Конспект урока в первом классе для группы учащихся с ФНР — Звуки [С]-[Ц]

Тема урока: Дифференциация звуков [С]-[Ц]

Цели:
Образовательная: дифференциация звуков [С]-[Ц] в слогах, словах, предложениях.
Коррекционно-развивающая: развитие навыка звуко-буквенного анализа на словах со звуками [С]-[Ц], расширение словаря по теме «Птицы», развитие мелкой и общей моторики, внимания.
Воспитательная: формирование положительной мотивации к логопедическим занятиям.

Оборудование: картинки птиц, красные, синие и зеленые кружки, конверты с картинками, картинка Карлсона.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Ень, ень, ень, ень — скажем всем мы добрый день .
Вы, вы, вы, вы — будем все мы вежливы.
Те, де, де .те — и услышим «здравствуйте».
Ас, ос, ас, ос — я не буду вешать нос.

2. Пальчиковая гимнастика.

Пальцы ловкими хотят
Быть у всех наших ребят.
Пальцам мы сейчас поможем
Упражнения предложим.

По ладошке кулачками
Нужно нам похлопать с вами.
И погладить,как игрушки,
Наших пальчиков подушки.

Как чудесно мы играли
И в игре тренировали.
Наши пальчики, ладошки,
Ну,и кулачки немножко.

3. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня к нам с вами прилетел в гости …. Догадайтесь,кто?

Толстяк живет на крыше.
Летает он всех выше.
( Это Карлсон ).

4. Конверт № 1. Игра в рифму.

- Давайте откроем конверт и посмотрим ,что в нем. Оказывается, Карлсон предлагает нам поиграть в рифму. Играем?
- Догадайтесь, о ком это стихотворение и договори словечко.

А.   Прилетела на окошко,
Сала клюнула немножко.
Замечательная птица
Желтогрудая ……. (синица ) .

Б.   Все блестящее хватает.
И в гнезде своем скрывает.
Шумна , болтлива ,белобока
Суетливая ……..(сорока ).

В.  На шесте дворец.
Во дворце певец.
А зовут его …..(скворец).

- Назовите одним словом слова-отгадки. (Птицы ).
- Какой одинаковый звук услышали во всех словах?
- Верно. Это звук [С].
- Что так работает? С-С-С-С …. Верно, насос.
- Какой это звук? (Согласный). (Почему?).
- Где находится в словах звук [С]? (В начале слова).
- Придумайте еще слова с этим звуком .
- Где еще в словах услышали [С]? (В середине и в конце).

5. Работа по развитию навыка звуко — буквенного анализа.

- Назовите гласные в слове С К В О Р Е Ц .
- Назовите согласные в этом слове.
- Определите количество слогов в нем(2). Почему?
- Выложите кружками схему слова.
- Поставьте ударение.
- Как назвать детенышей скворца? (Скворчата).
- Назови скворца ласково. (Скворушка).
- Как называют домик для скворца? (Скворечник).
- Скворец, скворчата, скворечник – это слова-родственники.
- Одинаково ли звучит звук [С] в словах синица, скворец, сорока?
- (Нет, в слове  синица [С] звучит мягко).
- Значит, какой он бывает? (мягкий и твердый)

6. Конверт № 2.

- Давайте определим по картинкам, какой звук в словах, твердый или мягкий.
- Каким он еще может быть, послушайте, звонким или глухим?
- Расскажите, каким же бывает звук [С]?

7. Знакомство со звуком [Ц].

- Как называют детенышей птиц? (Птенцы).
- Из чего вылупились птенцы? (Из яиц).
- Чем питаются птицы? (Гусеницами).
- Послушай слова и назови одинаковый звук во всех словах. (Птенцы, яйца, гусеницы). Придумай еще слова с [Ц].
- Где слышали звук [Ц]? (В начале слова, в середине и в конце).
- Произнеси звук [Ц] и расскажи о нем. (Согласный, твердый и глухой).
- Какие 2 звука слушаем на уроке? ([С] и [Ц]).
- Что одинакового между ними? (Оба согласные, глухие).
- Какая разница между этими звуками? ([С] твердый и мягкий,[Ц] всегда твердый).

8. Физминутка.

- Карлики – великаны.

9. Конверт № 3.

- Определяем какой звук в слове [С] или [Ц].
- Сделаем подарок Карлсону: соберем для него картинки только со звуком [С].

10. Игра в мяч.

- Карлсон пригласил в гости Волшебника, который поможет вам получить новые слова.

Цел – сел , лица –лиса, цвет -свет, цвести – свести .

11. Конверт № 4.

Игра «Слоги заблудились»

- Верни слоги на место и назови слова, которые получились.

(СИ , ГУ –гуси. ЛЯ, ЦАП – цапля, ГИРЬ, СНЕ – снегирь, ИСТ, А – аист).

Назови ,какой звук ты слышишь [С] или [Ц].

12. Конверт № 5.

Закончи предложение. Выбери слово, которое подходит.

Из леса выбежала ……… . (ЛИСА или ЛИЦА)?

- Сколько слов в предложении? В каком слове есть звук, который пришел к нам в гости? [С].

13.  Итог урока.

- Какие звуки слушали сегодня?
- Чем эти звуки похожи?
- Какая разница между ними?

Дунаева Надежда Николаевна,
учитель-логопед 1-ой категории
МОУСОШ № 19 г. Камышина,
Волгоградской обл.

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (4 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: , ,

Сейчас читают:

Конспект занятия «Сказки учат нас дружить» Конспект занятия «Сказки учат нас дружить»
Конспект логопедического занятия по развитию речи «Как помочь Айболиту?» Конспект логопедического занятия по развитию речи «Как помочь Айболиту?»
Подгрупповое занятие по лексической теме «Овощи. Путешествие на осеннюю ярмарку» Подгрупповое занятие по лексической теме «Овощи. Путешествие на осеннюю ярмарку»
Конспект логопедического занятия по теме «Звук и буква У» Конспект логопедического занятия по теме «Звук и буква У»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.