Конспект урока на тему «Дифференциация Ё-Ю в слогах, словах»

ЁжикКонспект урока на тему «Дифференциация Ё-Ю в слогах, словах» предназначен для обучающихся 2-3 классов с нарушением чтения и письма, обусловленным фонематическим нарушением речи.

Дифференциация Ё-Ю в слогах, словах

Цели:

Образовательные:

  • уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков [йо]-[йу];
  • формировать умение различать на письме буквы ё-ю в слогах, словах;
  • формировать навыки фонематического анализа и синтеза;
  • обогащать словарный запас;

Коррекционные:

  • развивать слуховое внимание, фонематический слух;

Воспитательные:

  • воспитывать самостоятельность, уважительное отношение к товарищам.

Оборудование: колокольчик, предметные картинки (свинья, корова, ёж, овца), (тетрадь, юла, пенал, краски), мягкая игрушка «Ёжик», зеркала, картинки тучек и капелек, картинки листьев с ребусами, картинки грибов со словами.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок и смолк.
Начинается урок.
Слушаем внимательно,
Работаем старательно.

II. Основная часть урока.

1. Сообщение темы урока.

- Внимательно посмотрите на ряд картинок и скажите, какая лишняя?

(ёжик, т.к. это дикое животное, а остальные домашние)

- Посмотрите на следующий ряд картинок.

(Здесь лишняя юла, так как это игрушка, а остальное — школьные принадлежности.)

- Назовите первую букву в словах «ёжик» и «юла». (Ё-Ю)

- Правильно. Сегодня на занятии мы будем учиться различать буквы ё-ю в слогах, словах. А чтобы нам было не скучно, я пригласила к нам в гости ёжика.

- Скажите, какое сейчас время года? (осень)

- Правильно. Назовите основные признаки осени. (дни короче, чаще осадки, температура ниже, листья меняют цвет и опадают, птицы улетают в тёплые края, а животные линяют и делают запасы на зиму)

- А что делает осенью ёжик?

Ежи начинают готовиться к зиме в начале осени. Подыскивают глубокую нору, которая почти 2 метра глубиной, иначе в холодную зиму с сильными заморозками ежи могут просто замерзнуть и не выжить. Утепляют ее сухими листьями и мхом, закупоривают нору и впадают в спячку.

- А ещё мы поможем ёжику приготовиться к зиме.

2. Уточнение артикуляции звуков.

- Но сначала вернёмся к нашей теме. Скажите, чем похожи буквы ё-ю?

(гласные, когда произносим голосовые связки работают)

(гласные второго ряда, обозначают мягкость согласного)

(хитрые, «йотированные» обозначают 2 звука)

- Чем отличаются?

Ё – обозначает 2 звука [йо]

Ю – обозначает 2 звука [йу]

- Возьмите зеркало и произнесите Ё, затем Ю. Что вы наблюдаете? (…)

- Верно, если правильно произносить звуки, можно почувствовать разницу в звучании и артикуляции. Когда произносим ё рот открывается шире, подбородок опускается, губы округлены. При произношении ю рот узкий, подбородок не опускается, губы сильно вытянуты вперёд в форме трубочки.

- Попробуйте по моей артикуляции определить, что я произношу, ё или ю.

3. Различение звуков на слух.

- А теперь поиграем с ёжиком в игру «Кто внимательный». Я произношу ряд слогов, а вы повторяете за мной:

Рю-рё-рю лё-лё-лю мё-мю-мё сю-сю-сё ню-нё-ню дё-дю-дю

4. Различение слогов на письме.

- Откройте тетради, запишите число и послушайте правила следующей игры, которая называется «Наоборот». Я диктую слог с буквой ё или ю, а вы меняете ё на ю или ю на ё и записываете пару. Например, ём-юм. ют-ёт, всё-всю и т.д.

- Ёжик приготовил для вас следующую игру. Посмотрите на ежат, у них в иголках запутались листочки с рядами букв. Букву Ё обводим овалом, а Ю подчёркиваем двумя чертами.

- Молодцы! А теперь поменяйтесь ежатами и проверьте всё ли правильно. Может, кто пропустил нужную букву или вычеркнул лишнюю?

5. Физминутка.

Жил в лесу колючий ежик,
Был клубочком и без ножек,

(Обнимают себя за плечи)

Не умел он хлопать —Хлоп-хлоп-хлоп,
(Хлопают в ладоши) .

Не умел он топать —Топ-топ-топ.
(Выполняют «топотушки»).

Не умел он прыгать — Прыг-прыг-прыг
(Прыгают на двух ногах) .

Только носом двигать –
Шмыг-шмыг-шмыг.

А ребятки в лес пришли,
Ежика в лесу нашли,

Научили хлопать — Хлоп-хлоп-хлоп,
(Хлопают в ладоши) .

Научили топать — Топ-топ-топ.
(Выполняют «топотушки»).

Научили прыгать — Прыг-прыг-прыг,
(Прыгают на двух ногах) .

И носиком не шмыгать.

6. Различение слов на письме.

- Посмотрите на доску. Налетел ветер и нагнал тучи. Тучки со словами, в которых вылетели слоги. Чтобы прогнать эти тучи, нам нужно правильно расставить в них слоги, чтобы получились слова.

Расставить слоги

- Запишите слова в тетради и подчеркните слоги, которые вставили.

- Вот мы и прогнали тучи. Но из-за сильного ветра нападали листочки. А листочки не простые, а с ребусами.

Ребусы

Клюква верблюд осёл.

- Запишите эти слова в тетрадь и подчеркните ё-ю.

- Молодцы! Эти листочки ёжик возьмёт в норку, чтобы утеплить её.

- И в конце занятия давайте поможем ёжику собрать грибы, чтобы он перед длительной спячкой смог как следует подкрепиться.

- Посмотрите, какие интересные грибы.

Объедени слова парами

- Что вы заметили?

Можно разложить по парам.

Плёс – плюс
Клёв — клюв
Шлёпки — шлюпки

(Слова похожи, отличаются одной буквой)

- Правильно! Это слова-паронимы. Значение у них тоже разное. Плёс – это город в Ивановской области и широкое водное пространство между островами,перекатами, изгибами. Речной плёс. Озерный плёс.

- Плюс – это символ операции сложения.

- Клёв – это действие по глаголу клевать. Сегодня хороший клёв.

- Клюв – это орган птиц, черепах, головоногих моллюсков и утконоса, образованный удлинёнными беззубыми челюстями, одетыми роговым чехлом — рамфотекой. Функции клюва весьма разнообразны, что отражается на разнообразии его форм

- Шлёпки- это домашние туфли.

- Шлюпки – это общее название малого беспалубного мореходного судна для транспортирования людей и грузов, а также для спасения личного состава на воде.

7. Подведение итогов занятия.

- Вот мы с вами и помогли ёжику приготовиться к зиме, а вместе с этим и учились различать ё-ю.

- Что вам понравилось?

- А ёжик говорит вам большое спасибо и приготовил для вас небольшие подарки.

Захарова Наталья Фёдоровна,
учитель-логопед,
МАОУ»Гимназия № 4″,
город Стерлитамак

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (3 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Занятие по логоритмике «Веселые овощи» для детей старшего дошкольного возраста Занятие по логоритмике «Веселые овощи» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Транспорт» Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Транспорт»
План-конспект совместного занятия с детьми и родителями старшей возрастной группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей» План-конспект совместного занятия с детьми и родителями старшей возрастной группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей»
План-конспект совместного занятия с детьми и родителями средней группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей» План-конспект совместного занятия с детьми и родителями средней группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.