Конспект логопедического занятия по теме «Ударение»

УдарениеВ помощь начинающему логопеду.

Понимание различных языковых явлений у дошкольников часто формируется только опытным, практическим путем. Так, для понимания темы «Ударение в слове» ребенок должен почувствовать ритм. Ритм музыки, ритм движения в танце и спорте, повторяющиеся элементы графического узора, ритм природных явлений, ритм дыхания, ритм стиха…

Способность ребенка чувствовать ритм во всем можно и нужно развивать! Именно поэтому в ходе подготовки к занятию по этой теме (или серии занятий), необходимо вызвать у детей исследовательский интерес к языковым явлениям, увлечь их игрой со звуковой оболочкой слова, научить использовать вновь приобретенный опыт.

Я предлагаю вашему вниманию конспект логопедического занятия по теме «Ударение», которое можно взять за основу при планировании работы по данной теме.

Тема: «Ударение».

Цель: практическое усвоение детьми темы «Ударение».

Задачи:

  1. Создавать у детей мотивацию к исследовательской деятельности;
  2. Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;
  3. Развивать способности к анализу и синтезу;
  4. Развивать линейную вербальную память;
  5. Учить детей делать обобщение, формулировать выводы, подводить итог проделанной работе.

Оборудование:

  • Предметные картинки (замок, замок, сани, мячи, часы, розы, паук, сова, мухи, дети, окно, очки, лиса, коза, утка, река, рыбы, вода.)
  • Карточки-схемы двухсложных слов с ударением на первом и втором слоге.

Ход занятия:

1. Организационный этап.

Цели:

  1. Создавать у детей мотивацию к исследовательской деятельности, дать детям представление о смыслообразующей роли ударения.
  2. Развивать у детей чувство ритма и воспитывать умение передать услышанный ритм.

Ваши глазки смотрят … и все видят

Ваши ушки слушают… и все слышат.

А слушать и слышать — эти умения нам сегодня ой как понадобятся на уроке. Потому что наша тема … Лучше вы сами ее потом назовете. А пока внимательно слушайте сказку:

«В одном царстве, в тридесятом государстве жил принц. Однажды он пошел на охоту и заблудился. Стал искать дорогу назад. Идет юноша по лесу, слушает голоса птиц:

Тук-тук-тук – стучит дятел. (Логопед отстукивает карандашом ритм: х-х-х)

Ку-ку, ку-ку, ку-ку! — кукушка разговаривает. (х-Х, х-Х, х-Х)

Динь-ди-линь, динь-ди-линь! — маленькая пеночка с ветки на ветку впереди летит, дорогу показывает. (Х-х-х, Х-х-х, Х-х-х)

Пошел за ней принц и выбрался из леса на большую поляну. А на этой поляне стоял …

Как вы думаете, что увидел принц? Я вам подскажу (показ замка).

Правильно, стоял замок.

А на дверях замка висел большой … (вторая картинка)

Правильно, замок.

Что увидел принц? (Замок и замок)

Я произнесу эти слова медленно, по слогам. А вы слушайте. Похожи эти слова? (Похожи) Сколько слогов в этих словах? (два)

Запишем схемы этих слов.

А произносим мы их одинаково? (Нет)

В чем же различие? (Один слог мы произносим с большей силой, сильнее выдыхаем, громче и протяжнее, выделяем его голосом.)

Правильно, один слог в словах мы выделяем голосом. Словно ударяем по нему с силой. И называется такой слог ударным.

В книгах для обозначения ударения ставится специальный знак «/». Он помогает нам правильно прочитать слова и понять их смысл.

На схемах слова мы с вами тоже будем ставить такие знаки.

Что же такое ударение? (Это когда мы выделяем какую-то часть слова.)

Физкультминутка.

Давайте вспомним, каких птиц слышал птиц в лесу? (дети называют, какую первую, какую вторую, какую третью)

Проверим, хорошо ли вы слушали. Кто стучал: тук-тук-тук? Дятел.

Послушайте, как он стучал (отстучать равномерный стук: х-х-х)

А как разговаривала кукушка? Кто мне прохлопает? (х-Х,х-Х,х-Х)

А как маленькая пташка? (Х-х-х,Х-х-х)

Как капает вода: кап-кап-кап (х-х-х)

Как стучит наше сердце: тук-ТУК,тук-ТУК.

Часы идут: ТИК-так, ТИК-так.

Везде в природе есть ритм.

А у нас в словах есть ударение.

2 этап: Практическое усвоение темы «Ударение».

Цели:

  1. Закрепить у детей понятие об ударении.
  2. Учить детей находить ударный слог и ударный гласный звук в двусложных словах с открытыми слогами и в двусложных словах со стечением согласных в середине слова.
  3. Учить детей составлять графические схемы слов, обозначать в схемах ударение.

Послушайте, как я произнесу слова: со-ва, ру-ка, зи-ма. (По слогам.)

А все слоги я произнесла одинаково? (Нет) А какие слоги я выделяла голосом?

Как называются слоги, которые мы выделяем голосом? (Ударные)

Правильно, в ударном слоге мы протяжно произносим гласный звук (голосом выделяем), и значок «ударение» ставится над гласным звуком.

А) У доски разбирается слово « сани», записывается схема по слогам с указанием гласных и постановкой ударения.

Что здесь нарисовано? (Сани.)

Какой вопрос мы зададим к этому слову? (Что.)

Значит, какое это слово? (Слово-предмет.)

Сколько слогов в этом слове? Почему два слога? (Так как два гласных звука)

Назовите первый? Назовите второй?

Давайте запишем это слово на доске и начертим его схему.

Подумай, над каким гласным звуком мы поставим знак «ударение»?

Произнеси это слово так, чтобы сразу было слышно, на какой слог падает ударение.

Б) На столе картинки с двухсложными словами из открытых слогов: мячи, часы, розы, паук, сова, мухи, дети, лиса….

Я буду называть картинки, на которых изображены предметы. А вы — определять, какой слог ударный. Повторим еще раз, какой слог мы называем ударным? (Тот, который выделяем — отвечают несколько детей)

Раздаются схемы слов с ударением на первом и втором слоге.

Перед вами схемы слов. В одной значок ударения стоит над первым слогом, на другой – над вторым. Покажите, какая схема подходит к слову … (логопед показывает одну из картинок).

Ваня, скажи, на какой слог падает ударение?

Докажи это: произнеси так, чтобы мы все это услышали.

Кто может назвать все слова, которые мы разбирали?

В) Я вам загадаю загадку. Кто угадает, запишет на доске схему слова отгадки:

Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый — все довольны,
Так приятен он на вкус,
И зовут его – … (арбуз)

Сколько слогов в этом слове?

Какой слог ударный?

Г) Придумайте слова, которые мы можем записать схемой ___ _/__, _/_ __.

Кто придумает слово к первой схеме? Ко второй?

Какие слоги мы с вами выделяли в словах? (ударные)

А как мы их обозначали на схемах (Специальным знаком).

Итог занятия.

О чем мы сегодня говорили на занятии? (Об ударении).

Зачем нужно правильно ставить ударение в словах? (чтобы не запутаться и правильно понимать слова – вспомним Принца).

Оценка работы детей.

Е.М.Топоркова,
учитель-логопед высшей квалификации,
ГБОУ СОШ № 1995 г. Москва

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (5 понравилось, средний балл: 4,60 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Логопедическая викторина Логопедическая викторина
Звуки С-Ш — конспекты логопедических подгрупповых занятий для детей ФФНР Звуки С-Ш — конспекты логопедических подгрупповых занятий для детей ФФНР
Конспект открытого логопедического занятия по связной речи на тему «Дикие животные наших лесов» Конспект открытого логопедического занятия по связной речи на тему «Дикие животные наших лесов»
Логопедическое занятие в 1 классе на тему «Путешествие Буратино по стране звуков» Логопедическое занятие в 1 классе на тему «Путешествие Буратино по стране звуков»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.