Конспект урока на тему «Дифференциация Ё-Ю в слогах, словах» предназначен для обучающихся 2-3 классов с нарушением чтения и письма, обусловленным фонематическим нарушением речи.
Дифференциация Ё-Ю в слогах, словах
Цели:
Образовательные:
- уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков [йо]-[йу];
- формировать умение различать на письме буквы ё-ю в слогах, словах;
- формировать навыки фонематического анализа и синтеза;
- обогащать словарный запас;
Коррекционные:
- развивать слуховое внимание, фонематический слух;
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, уважительное отношение к товарищам.
Оборудование: колокольчик, предметные картинки (свинья, корова, ёж, овца), (тетрадь, юла, пенал, краски), мягкая игрушка «Ёжик», зеркала, картинки тучек и капелек, картинки листьев с ребусами, картинки грибов со словами.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Прозвенел звонок и смолк.
Начинается урок.
Слушаем внимательно,
Работаем старательно.
II. Основная часть урока.
1. Сообщение темы урока.
- Внимательно посмотрите на ряд картинок и скажите, какая лишняя?
(ёжик, т.к. это дикое животное, а остальные домашние)
- Посмотрите на следующий ряд картинок.
(Здесь лишняя юла, так как это игрушка, а остальное — школьные принадлежности.)
- Назовите первую букву в словах «ёжик» и «юла». (Ё-Ю)
- Правильно. Сегодня на занятии мы будем учиться различать буквы ё-ю в слогах, словах. А чтобы нам было не скучно, я пригласила к нам в гости ёжика.
- Скажите, какое сейчас время года? (осень)
- Правильно. Назовите основные признаки осени. (дни короче, чаще осадки, температура ниже, листья меняют цвет и опадают, птицы улетают в тёплые края, а животные линяют и делают запасы на зиму)
- А что делает осенью ёжик?
Ежи начинают готовиться к зиме в начале осени. Подыскивают глубокую нору, которая почти 2 метра глубиной, иначе в холодную зиму с сильными заморозками ежи могут просто замерзнуть и не выжить. Утепляют ее сухими листьями и мхом, закупоривают нору и впадают в спячку.
- А ещё мы поможем ёжику приготовиться к зиме.
2. Уточнение артикуляции звуков.
- Но сначала вернёмся к нашей теме. Скажите, чем похожи буквы ё-ю?
(гласные, когда произносим голосовые связки работают)
(гласные второго ряда, обозначают мягкость согласного)
(хитрые, «йотированные» обозначают 2 звука)
- Чем отличаются?
Ё – обозначает 2 звука [йо]
Ю – обозначает 2 звука [йу]
- Возьмите зеркало и произнесите Ё, затем Ю. Что вы наблюдаете? (…)
- Верно, если правильно произносить звуки, можно почувствовать разницу в звучании и артикуляции. Когда произносим ё рот открывается шире, подбородок опускается, губы округлены. При произношении ю рот узкий, подбородок не опускается, губы сильно вытянуты вперёд в форме трубочки.
- Попробуйте по моей артикуляции определить, что я произношу, ё или ю.
3. Различение звуков на слух.
- А теперь поиграем с ёжиком в игру «Кто внимательный». Я произношу ряд слогов, а вы повторяете за мной:
Рю-рё-рю лё-лё-лю мё-мю-мё сю-сю-сё ню-нё-ню дё-дю-дю
4. Различение слогов на письме.
- Откройте тетради, запишите число и послушайте правила следующей игры, которая называется «Наоборот». Я диктую слог с буквой ё или ю, а вы меняете ё на ю или ю на ё и записываете пару. Например, ём-юм. ют-ёт, всё-всю и т.д.
- Ёжик приготовил для вас следующую игру. Посмотрите на ежат, у них в иголках запутались листочки с рядами букв. Букву Ё обводим овалом, а Ю подчёркиваем двумя чертами.
- Молодцы! А теперь поменяйтесь ежатами и проверьте всё ли правильно. Может, кто пропустил нужную букву или вычеркнул лишнюю?
5. Физминутка.
Жил в лесу колючий ежик,
Был клубочком и без ножек,
(Обнимают себя за плечи)
Не умел он хлопать —Хлоп-хлоп-хлоп,
(Хлопают в ладоши) .
Не умел он топать —Топ-топ-топ.
(Выполняют «топотушки»).
Не умел он прыгать — Прыг-прыг-прыг
(Прыгают на двух ногах) .
Только носом двигать –
Шмыг-шмыг-шмыг.
А ребятки в лес пришли,
Ежика в лесу нашли,
Научили хлопать — Хлоп-хлоп-хлоп,
(Хлопают в ладоши) .
Научили топать — Топ-топ-топ.
(Выполняют «топотушки»).
Научили прыгать — Прыг-прыг-прыг,
(Прыгают на двух ногах) .
И носиком не шмыгать.
6. Различение слов на письме.
- Посмотрите на доску. Налетел ветер и нагнал тучи. Тучки со словами, в которых вылетели слоги. Чтобы прогнать эти тучи, нам нужно правильно расставить в них слоги, чтобы получились слова.
- Запишите слова в тетради и подчеркните слоги, которые вставили.
- Вот мы и прогнали тучи. Но из-за сильного ветра нападали листочки. А листочки не простые, а с ребусами.
Клюква верблюд осёл.
- Запишите эти слова в тетрадь и подчеркните ё-ю.
- Молодцы! Эти листочки ёжик возьмёт в норку, чтобы утеплить её.
- И в конце занятия давайте поможем ёжику собрать грибы, чтобы он перед длительной спячкой смог как следует подкрепиться.
- Посмотрите, какие интересные грибы.
- Что вы заметили?
Можно разложить по парам.
Плёс – плюс
Клёв — клюв
Шлёпки — шлюпки
(Слова похожи, отличаются одной буквой)
- Правильно! Это слова-паронимы. Значение у них тоже разное. Плёс – это город в Ивановской области и широкое водное пространство между островами,перекатами, изгибами. Речной плёс. Озерный плёс.
- Плюс – это символ операции сложения.
- Клёв – это действие по глаголу клевать. Сегодня хороший клёв.
- Клюв – это орган птиц, черепах, головоногих моллюсков и утконоса, образованный удлинёнными беззубыми челюстями, одетыми роговым чехлом — рамфотекой. Функции клюва весьма разнообразны, что отражается на разнообразии его форм
- Шлёпки- это домашние туфли.
- Шлюпки – это общее название малого беспалубного мореходного судна для транспортирования людей и грузов, а также для спасения личного состава на воде.
7. Подведение итогов занятия.
- Вот мы с вами и помогли ёжику приготовиться к зиме, а вместе с этим и учились различать ё-ю.
- Что вам понравилось?
- А ёжик говорит вам большое спасибо и приготовил для вас небольшие подарки.
Захарова Наталья Фёдоровна,
учитель-логопед,
МАОУ»Гимназия № 4″,
город Стерлитамак