Конспект урока на тему «Дифференциация Ё-Ю в слогах, словах»

ЁжикКонспект урока на тему «Дифференциация Ё-Ю в слогах, словах» предназначен для обучающихся 2-3 классов с нарушением чтения и письма, обусловленным фонематическим нарушением речи.

Дифференциация Ё-Ю в слогах, словах

Цели:

Образовательные:

  • уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков [йо]-[йу];
  • формировать умение различать на письме буквы ё-ю в слогах, словах;
  • формировать навыки фонематического анализа и синтеза;
  • обогащать словарный запас;

Коррекционные:

  • развивать слуховое внимание, фонематический слух;

Воспитательные:

  • воспитывать самостоятельность, уважительное отношение к товарищам.

Оборудование: колокольчик, предметные картинки (свинья, корова, ёж, овца), (тетрадь, юла, пенал, краски), мягкая игрушка «Ёжик», зеркала, картинки тучек и капелек, картинки листьев с ребусами, картинки грибов со словами.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок и смолк.
Начинается урок.
Слушаем внимательно,
Работаем старательно.

II. Основная часть урока.

1. Сообщение темы урока.

- Внимательно посмотрите на ряд картинок и скажите, какая лишняя?

(ёжик, т.к. это дикое животное, а остальные домашние)

- Посмотрите на следующий ряд картинок.

(Здесь лишняя юла, так как это игрушка, а остальное — школьные принадлежности.)

- Назовите первую букву в словах «ёжик» и «юла». (Ё-Ю)

- Правильно. Сегодня на занятии мы будем учиться различать буквы ё-ю в слогах, словах. А чтобы нам было не скучно, я пригласила к нам в гости ёжика.

- Скажите, какое сейчас время года? (осень)

- Правильно. Назовите основные признаки осени. (дни короче, чаще осадки, температура ниже, листья меняют цвет и опадают, птицы улетают в тёплые края, а животные линяют и делают запасы на зиму)

- А что делает осенью ёжик?

Ежи начинают готовиться к зиме в начале осени. Подыскивают глубокую нору, которая почти 2 метра глубиной, иначе в холодную зиму с сильными заморозками ежи могут просто замерзнуть и не выжить. Утепляют ее сухими листьями и мхом, закупоривают нору и впадают в спячку.

- А ещё мы поможем ёжику приготовиться к зиме.

2. Уточнение артикуляции звуков.

- Но сначала вернёмся к нашей теме. Скажите, чем похожи буквы ё-ю?

(гласные, когда произносим голосовые связки работают)

(гласные второго ряда, обозначают мягкость согласного)

(хитрые, «йотированные» обозначают 2 звука)

- Чем отличаются?

Ё – обозначает 2 звука [йо]

Ю – обозначает 2 звука [йу]

- Возьмите зеркало и произнесите Ё, затем Ю. Что вы наблюдаете? (…)

- Верно, если правильно произносить звуки, можно почувствовать разницу в звучании и артикуляции. Когда произносим ё рот открывается шире, подбородок опускается, губы округлены. При произношении ю рот узкий, подбородок не опускается, губы сильно вытянуты вперёд в форме трубочки.

- Попробуйте по моей артикуляции определить, что я произношу, ё или ю.

3. Различение звуков на слух.

- А теперь поиграем с ёжиком в игру «Кто внимательный». Я произношу ряд слогов, а вы повторяете за мной:

Рю-рё-рю лё-лё-лю мё-мю-мё сю-сю-сё ню-нё-ню дё-дю-дю

4. Различение слогов на письме.

- Откройте тетради, запишите число и послушайте правила следующей игры, которая называется «Наоборот». Я диктую слог с буквой ё или ю, а вы меняете ё на ю или ю на ё и записываете пару. Например, ём-юм. ют-ёт, всё-всю и т.д.

- Ёжик приготовил для вас следующую игру. Посмотрите на ежат, у них в иголках запутались листочки с рядами букв. Букву Ё обводим овалом, а Ю подчёркиваем двумя чертами.

- Молодцы! А теперь поменяйтесь ежатами и проверьте всё ли правильно. Может, кто пропустил нужную букву или вычеркнул лишнюю?

5. Физминутка.

Жил в лесу колючий ежик,
Был клубочком и без ножек,

(Обнимают себя за плечи)

Не умел он хлопать —Хлоп-хлоп-хлоп,
(Хлопают в ладоши) .

Не умел он топать —Топ-топ-топ.
(Выполняют «топотушки»).

Не умел он прыгать — Прыг-прыг-прыг
(Прыгают на двух ногах) .

Только носом двигать –
Шмыг-шмыг-шмыг.

А ребятки в лес пришли,
Ежика в лесу нашли,

Научили хлопать — Хлоп-хлоп-хлоп,
(Хлопают в ладоши) .

Научили топать — Топ-топ-топ.
(Выполняют «топотушки»).

Научили прыгать — Прыг-прыг-прыг,
(Прыгают на двух ногах) .

И носиком не шмыгать.

6. Различение слов на письме.

- Посмотрите на доску. Налетел ветер и нагнал тучи. Тучки со словами, в которых вылетели слоги. Чтобы прогнать эти тучи, нам нужно правильно расставить в них слоги, чтобы получились слова.

Расставить слоги

- Запишите слова в тетради и подчеркните слоги, которые вставили.

- Вот мы и прогнали тучи. Но из-за сильного ветра нападали листочки. А листочки не простые, а с ребусами.

Ребусы

Клюква верблюд осёл.

- Запишите эти слова в тетрадь и подчеркните ё-ю.

- Молодцы! Эти листочки ёжик возьмёт в норку, чтобы утеплить её.

- И в конце занятия давайте поможем ёжику собрать грибы, чтобы он перед длительной спячкой смог как следует подкрепиться.

- Посмотрите, какие интересные грибы.

Объедени слова парами

- Что вы заметили?

Можно разложить по парам.

Плёс – плюс
Клёв — клюв
Шлёпки — шлюпки

(Слова похожи, отличаются одной буквой)

- Правильно! Это слова-паронимы. Значение у них тоже разное. Плёс – это город в Ивановской области и широкое водное пространство между островами,перекатами, изгибами. Речной плёс. Озерный плёс.

- Плюс – это символ операции сложения.

- Клёв – это действие по глаголу клевать. Сегодня хороший клёв.

- Клюв – это орган птиц, черепах, головоногих моллюсков и утконоса, образованный удлинёнными беззубыми челюстями, одетыми роговым чехлом — рамфотекой. Функции клюва весьма разнообразны, что отражается на разнообразии его форм

- Шлёпки- это домашние туфли.

- Шлюпки – это общее название малого беспалубного мореходного судна для транспортирования людей и грузов, а также для спасения личного состава на воде.

7. Подведение итогов занятия.

- Вот мы с вами и помогли ёжику приготовиться к зиме, а вместе с этим и учились различать ё-ю.

- Что вам понравилось?

- А ёжик говорит вам большое спасибо и приготовил для вас небольшие подарки.

Захарова Наталья Фёдоровна,
учитель-логопед,
МАОУ»Гимназия № 4″,
город Стерлитамак

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (3 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: «Звуки [в] — [в’]. Буква В» Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: «Звуки [в] — [в’]. Буква В»
Речевая викторина «Умники и Умницы» Речевая викторина «Умники и Умницы»
Тематическое речевое развлечение на тему «Наша Армия сильна!» Тематическое речевое развлечение на тему «Наша Армия сильна!»
Конспект непосредственной коррекционно-образовательной деятельности в подготовительной к школе группе для детей с ОНР по обучению грамоте с элементами театрализации на тему:  «Цирковая афиша» Конспект непосредственной коррекционно-образовательной деятельности в подготовительной к школе группе для детей с ОНР по обучению грамоте с элементами театрализации на тему: «Цирковая афиша»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.