Конспект логопедического занятия в старшей группе с ФФНР: «Приключения звуков С и Ш»

Звуки С-ШАннотация: подгрупповое логопедическое занятие с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи на дошкольном логопункте.

Конспект логопедического занятия в старшей группе с ФФНР: «Приключения звуков С и Ш».

Задачи:

I. Образовательные:

  1. Закрепление и дифференциация моторных образов звуков С и Ш.
  2. Дифференциация слуховых образов звуков С и Ш.
  3. Формировать навыки слухового анализа.
  4. Закрепление звуков в слогах, в словах, в предложениях и во фразовой речи.

II. Коррекционные:

  1. Продолжать развивать зрительную память и восприятие.
  2. Работать над продолжительностью речевого выдоха и дифференциацией речевого и носового выдоха.
  3. Развивать артикуляторную моторику с помощью артикуляционной гимнастики.
  4. Работать над развитием фонематического слуха.
  5. Развивать общую моторику посредством физкультминутки.

III. Воспитательные:

  1. Воспитывать желание заниматься и произносить звуки правильно.
  2. Воспитывать активность на занятии, общительность и внимательность.

Материал:

Демонстрационный:

  • альбом «Сказка о Веселом язычке»;
  • картина «Замок гласных звуков»;
  • картина «Страна чудес»;
  • предметные картинки на изучаемые звуки;
  • звукознайкин;
  • конверт со стихами;
  • буквы на листках;
  • фланелеграф.

Раздаточный:

  • индивидуальные зеркала по количеству детей;
  • фишки;
  • ватные шарики на ниточках;
  • индивидуальные предметные картинки на изучаемые звуки.

Ход занятия.

Вступительная часть.

I. Оргмомент.

1. Пальчиковая гимнастика: «Замок», «У оленя дом большой».

II. Артикуляторная гимнастика. Сказка о Веселом Язычке» (перед зеркалом, индивидуально).

Упражнения:

  • «Лопаточка» (для звука С);
  • «Улыбочка и трубочка» (для губ);
  • «Чищу зубы» (для звука С);
  • «Вкусное варенье» (для звука Ш).

2. Развитие речевого выдоха: дуть на ватный шарик, подвешенный к палочке игра «Веселые качели».

Основная часть.

III. Сообщение темы занятий.

- Как шумела листва от теплого ветра? (ш-ш-ш-ш-ш).

- Как подул холодный ветер? (с-с-с-с-с).

- Сегодня мы будем повторять звуки С и Ш.

IV. Сравнение звуков С и Ш по артикуляционным и акустическим признакам.

- Когда мы произносим звук С, где находится кончик языка (за нижними зубами), какой язычок? (широкий), губы? (губы в улыбке), зубы сближены.

Артикуляция звука Ш:

  • язык широкий;
  • кончик языка за верхним резцами;
  • губы округлены слегка;
  • зубы сближены, расстояние 2-3 мм;

При произнесении звука С, воздушная струя холодная, а при Ш – теплая (проверяем тыльной стороной руки)

V. Произношение звуков С и Ш в слогах.

- Решили звуки С и Ш совершить путешествие. Мы отправимся вместе с ними. Подошли звуки С и Ш к Красному замку. Какие в нем живут звуки?.(гласные ). Какие мы знаем гласные звуки? (а, о, у, и, ы, э). Давайте подружим звуки С и Ш с гласными звукам. Звук С подружился со звуком А. Что получилось? (слог СА) (аналогичные задания проводятся и с другими звуками).

- Гласный звук О подружился вначале со звуком С, а затем – со звуком Ш, и получились слоги … (со, шо). Познакомились слоги: са – ша, су – шу, со – шо. Потом решили поговорить друг с другом:

  • са-са, ша-ша – удивленно с оживлением;
  • су-су! шу-шу! – с восхищением;
  • со-со-со, шо-шо-шо – грустно.

Дети повторяют слоги с выражением эмоций.

VI. Произношение звуков С и Ш в словах.

- Пошли звуки. С и Ш дальше и пригласили с собой гласные звуки. Пришли они вместе в страну чудес. Ой! Да здесь все предметы с нашими звуками! Звук Ш просит нас назвать его слова.

Дети называют слова со звуком Ш. Потом называют слова со звуком С.

Задание усложняется: дети должны найти по заданной позиции звука в их названии.

VII. Деление слов на части (слоги).

- Какое правило мы вспоминаем, когда делим слово на слоги? (сколько в слове гласных, столько и слогов).

VIII. Физкультминутка.

- Превращаемся в деревья. Подул теплый ветерок (ш-ш-ш), дети качаются, руки изображают ветки. Подул холодный ветерок (с-с-с-с), деревья качаются потише.

IX. Произношение звуков С и Ш в чистоговорках. Словотворчество детей.

- Захотелось звукам поселиться вместе с нами. И придумали они чистоговорки – небылицы со словами слон, лиса, душ:

  • «лон-лон-лон — на лопате едет слон»;
  • «са-са-са – на луне сидит лиса»;
  • «уш-уш-уш – слон с лисою съели душ»;

Дети повторяют чистоговорки вместе с логопедом.

X. Развитие фонематических представлений.

Стук в дверь.

- Кто-то к нам стучится! (На фланелеграфе появляется Звукознайкин). Это звукознайкин, он живет в Стране чудес. Он принес картинки (логопед раздает их). И просит: чтобы вы подняли сначала картинки со звуком Ш и С.

Дети отвечают.

XI. Развитие фонематического слуха.

- Звукознайкин принес конверт со стихами. А нам нужно отгадать, какой звук чаще всех слышится:

«Спит спокойно старый слон
Стоя спать, умеет он».

Шаловливый наш сынишка,
Непослушный шалунишка,
Лучше маме помогай,
Свои шалости бросай.

Со стола стащила киска,
Сыр, сметану и сосиски
Что же будет есть семья?
Слушай, киска, так нельзя.

Дед Додон в дуду дудел,
Диму дед дудой задел.

XII. Работа с буквами. Творчество детей.

Показ букв С и Ш.

- На что похожа буква С – луна, рога, свернувшийся червяк…; Ш – грабли, расческа…

XIII. Придумывание слов со звуками С и Ш.

слон, слива, стол, стул, шкаф, шуба…

Заключительная часть.

IX. Итог занятия.

- А теперь посчитаем, кто больше всех собрал фишек, тот у нас победитель. Спасибо, ребята, вы мне очень порадовали своими ответами, мне было очень приятно с вами работать.

Литература:

1. З.А.Репина, В.И.Буйко «Уроки логопедии», «Литур», Екатеренбург, 1999г.

Фадеева Наталия Георгиевна,
учитель-логопед,
МБДОУ детский сад «Петушок»,
с. Виловатово,
Республика Марий Эл

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (4 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Занятие по логоритмике «Веселые овощи» для детей старшего дошкольного возраста Занятие по логоритмике «Веселые овощи» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Транспорт» Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Транспорт»
План-конспект совместного занятия с детьми и родителями старшей возрастной группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей» План-конспект совместного занятия с детьми и родителями старшей возрастной группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей»
План-конспект совместного занятия с детьми и родителями средней группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей» План-конспект совместного занятия с детьми и родителями средней группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.