Конспект логопедического занятия «Родственные слова»

Родственные, однокоренные словаКонспект логопедического занятия «Родственные слова» предназначен для учащихся 3 класса, посещающих логопункт с логопедическим диагнозом «Недостатки чтения и письма, обусловленные НВОНР», 2 этап.

Тема. Родственные слова.

Цели.

Коррекционно-образовательные:

  • познакомить детей с родственными и однокоренными словами ;
  • закрепить знания детей о правописании родственных слов;
  • развивать навыки словообразования.

Коррекционно-развивающие:

  • учить выделять корень слова;
  • учить детей работе со словарными словами;
  • развивать память.

Коррекционно-воспитывающая:

  • развивать коммуникативные навыки детей.

Ход урока.

1. Коррекционная работа по развитию артикуляционного праксиса и мелкой моторики ( комплекс сопряженной гимнастики).

2. Развитие слухового восприятия.

- снег, снежные, снегири, снеговик.
- лес, лесник, лесной, лесок.
- радость, радостный, рад.
- желтый, желток, желтеть, желтизна.
- бегать, беглец, беглый, бегун.
- дарить ,подарок, дареный, дар.
- чистить, чисто, чистота, чистый.
- морозить. морозный, заморозки.
- ходить, походка, походный.
- озеленять, зелень, зелёный.

4. Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока.

5. Коррекционная работа лексическом уровне.

Задание 1.

- Посмотрите, я посадила необычное дерево. У него необычные личсточки, на которых записаны слова. И корни у этих деревьев тоже необычные — около них записаны части слова.

Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым,
Был он просто словом.
Это слово, словно корень,
Разрастаться стало вскоре.
И плоды нам принесло -
Стало много новых слов.

- Вот так происходит и с нашими загадочными деревьями. Давайте запишем слово, от которого образованы все слова-листочки и выделим корень каждого слова.

Дети записывают слова. Отмечают в них корень: САД — садик, садовый, садовник, садовод, рассада, посадка.

- Вспомните, как мы обозначаем корень в однокоренных словах?

- Как будем писать корень во всех этих словах? (одинаково)

Задание 2.

- От слов, обозначающих предметы, образуйте слова, обозначающие признаки предмета, действие предмета.

Какой? Что делает?

дым
игра
шум
мороз

- Запишите слова. Выделите корень. Являются ли они родственными?

Задание 3.

Игра « Собери группы слов».

- Распределить карточки так, чтобы в каждой группе находились слова, близкие по смыслу и с одинаковым корнем.

Учитель, воробей, ворона, воронёнок, учить, берёза, подберёзовик, воробушек, ученик, воробьиха, берёзовый, воробьиное.

Задание 4.

- Посмотрите на доску. Прочитайте пары слов. Выделите корень. Являются ли эти слова родственными родственными?

Рис — рисунок
Вода — водить
Гора — горевать

Задание 5.

Различение слов с одинаковым корнем и родственных слов.

- Посмотрите, подул сильный ветер и унес с деревьев листочки. Они перепутались. Давайте подумаем с какого дерева улетел каждый листочек.

Горе, горка, горюшко, горемыка, горочка, пригорок, высокогорье, горемычный.

Физкультминутка.

Упражнения для шейного отдела позвоночника.

Каждое упражнение выполнять 6 – 8 раз.

1. Скольжение подбородком по грудине вниз.
2. «Черепаха»: наклоны головы вперёд-назад. Наклоны головы вправо-влево.
3. «Собачка»: вращение головы вокруг воображаемой оси, проходящей через нос и затылок.
4. «Сова»: поворот головы вправо-влево.
5. «Тыква»: круговые движения головой в одну и другую сторону.

1. Коррекционная работа на синтаксическом уровне.

Индивидуальная работа по карточкам.

- Прочитайте текст. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова. Укажите в словах корень.

Карточка №1.

На огонь летит маленький … .
Солнце, луна, звёзды- небесные … .
В комнате стало … от огня.
Вдалеке я увидел тусклый … .
Зимой солнце …, но не греет.
Скоро наступит … и станет совсем … .

Слова для справок: свет, светло, светит, светлячок, светает, рассвет, светила.

Карточка №2.

- Сегодня у нас был урок… .
На излучине реки стоял … и смотрел вдаль.
Я повесил свой … на стену около дивана.
Мой брат Саша очень любит … .
Это была … на тему «Осень».

Слова для справок: рисунок, рисовать, рисование, зарисовка, рисовальщик.

Карточка №3.

Мама купила в магазине для плова … .
Куда ни глянешь всюду … поля.
Сегодня на поле приехал главный … .
Дедушка аккуратно перебирал … крупу, складывая … к … .
Мама приготовила на обед вкусный … суп.

Слова для справок: рис, рисовод, рисовый, рисинка.

6. Итог урока.

Чернова Татьяна Вячеславовна,
учитель-логопед,
МБОУ СОШ №8, г. Ноябрьск

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: «Звуки [в] — [в’]. Буква В» Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: «Звуки [в] — [в’]. Буква В»
Речевая викторина «Умники и Умницы» Речевая викторина «Умники и Умницы»
Тематическое речевое развлечение на тему «Наша Армия сильна!» Тематическое речевое развлечение на тему «Наша Армия сильна!»
Конспект непосредственной коррекционно-образовательной деятельности в подготовительной к школе группе для детей с ОНР по обучению грамоте с элементами театрализации на тему:  «Цирковая афиша» Конспект непосредственной коррекционно-образовательной деятельности в подготовительной к школе группе для детей с ОНР по обучению грамоте с элементами театрализации на тему: «Цирковая афиша»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.