе.
Оборудование:
- Предметные картинки (замок, замок, сани, мячи, часы, розы, паук, сова, мухи, дети, окно, очки, лиса, коза, утка, река, рыбы, вода.)
- Карточки-схемы двухсложных слов с ударением на первом и втором слоге.
Ход занятия:
1. Организационный этап.
Цели:
- Создавать у детей мотивацию к исследовательской деятельности, дать детям представление о смыслообразующей роли ударения.
- Развивать у детей чувство ритма и воспитывать умение передать услышанный ритм.
Ваши глазки смотрят … и все видят
Ваши ушки слушают… и все слышат.
А слушать и слышать — эти умения нам сегодня ой как понадобятся на уроке. Потому что наша тема … Лучше вы сами ее потом назовете. А пока внимательно слушайте сказку:
«В одном царстве, в тридесятом государстве жил принц. Однажды он пошел на охоту и заблудился. Стал искать дорогу назад. Идет юноша по лесу, слушает голоса птиц:
Тук-тук-тук – стучит дятел. (Логопед отстукивает карандашом ритм: х-х-х)
Ку-ку, ку-ку, ку-ку! — кукушка разговаривает. (х-Х, х-Х, х-Х)
Динь-ди-линь, динь-ди-линь! — маленькая пеночка с ветки на ветку впереди летит, дорогу показывает. (Х-х-х, Х-х-х, Х-х-х)
Пошел за ней принц и выбрался из леса на большую поляну. А на этой поляне стоял …
Как вы думаете, что увидел принц? Я вам подскажу (показ замка).
Правильно, стоял замок.
А на дверях замка висел большой … (вторая картинка)
Правильно, замок.
Что увидел принц? (Замок и замок)
Я произнесу эти слова медленно, по слогам. А вы слушайте. Похожи эти слова? (Похожи) Сколько слогов в этих словах? (два)
Запишем схемы этих слов.
А произносим мы их одинаково? (Нет)
В чем же различие? (Один слог мы произносим с большей силой, сильнее выдыхаем, громче и протяжнее, выделяем его голосом.)
Правильно, один слог в словах мы выделяем голосом. Словно ударяем по нему с силой. И называется такой слог ударным.
В книгах для обозначения ударения ставится специальный знак «/». Он помогает нам правильно прочитать слова и понять их смысл.
На схемах слова мы с вами тоже будем ставить такие знаки.
Что же такое ударение? (Это когда мы выделяем какую-то часть слова.)
Физкультминутка.
Давайте вспомним, каких птиц слышал птиц в лесу? (дети называют, какую первую, какую вторую, какую третью)
Проверим, хорошо ли вы слушали. Кто стучал: тук-тук-тук? Дятел.
Послушайте, как он стучал (отстучать равномерный стук: х-х-х)
А как разговаривала кукушка? Кто мне прохлопает? (х-Х,х-Х,х-Х)
А как маленькая пташка? (Х-х-х,Х-х-х)
Как капает вода: кап-кап-кап (х-х-х)
Как стучит наше сердце: тук-ТУК,тук-ТУК.
Часы идут: ТИК-так, ТИК-так.
Везде в природе есть ритм.
А у нас в словах есть ударение.
2 этап: Практическое усвоение темы «Ударение».
Цели:
- Закрепить у детей понятие об ударении.
- Учить детей находить ударный слог и ударный гласный звук в двусложных словах с открытыми слогами и в двусложных словах со стечением согласных в середине слова.
- Учить детей составлять графические схемы слов, обозначать в схемах ударение.
Послушайте, как я произнесу слова: со-ва, ру-ка, зи-ма. (По слогам.)
А все слоги я произнесла одинаково? (Нет) А какие слоги я выделяла голосом?
Как называются слоги, которые мы выделяем голосом? (Ударные)
Правильно, в ударном слоге мы протяжно произносим гласный звук (голосом выделяем), и значок «ударение» ставится над гласным звуком.
А) У доски разбирается слово « сани», записывается схема по слогам с указанием гласных и постановкой ударения.
Что здесь нарисовано? (Сани.)
Какой вопрос мы зададим к этому слову? (Что.)
Значит, какое это слово? (Слово-предмет.)
Сколько слогов в этом слове? Почему два слога? (Так как два гласных звука)
Назовите первый? Назовите второй?
Давайте запишем это слово на доске и начертим его схему.
Подумай, над каким гласным звуком мы поставим знак «ударение»?
Произнеси это слово так, чтобы сразу было слышно, на какой слог падает ударение.
Б) На столе картинки с двухсложными словами из открытых слогов: мячи, часы, розы, паук, сова, мухи, дети, лиса….
Я буду называть картинки, на которых изображены предметы. А вы — определять, какой слог ударный. Повторим еще раз, какой слог мы называем ударным? (Тот, который выделяем — отвечают несколько детей)
Раздаются схемы слов с ударением на первом и втором слоге.
Перед вами схемы слов. В одной значок ударения стоит над первым слогом, на другой – над вторым. Покажите, какая схема подходит к слову … (логопед показывает одну из картинок).
Ваня, скажи, на какой слог падает ударение?
Докажи это: произнеси так, чтобы мы все это услышали.
Кто может назвать все слова, которые мы разбирали?
В) Я вам загадаю загадку. Кто угадает, запишет на доске схему слова отгадки:
Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый — все довольны,
Так приятен он на вкус,
И зовут его – … (арбуз)
Сколько слогов в этом слове?
Какой слог ударный?
Г) Придумайте слова, которые мы можем записать схемой ___ _/__, _/_ __.
Кто придумает слово к первой схеме? Ко второй?
Какие слоги мы с вами выделяли в словах? (ударные)
А как мы их обозначали на схемах (Специальным знаком).
Итог занятия.
О чем мы сегодня говорили на занятии? (Об ударении).
Зачем нужно правильно ставить ударение в словах? (чтобы не запутаться и правильно понимать слова – вспомним Принца).
Оценка работы детей.
Е.М.Топоркова,
учитель-логопед высшей квалификации,
ГБОУ СОШ № 1995 г. Москва