Конспект урока «Формирование связного высказывания по теме «Весна»

Поливода Надежда Михайловна,
учитель начальных классов,
учитель-логопед

Проблема развития связной речи у учащихся остаётся актуальной на сегодняшний день. Модернизация системы современного образования требует особого внимания к развитию речевой деятельности младших школьников. Овладение связной речью -  необходимое условие формирования социально активной личности.

Приоритетной задачей развития связной речи младшего школьника является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, пересказ литературных произведений, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь- планирование), а также изложение, сочинение рассказов по картине и серии сюжетных картинок.

Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей.

Данная методическая разработка включает в себя такие направления:

1.    Обогащение словаря
2.    Развитие грамматического строя речи
3.    Совершенствование умений и навыков построения связного высказывания.

Тема урока: «Весна»

ВеснаТип урока: Урок объяснения нового материала.

Форма урока: Урок  – игра.

Цели урока:

1.    Формировать навык согласования сущ. + прил., конструирования предложений по схеме;
2.    Развивать связную речь учащихся,  обогащать словарный запас по теме «Весна», развивать наблюдательность, умение делать выводы и обобщения на основе собственных наблюдений;
3.    Воспитывать у учащихся любознательность, интерес к природе, стремление хорошо учиться.

Оборудование:

- для учителя – зеркало, предметные картинки (ведро, ель, сапоги ,носки, автобус; солнце, облака, птицы, снег), карточки-таблички со словами (весна; греет, светит, радует; острые, блестящие, прозрачные, безоблачное, чистое, голубое, сырой, грязный, рыхлый), набор карточек «Признаки весны», .
- для учащихся – зеркало, лист бумаги с текстом «Весна», сигнальные «карточки-настроения»,  ручки с синей пастой.
Программное обеспечение. Microsoft Office Word 2007.

Последовательность и продолжительность этапов урока:

Организационный момент –  1 мин.
Артикуляционная гимнастика – 5 мин.
Сообщение темы и цели урока – 2 мин.
Проверка домашнего задания – 3 мин.
Объяснение  нового материала – 7 мин.
Физкультминутка – 2 мин.
Объяснение  нового материала – 9 мин.
Закрепление нового материала –9 мин.
Подведение итогов – 2 мин.

Ход урока

Подготовка к началу урока (30 секунд до начала урока)

Учитель встречает детей у своего рабочего места, приглашая их занять свои места. В кабинете звучит негромкая музыка. Учащиеся проходят на свои места, приветствуют учителя.

I. Организационный момент (1 минута)

– Доброе утро, ребята. Улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу. Сейчас у нас с вами начинается урок. Присаживайтесь.

Дети наклоном головы приветствуют учителя и друг друга.

– Кто готов со мной работать, хочет узнать на уроке что-то новое, интересное – покажите сигнальными  карточками.

Учащиеся поднимают сигнальные «карточки – настроение».

Карточки - настроение
- Сегодня на уроке мы с вами будем работать по плану, который вы видите перед собой на доске. Давайте вместе прочитаем его.

Учащиеся хором читают план урока:
Артикуляционная гимнастика
Сообщение темы и цели урока
Проверка домашнего задания
Объяснение  нового материала
Физкультминутка
Объяснение  нового материала
Закрепление нового материала
Подведение итогов

Пояснение учителя к этапу урока: Этот приём позволяет учителю снять напряжение с учащихся, сконцентрировать их внимание на себе как основном объекте, предъявляющем информацию, спланировать свою дальнейшую деятельность.

II. Артикуляционная гимнастика (5 минут)

- Ребята, давайте подготовим ваш артикуляционный аппарат к работе. Поставьте перед собой свои зеркала.

Дети готовят свои зеркала к работе.

Выполняем следующие упражнения:

•    Улыбочка/трубочка
•    Упражнение на чередование: лопаточка/ иголочка /чашечка
•    Маляр
•    Лошадка
•    Почистим верхние зубки
•    Почистим нижние зубки
•    Качели
•    Индюк

Дети последовательно выполняют упражнения, предлагаемые учителем.

Пояснение учителя к этапу урока: Этот этап позволяет подготовить артикуляционный аппарат учащихся к работе.

III. Сообщение темы и цели урока (2 минуты)

- Сегодня мы переходим к изучению новой темы. А тема сегодняшнего урока зашифрована на доске.

- Попробуйте расшифровать тему. Для этого вам необходимо выполнить следующее задание.

На доске вывешены картинки: ведро, ель, сапоги, носки, автобус.

- По первым звукам в словах нужно составить слово, которое будет обозначать тему нашего занятия.

- Кто смог расшифровать тему урока?

- Итак, тема сегодняшнего урока «Весна».

На доске появляется название темы урока, которая будет дополнятся элементами по ходу урока.

- Весна. Давайте хором произнесем это слово.

Дети хором проговаривают слово весна.

– Сегодня на уроке мы поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны и постараемся составить картину и рассказ о весне. Представьте, что доска – это наш альбомный лист, на котором мы попробуем нарисовать чудесную весеннюю картину.

Пояснение учителя к этапу урока: Учитель должен постараться своей деятельностью заинтересовать ребят, вызвать у них желание вспомнить признаки весны и создать совместными усилиями весеннюю картину.

IV. Проверка домашнего задания (3 минуты)

– Ребята, с чего начинается весна?  Давайте вспомним самые первые признаки весны?

Ученики выдвигают свои варианты ответов, а учитель подкрепляет их ответы карточками, располагая их на доске.

•    День стал длиннее и светлее.
•    Днём стало пригревать солнышко.
•    Воздух стал теплее.
•    Снег чернеет и оседает.
•    Появляются сосульки.

Пояснение учителя к этапу урока: Этот этап урока позволяет учителю выяснить степень подготовленности учащихся.

V. Объяснение  нового материала (16 минут)

– Ребята, а отчего зависят все эти признаки весны? Что является причиной всех этих изменений?

Ученики выдвигают свои варианты ответов. (Причиной всех этих изменений является солнце).

- Вот мы и поместим солнышко первым на нашу картину.

Учитель прикрепляет солнце на магнитную доску.

- Итак, мы назвали первые признаки весны, которые происходят в неживой природе. И всё это происходит благодаря солнышку. Солнце поднимается выше, отсюда день становится длиннее, светлее, теплее.

- А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Продолжи фразу».

Солнце

•    Ласковое, как…
•    Круглое, как…
•    Тёплое, как…
•    Золотое, как…
•    Яркое, как…

Ученики выдвигают свои варианты ответов, начиная свой ответ со слова «солнце».

- А теперь кто больше назовёт «слов-действий». Солнце что делает?

На доске появляется карточка со словами : греет, светит, радует).

- Ребята, давайте составим красивое предложение о солнышке.

Учитель выслушивает 2-3 варианта ответов.

VI. Физкультминутка ( 2 минуты)

Гимнастика для глаз (комплекс упражнений).

– Ребята, отгадайте загадку:

Это что за потолок?
То он низок, то высок,
То он сер, то беловат,
То чуть-чуть голубоват.
А порой такой красивый
Кружевной и синий-синий!

Учитель выслушивает 2-3 варианта ответов. (Это небо).

На доске появляется ещё одна картинка-опора (облако).

- А теперь кто больше назовёт «слов-признаков».  Какое может быть небо?

На доске появляется карточка со словами: безоблачное, чистое, голубое).

- Ребята, давайте составим красивое предложение о весеннем небе, используя наши слова-опоры.

Ученики выдвигают свои варианты ответов. Ответы принимаются только полные.

- Игра «Бывает ли так?». Я говорю фразу, а вы отвечаете: бывает ли так?

- Весной, мы с ребятами сделали из снега горку и стали кататься.

- Наступила весна, с крыш домов свисают сосульки.

- Назовите, пожалуйста, «слова-признаки», сосульки какие?

На доске появляется карточка со словами: блестящие, острые, прозрачные).

- О ком мы ещё не сказали? Верно, о птицах.

Учитель прикрепляет птиц на магнитную доску.

- А что делают птицы с приходом весны?

У вас на столах лежат карточки, на которых написаны действия. Выберите правильные ответы.

Весной птицы:

- вьют гнёзда
-улетают на юг
-выводят птенцов
-прилетают из тёплых стран

-Ребята, отгадайте, о чём мы будем говорить, если в этом слове 4 буквы: первая – «эс», последняя-«гэ».

Верно, это снег.

Учитель прикрепляет снег на магнитную доску.

- Какой снег бывает весной?

На доске появляется карточка со словами: сырой, грязный, рыхлый).

- Итак, мы с вами создали весеннюю картину. Давайте попробуем составить рассказ о весне, опираясь на нашу картину и слова-опоры.

- Сейчас мы проверим, что вы запомнили на сегодняшнем уроке. Для этого вам нужно взять карточки с текстом и дополнить его теми словами, которые мы использовали сегодня на уроке.

Текст.

Наступает весна. День начинает заметно прибывать. С каждым днём _______  ______всё сильнее и _______ . Весной небо _______ и _______. С крыш домов свисают _______ , _________ и  _________ сосульки. Снег становится _________, _________ и _________. По дорожкам ________ ручейки. Из тёплых стран  вернулись ________.

VIII. Подведение итогов (2 минуты)

- Ребята, чем мы занимались сегодня на уроке?

Мы закрепляли признаки весны, отгадывали загадки, подбирали «слова-признаки» и « слова-действия», составляли рассказ о весне.

- Ребята, покажите сигнальными «карточками — настроения» как вы работали на уроке, добились ли цели урока.

Карточки - настроение
Самооценка учащихся.

- Я считаю, что сегодня на уроке вы все хорошо работали. Я хочу сказать, что все вы молодцы!

Эмоциональное состояние учащихся поднимается.

- Ребята, что вам сегодня на уроке понравилось, что не понравилось?

Дети высказываются о своих впечатлениях.

Пояснение учителя к этапу урока: На данном этапе рефлексивно закрепляется настрой учащихся на урок. Это делается в связи с тем, что им предлагается продолжить работу, а, следовательно, сохранить позитив начала учебной деятельности. Нацеливание на последующую деятельность позволяет развить у учащихся интерес ко всей теме, к предмету в целом, а не к отдельному предмету.

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий, Логопедам Метки: ,

Сейчас читают:

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР на тему: «Звук и буква С» Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР на тему: «Звук и буква С»
Использование наглядности при работе над связной речью с детьми с ОНР III уровня речевого развития Использование наглядности при работе над связной речью с детьми с ОНР III уровня речевого развития
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [ш] в словах Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [ш] в словах
Игра-соревнование «В мире гласных звуков» для детей старшей логопедической группы ДОУ с родителями Игра-соревнование «В мире гласных звуков» для детей старшей логопедической группы ДОУ с родителями

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.